Воспитание нравственных чувств в прцессе ознакомления дошкольников с родным краем сообщение из опыта работы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 16» г.Ливны
«Воспитание нравственных чувств в процессе ознакомления дошкольников
с родным краем»
сообщение из опыта работы
Воспитатель
Жихорева О.В.
Малая Родина… У каждого человека она своя,
Но для всех является той путеводной звездой,
Которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,
Если не сказать – всё.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности и нравственных чувств. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине, является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников нравственных чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнить их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, воспитания гордости за землю, на которой живешь, говорили многие ученые.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
В.Г. Белинский, Н.А.Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем нравственных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Наш современник, академик Д.С. Лихачёв, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и выдвигает такие наиболее важные задачи, как формирование базовой культуры личности, высоких нравственных качеств, основ гражданской ответственности, любви к малой и большой Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.
Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, представлений, привычек, которые усваиваются ими и становятся незаменимыми.
В звуках и красках представляется перед ребёнком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, а в более старшем дошкольном возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной страны – России.
Погружая ребенка в национальный быт семьи, мелодию речи, песен мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.
Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему родного края;
- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Ливенского края;
- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному краю, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;
- познакомить с достопримечательностями родного края;
- воспитывать чувство гордости за малую родину.
Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы.
Работу по воспитанию нравственных чувств в процессе ознакомления с родным городом мы начали с учебного года. Учитывая то, что дети пришли к нам из разных групп нашего и других детских садов, работу в данном направлении мы начали с бесед, в ходе которых выяснили имеющиеся знания детей о семье, родной улице и городе. Оказалось, что эти знания пока невелики: дети имели представления лишь о семье, детском саде, да и то не очень ясные.
Мы считаем, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются, прежде всего, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Знакомство детей с ближайшим окружением мы начали с территории детского сада, с улицей, на которой он расположен.
Мы планировали и проводили целевые прогулки, в ходе которых рассказывали, что улица Дружбы Народов, на которой находится наш детский сад, получила свое название в честь дружбы между народами России и других стран.
Проводя экскурсии «Наша улица», «Транспортные средства на улице», «Административные здания и магазины по улице Дружбы Народов» мы помогали дошкольникам понять увиденное, мы старались вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремились развивать логическое мышление и грамматически правильную речь.
Далее диапазон целевых прогулок и экскурсий расширился – это город в целом, его природа, достопримечательности, исторические места и памятники.
Прививая детям любовь к своему родному городу, мы показывали его своим воспитанникам в различные времена года. Проводили экскурсии именно там, где лучше всего дети могли бы наблюдать признаки того или иного сезона: весной – на центральной улице Ленина, где цветут каштаны; зимой – на заснеженных городских улицах, осенью - в городском парке.
Вернувшись после экскурсии в группу, мы старались узнать отношение детей к нашему городу с помощью следующих вопросов:
- Нравится ли вам наш город?
- Что больше всего вы любите в городе?
- Что мы сделали для того, чтобы наш город стал еще лучше?
Мы объясняли детям, что тот, кто горячо любит свой город, старается сделать его своим трудом еще краше. Наш город населяют люди самых разных профессий. На целевых прогулках мы познакомили своих воспитанников с трудом строителей, которые после войны сумели поднять город из руин и в настоящее время возводят жилые дома, детские сады и школы.
Проводя экскурсии по улицам предпраздничного города, обращали внимание детей на то, как горожане готовятся встретить праздник города, Нового года, рассматривали украшенные флагами и гирляндами здания, любовались иллюминацией.
Еженедельные прогулки и экскурсии позволили познакомить детей с происхождением названий улиц, площадью Победы, самолётом Поликарпова, центральной улицей Ленина и др. К одним и тем же памятным местам мы с детьми возвращались неоднократно, каждый раз открывая для себя что-то новое. Те живые впечатления, которые дети получали на экскурсиях и прогулках, становились главной точкой для более глубокого изучения родного края, воспитания бережного отношения к его истории.
Необходимо отметить, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому необходимо так организовать деятельность, чтобы у детей долго сохранялся интерес к изучаемой теме. Для этого я стала объединять в одно занятие разные виды деятельности: познавательную, музыку, изобразительное творчество, использовала приём сравнения (город раньше и теперь).
Планируя непосредственно-образовательную деятельность, я ставила перед собой задачу вызвать у детей чувство восхищения родным городом, родной страной, чувство уважения к своему народу, гордости за свою страну, знакомила с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, памятниками, известными людьми.
Блок занятий состоял из следующих тем: «Ливны - город наш родной», «Город прежде и теперь», «Памятные места родного города», «Природа Ливенского края», «Люди, прославившие Ливны».
Занятие «Город прежде и теперь» прошло в сказочной форме. Дети прослушали сказку о «двух сёстрах» (реке Ливенки малой и Ливенки большой) и узнали древнюю легенду происхождения названия нашего города.
