Конспект занятия Золотая осень


Занятие в подготовительной группе на тему «Золотая осень» (развитие речи).
Цели:
- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
- Активизировать глагольный словарь по данной теме.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Интегрирование по разделам: познавательное развитие, развитие речи.
Оборудование: картинка с изображением осени; мяч; букет из настоящих осенних листьев разных расцветок; 3 картинки с изображением сентября; 3 картинки с изображением октября; 3 картинки с изображением ноября; красные, желтые, голубые круги (прикрепить детям на одежду до занятия); «Волшебная книга».
Ход занятия:
В.: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?
Выслушать 3 – 4 ответа детей. Пообещать им, что обязательно поговорим об этом позже.
В.: Посмотрите на картинку. Итак, о чем наш сегодняшний разговор?
Д.: О золотой осени.
В.: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени. Ребята, что происходит с наступлением осени?
Д.: Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.
Птицы улетают в теплые края.
Животные готовятся к зиме.
Солнце светит, но не греет.
Часто идет холодный дождь.
На улице становится холодно, поэтому люди одеваются теплее
Люди собирают урожай.
Часто дует холодный ветер.
Игра: «Подбери действие».
В.: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует холодный ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
- Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют, опадают.
- Дождь осенью (что делает?) – Дождь осенью моросит, идет.
- С урожаем осенью (что делают?) – Урожай осенью убирают.
- Птицы осенью (что делают?) – Птицы осенью улетают в теплые края.
- Деревья осенью (что делают?) – Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью (что делают?) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- За осенью идет…Зима.
- А после зимы…Весна.
- После весны идет…Лето.
- А за летом наступает…Осень.
Правильно, потом в природе все повторяется.
- Какие осенние месяцы вы знаете?...Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Назовите второй осенний месяц…Октябрь.
- Назовите третий осенний месяц…Ноябрь.
- Назовите первый осенний месяц…Сентябрь.
- Между сентябрем и ноябрем, какой осенний месяц?...Октябрь.
В.: А теперь давайте мы с вами превратимся в осенние листочки.
Физкультминутка.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения).
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
В.: Ребята, а кто из вас знает, как осенние месяцы назывались в старину? Никто? Тогда слушайте!..
Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его назвали рябинником? (Потому что в это время появляется красная рябина).
Октябрь – листопадник. (Потому что опадают листья).
Ноябрь – зимник. (Потому что становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Игра с картинками.
В.: Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги трех цветов: у кого – то они красные, у кого – то желтые, у кого – то голубые. Сейчас я вам объясню задания, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до трех.
Тем, у кого красные круги, нужно выбрать картинку сентября, у кого желтые – октября, у кого голубые – ноября. Итак: один, два, три.
Проверить правильность выполнения задания, похвалить. Если дети ошиблись, спросить, почему они так решили?
В.: Ребята, как вы думаете, почему осенью с деревьев опадают листья?
(Ответы детей).
Добрый волшебник подарил нам «Волшебную книгу» (показать детям новую книгу). В этой книге мы найдем ответ на любой интересующий нас вопрос. И сейчас мы с вами узнаем, почему же осенью с деревьев опадают листья.
(Зачитать).
В.: Итак, ребята, почему осенью с деревьев опадают листья?
(Ответы детей).
В.: А что бы вы еще хотели узнать об осени?
(Ответы детей).
В.: А об этом мы поговорим на следующем занятии. А наша «Волшебная книга» нам обязательно поможет. А сейчас я хочу вас всех похвалить. Молодцы! Каждый из вас может познакомиться с новой книгой, аккуратно ее полистать, посмотреть картинки.
А знаете ли вы, почему опадают листья осенью?
Летом, даже довольно сильному ветру с трудом удается сорвать с дерева лишь несколько листочков. Но как только приходит осень, все меняется. Осенью листья опадают даже в безветренную погоду.
Питательных веществ через листья поступает все меньше, и дереву они становятся, не нужны. Постепенно слабеет связь между деревом и листьями. Черешки листьев хуже держатся за дерево, постепенно слетая с него от самого незначительного порыва ветра.
Падение листьев имеет еще одно, важное, значение для дерева. Именно в листьях за время их жизни накапливаются разнообразные вредные вещества. Сбрасывая их, дерево избавляется от загрязнений, чтобы весной вырастить новые, чистые и здоровые листики, готовые снова выполнять свою важную работу.
Кроме того, зимой дерево испытывает недостаток не только питания, но и влаги. Листья забирают огромное количество жидкости, поэтому естественный осенний листопад помогает дереву сэкономить воду.
Также ученые выяснили, что отсутствие зимой листьев предохраняет ветки дерева от повреждений. Ведь в холодное время года на листьях неизбежно накапливался бы снег, что могло бы привести к поломке ветвей.
Сами упавшие листья тоже приносят деревьям немалую пользу: из них образуется замечательный слой удобрения, питающий дерево.