Рабочая программа по курсу «Мой Пермский край»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»

Рассмотрено ШМО
учителей географии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Мой Пермский край»
6 класс
Программу составил учитель:
Нехорошкова Т.В
2016 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.
Главной целью курса является формирование у школьников географо-краеведческой культуры, системы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле как к составной и неотъемлемой части нашей Родины.
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с наукой краеведения, выяснить её место в системе наук;
изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её компонентами;
выяснить особенности заселения территории края, формирование её современного населения;
проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории края и своего района и возникающие при этом экологические проблемы;
оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.
Развивающие:
развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Пермского края
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Воспитательная:
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Пермского края и своего района;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом
– формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Пермского края). Представление о Пермском крае как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой родной Пермский край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Предметные результаты
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы Пермского края и своего района,
– определять причинно-следственные связи при анализе экологических проблем;
– находить в различных источниках и анализировать информацию;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Пермского края и своего района.
Тематическое планирование
Учебник «Мой Пермский край. Мир живой природы» Е.Г.Ефимик, А.И.Шепель; Екатеринбург «Уральский рабочий» 2016 г. ,
34 часа 1 час в неделю
№ тема содержание практическая работа К-во час
В горах Введение.
Природа гор.
Что растёт в горах. Кто живёт в горах.
«Высотная поясность в Уральских горах» 4
На болоте Болота Пермского края.
Что растёт на болотах. Кто живёт на болотах.
Нанесение болот на конт. карту. 3
В сосновом лесу Леса Пермского края.
Что растёт на болотах. Кто живёт на болотах.
Работа в контурной карте.
Творческие работы. 3
В темнохвойном лесу Растительный и животный мир темнохвойного леса.
Творческие работы. 2
В лиственном лесу Растительный и животный мир лиственного леса.
2
На вырубках Что растёт, кто живёт на вырубках Сравнительная характеристика разных видов опят по плану.
Составление памятки «Осторожно – гадюка обыкн.»
3
На лугу Что растёт, кто живёт на лугу Составление памятки «Лекарственные растения нашего края»
3
В лесостепи Расти тельный и животный мир Лесостепи. Отметить в контурной карте районы, относящиеся к Кунгурской лесостепи.
3
На реках и озёрах Реки и озёра Пермского края.
Что в воде растёт. Кто в воде живёт
Нанесение на контурной карту водных объектов нашего края.
4
В городе и селе Что в населённых пунктах растёт.
Кто живёт в населённых пунктах.
Сорняки – друзья или враги?
Памятка жителям «Осторожно – ядовитое растение» 3
Повторение 3
Защита проекта. Проект. 1