Занятие «Ливны – город наш родной» прошло в форме путешествия. Ребята на автобусе отправились «в поездку» по родному городу. Выступая в роли экскурсовода, я попыталась подвести детей к самостоятельным выводам о том, что такое малая Родина, кого называют ливенцами.
Знакомя детей с природой родного края, мы с ребятами побывали у старого, старого дуба на ул.М.Горького (возле пекарни), а затем рисовали его на интегрированном занятии «Животный и растительный мир родного края». В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием фотографий, макетов, иллюстраций мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки услышанному и увиденному.
В своей работе по воспитанию у дошкольников нравственных чувств часто использовали поэтическое слово. Очень нравились детям стихи о родном городе Г. Рыжкина:
«Город мой маленький город
Берег над речкой крутой,
Милому сердцу ты дорог
Не броской своей красотой»
О Ливны – родная нива!
Я время для встречи ищу.
Ты Радость моя и Сила,
Я – Родиной Ливны зову»
Стихи запоминаются очень быстро, у детей меняется выражение лица, осанка – ребёнок преображается, что объясняется доступностью детям данного стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает.
Читая детям отрывки из книги Г. Рыжкина «Отцовское поле», «Рассказы о былом» акцентировали внимание детей на описании родной природы, описании работы тружеников сельского хозяйства. После этих рассказов у детей возникало желание больше узнать о природе края, о том, как работают люди, как растят хлеб.
На мой взгляд, важно, чтобы именно в дошкольном возрасте дети познакомились с такими произведениями, на которых они учатся любить свою Родину, сопереживать.
Результатом таких тематических бесед стали загадки о городе, которые мы сочинили с детьми на кружке «Лукоморье»:
«Дома стоят
Друг на друга глядят
Пешеходы идут
Сумки несут
И автомобили
Куда-то покатили» (улица)
«Где мы летом отдыхаем
На батуте подлетаем,
Где мороженое едим
На скамеечке сидим» (парк)
В воспитании у дошкольников нравственных чувств велика роль информации о защитниках города Ливны и всей нашей необъятной Родины. Прежде чем рассказать детям о памятниках героям ВОВ в нашем городе мы рассмотрели иллюстрации в книгах о героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной Войны. После чтения рассказов беседовали с детьми и выяснили, что знают дети о героях войны, кого называют героями. Только после таких бесед мы на экскурсии рассмотрели памятник воинам, погибшим при освобождении Ливен от фашистских захватчиков. Во время беседы дети задавали много вопросов: «Кто эти люди, погибшие в боях за Ливны? Откуда они приехали? Сколько им было лет?»
Может быть не все до конца было понятно детям, но я надеялась, что какая-то крупица обязательно останется в их памяти, затронет благородные чувства уважения, благодарности к людям, защищавшим наш город, к родному городу, и все это на долгие годы сохранится в их сердцах. И эта крупица зародилась. Я поняла это, когда задала детям вопрос: «Зачем был установлен этот памятник?»
Карина, сложив на груди руки сказала: «Чтобы помнили!» Этих слов и жеста было достаточно, чтобы понять, что дети не остались равнодушными.
Знакомя детей с историей города, его памятниками, связываем их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства её культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В этой связи трудно переоценить значение Государственных символов, которые являются частью культуры и истории страны.
Дети в старшем дошкольном возрасте начинают проявлять интерес к историческим событиям, а также таким объектам материальной культуры, как марки, флаги, значки, гербы. Эти возрастные особенности детей позволяют познакомить детей с гербом города Ливны, России.
Рассказывая детям о гербе города Ливны, мы знакомили их со значением символов, изображенных на гербе: крепость символизировала мощь и силу нашего края, куропатки – изобилие различной живностью, желтый цвет – изобилие хлеба, пытались донести до ребят значимость нашего города в защите границ нашего государства.
При планировании работы с детьми особое внимание уделяю развивающей среде. В группе действует мини музей «Преданья старины», цель создания которого - нравственное воспитание дошкольников, воспитание любви к родному краю, расширение представлений о его прошлом и настоящем. Мини-музей привлекает детей своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый экспонат – это целая история, это повод для бесед с дошкольниками. При ознакомлении с прошлым малой Родины через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи нравственного воспитания. Вся работа, проводимая в группе, по ознакомлению с малой Родиной, находит своё отражение в мини-музее.
На базе мини-музея проводилась экспресс-выставка «Ливны – любимый город», «Мы живем в России», «Природа нашей страны», «Что такое герб», «Ливенская гармошка», «Плешковская игрушка».
