Программа Якутия-мой край родной по ознакомлению с родным краем дошкольников группы компенсирующей направленности для детей 4-6 лет


РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Администрация Муниципального образования «Нерюнгринский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №60 «Огонек» города Нерюнгри
Нерюнгринского района
ОГРН 1031401723540;ИНН 1434028201,
пр. Дружбы народов 11/1, г. Нерюнгри
Республика Саха (Якутия), 678960
Тел.(41147) 6-73-75 ogonek @nerungri.edu.ru



13 EMBED PBrush 1415
САХА РЕСПУБЛИКАТА
«Нерюнгри оройуона»
Муниципальнай тэриллии дьаhалтата
Оскуола иннинээ5и саастаах о5олору уорэтэр муниципальнай тэрилтэ - 60 № дээх «Огонек» о5о саада

от «________»__________________20____г. № ______

исх. №________от «________»________________20____г.



Согласован: заместитель Утвержден: заведующей
руководителя Кийко О.В. МДОУ «Огонек» Грузд. М.С.
_____________________ _______________________




Программа
«Якутия – мой край родной»
по ознакомлению с родным краем дошкольников
группы компенсирующей направленности для детей 4-6 лет
















Автор: Конради О.А., воспитатель
группы компенсирующей направленности








г.Нерюнгри, 2014
Проект программы

Наименование Программы
«Якутия – мой край родной» по ознакомлению с родным краем дошкольников группы компенсирующей направленности для детей
4-6 лет

Разработчик Программы
Конради Ольга Александровна

Исполнители Программы
Воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности № 11

Научно-методические основы разработки Программы
При разработке Программы использовались:
- Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования- Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения №60 «Огонек» Раздел: Социально-коммуникативное развитие


Цели и задачи Программы
Осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным, обычаями и традициями.



-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.


Приоритетные направления
Помочь дошкольникам с ОВЗ овладеть знаниями и представлениями о якутской национальной культуре.


Ожидаемые результаты
Дошкольники имеют представление о своей семье и родном городе. Знают, в какой республике они живут, ее государственную символику, народности, проживающие на ее территории и их традиции.
Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации


Срок действия
Долгосрочный (2014-2016гг.)


Этапы реализации Программы
2013-2014 - диагностический и прогностический этап 2014-2016 - практический этап 2016 - обобщающий этап

Структура Программы
Паспорт программы
Библиография
Пояснительная записка - актуальность темы.
Цели, задачи, принципы проекта
Перспективный план проекта «Якутия - мой край родной»

Оценка степени достижения запланированных результатов реализации
Мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма - отчет - самоанализ о результатах освоения программы.

Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! А еще я хочу чтобы ребята знали и любили Республику, в которой они живут. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народа, населяющего его
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, республикой, их достопримечательностями, городами, улицами на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний не только о своем городе, но и о Республике Саха в целом, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, родной Республики, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта
Дошкольники группы компенсирующей направленности (ЗПР) от4-6 лет
Проект предусматривает активное сотрудничество родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта
Долгосрочный проект (2 года)

Нормативные и программно-методические материалы:
1. Аржакова В.К., Ефимова Д.Г. Программа ознакомления дошкольников с Якутией
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2012.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
4. Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения №60 «Огонек» Раздел: Познавательное развитие

Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Нерюнгри и Республики Саха, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Нерюнгри.




Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об Республики Якутии, его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города нерюнгри, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование родителей знаний и представлений о родной республике, городе, его истории, достопримечательностях,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап - основной, включает в себя:
Совместная проектная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
экскурсии по городу,
пополнение развивающей среды,
выставки детских работ.
III этап - итоговый, включает в себя:
итоговое диагностирование детей,
повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.