Но больше всего детей увлекают экспонаты «народного быта». У современного ребёнка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу. Одна из задач, воспитание у детей интереса к жизни русского народа, традициям, культуре, его обычаям. Работая над темой «Воспитание нравственных чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным краем» мы решили, что музей просто необходим, ведь очень хочется донести до детей, всю глубину и красоту русской культуры.
В группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где детям ежедневно доступен разнообразный материал по ознакомлению с родным городом и страной: фотографии города в прошлом и настоящем, буклеты с видами Ливенского района и города, герб Ливен, России, макеты зданий и т.д. С большим интересом дети рассматривают альбомы «Ливны - город дивный», «Москва – столица нашей Родины», альбом с фотографиями родных пейзажей, иллюстрации промыслов, выставки народных игрушек.
Вся работа по привитию нравственных чувств при ознакомлении с родным краем невозможна без широкого использования игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей и создания эмоциональной атмосферы. В своей практике я использую дидактические игры, направленные на обучение ориентированию по карте-схеме города (игра «Где находится памятник?», «Найди общественные места города?»), вырабатываю умение сравнивать особенности старого и современного города, развиваю речь и мышление (игра «Найди отличие», «Ливны прежде и теперь»). В целях закрепления знаний о достопримечательностях города, обогащения словарного запаса детей использую игру «Знатоки Ливен», «Загадки о городе», «Скажи (придумай) красивые слова о городе».
Умению составлять небольшой рассказ, передавать своё отношение к родному городу, помогают такие игры, как «Интервью». Оборудованием к ней являются микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты «Уездный город». «Корреспонденты» в ходе интервью задают детям интересные вопросы:
- Какие места в городе вам особенно нравятся? Почему?
- Каких людей, прославивших наш город вы знаете?
- В какие детские кафе вы ходите с папой и мамой?
- Где в городе можно научиться танцам?
- Какие школы города вы знаете? и т.п.
Дети по-своему видят родной город. Им часто бывает необходимо поделиться своими впечатлениями об увиденном. Эти потребности реализуются ими в ходе игры «Я-фотограф». «Фотографируя» на игрушке-фотоаппарате свой город, они стремятся «увидеть» самые красивые и значимые для них места и «показать» их другим помощью рисунков – «фотографий».
Детям свойственно фантазировать, и на этой особенности детей построена игра «Город будущего». Они с удовольствием включаются в игру, где все зависит только от них: представляют город будущего, придумывают дома, название улицам.
В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной-семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое своей семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные, географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение родословной помогает детям осмысливать очень важные и глубокие истины:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи зависит от благополучия народа, общества, государства.
Семья – первый коллектив ребенка, в котором он должен чувствовать себя равноправным членом.
Свою работу я начала с бесед, в ходе которых выяснилось имеющиеся знания о семье, близких людях.
Прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Занимаясь воспитанием любви к своим родным и семье, решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в изготовлении герба семьи. Как приятно слышать из уст ребёнка «Это мы вместе нарисовали!» Затем мы в группе оформили альбом «Моя семья – моё богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, кого видит перед собой малыш, и кто вызывает его отклик в душе. А кто, как не мама вызовет самый верный, нежный, добрый отклик. Поэтому совместно с музыкальным руководителем был проведен праздник, посвященный Дню Матери.
А.М.Горький сказал: «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери».
.
Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем, привитию любви к его историческим и современным местам, нам оказали родители. Мы считаем, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении дошкольников с родным краем просто необходимо, т.к. в семье ребёнок имеет больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию, посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей.
Родители помогали нам организовать и проводить экскурсии, приняли активное участие в пополнении экспозиций мини-музея. Подключая семьи к совместному ознакомлению детей с родным городом, родителям была предложена экскурсия выходного дня «Путешествие по родным местам». Это своего рода домашнее задание, где дети и родители наблюдают, а затем рассказывают всем ребятам, что видели на экскурсии. После таких экскурсий дети приходят в детский сад возбужденными, каждый старается рассказать об увиденном как можно больше.
В процессе организации работы с семьями мы столкнулись с такой проблемой - мамы и папы не всегда дают доступные возрасту детей сведения о родном городе, рассказы их сложны. Тогда я пробовала дифференцировать задания: папам предложила рассказать об авиаконструкторе Н.Н.Поликарпове, мамам – как город готовится к празднику. Для родителей были составлены рекомендации «Как знакомить дошкольников с родным городом», предложены консультации «Нравственное воспитание дошкольников в семье», «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу». Совместная деятельность с родителями стали основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, мы вовсе не ставили целью освоение дошкольниками курса истории родного края. Для нас было важно было воспитать интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах т.к. ознакомление с родным городом является действенным методом нравственного воспитания, в ходе которого каждый воспитанник проникается славой родного города, чувствует себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это значит, что наша работы была проведена не напрасно.
У Ливен славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного края, города, но и стремились в будущем делать его красивее, приумножать его славу.