Библиография
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. – Якутск, 1989.
Аржакова В.К., Ефимова Д.Г. Программа ознакомления дошкольников с Якутией
Библиотека художественных произведений якутских писателей и поэтов, народных сказок 4.
Волков Г.И. «Этнопедагогика». – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Винокуров У.А. «Сказ о народе Саха». – Якутск: Национальное книжное издательство, 1994.
Глушков А.В., Осадчий В.Г. По рекам и горам Якутии. – Якутск, 1991
Народное искусство Якутии (альбом). – Ленинград, 1989
Национальная культура коренных народов Якутии. – Якутск, 2003.
Подвижные игры народов России. – М.: Просвещение, 1983
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2012.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Сказки и предания Севера. – Якутск, 1986.
Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии. – Якутск, 1975.
Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993.
Фото альбомы по истории, культуре, природе Нерюнгри и Якутии
Чудинова М.А. Якутские народные подвижные игры для детей. – Якутск, 1966.
Якутская музыкальная литература / сост. Н.И. Головлева, З.И. Кириллина. – Якутск, 1991
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38.htm

























Задачи первого года обучения
Дать знания детям о республике, о родном городе, его природе, растительном и животном мире достопримечательностях.
Познакомить детей с названиями улиц города.
Рассказать о самых красивых местах родного города и республики.
Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

К концу первого года обучения дети: имеют знания о республике, о родном городе, его достопримечательностях; знают названия улиц родного города;


Задачи второго года обучения
Углубить первоначальные представления о республике Саха (Якутия), как части России.
Научить определять на карте территорию Якутии, как региона России.
Познакомить с гербом, флагом, гимном республики.
Уточнить представления о городе, в котором живут, о столице республики г. Якутске.
Познакомить с другими городами республики, с музеями, фабриками, реками.
Познакомить с народными традициями и обычаями якутских народов.

К концу второго года обучения дети: имеют первоначальные представления о республике Саха (Якутия), как части России; умеют определять на карте территорию Якутии, как региона России; знают и отличают государственную символику Якутии (герб, флаг, гимн); имеют представление о городах республики Саха (Якутии); имеют представление о музеях, фабриках, реках республики; знают якутские народные игры, творчество, обычаи.






























Планирование работы ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Сентябрь
«Нерюнгри – город, в котором мы живём»
Цель: познакомить с названием и историей возникновения города, его особенностями и основными занятиями людей живущих в нём.
Рассматривание  фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.
Чтение стихотворений о городе


Экскурсия по улицам города


«Золотая осень в городе»
Цель: закрепить знания детей о приметах осени; познакомить с деревьями и дарами природы; воспитывать любовь к родной природе
Показ иллюстраций.
художественное слово.

Октябрь
Экскурсия в городской краеведческий музей


«Памятные места нашего города»
Цель: познакомить детей с памятниками и другими достопримечательностями города;
познакомить с названиями улиц и их связями с людьми, прославившими наш край;
приобщать детей к охране исторических памятников.
Составление фотоальбома «Памятные места нашего города».


Экскурсия в городской парк


«Профессии людей, живущих в нашем городе»
Цель: познакомить детей с основными профессиями людей, проживающих на территории города; познакомить с деятельностью предприятий нашего города; воспитывать интерес и уважение к труду людей разных профессий.
Рассказы родителей о своей работе;
Конкурс детских рисунков «Кем я буду, когда вырасту».

Ноябрь
Развлечение к Дню Города «Я люблю тебя Нерюнгри»


«Моя семья»
Цель: продолжить работу по воспитанию уважения к семейным традициям; Воспитывать уважение к старшим членам семьи.
Лепка и рисование для игры «Моя семья»;


«Я люблю свой детский сад»
Цель: закрепить название профессий людей работающих в детском саду; познакомить с историей детского сада; формировать положительное отношение к сотрудникам детского сада.
Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».


Спортивное развлечение «Карусель семей» (совместно с родителями)

Декабрь
«Природа нашего района»
Цель: познакомить с особенностями растительного и живого мира Нерюнгринского района; формировать представления о значении реки Чульман в жизни города;
вызвать положительный отклик в душе ребенка при ознакомлении с природой  родного края.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?», «Назови животное».


«Город Нерюнгри прежде и теперь»
Цель: познакомить детей с современной архитектурой города; воспитывать уважение к труду взрослых.
Конструирование из строительного материала «Будущее моего города»


Составление творческого альбома «За что я люблю свой город»

Январь
«Зима полна серебра»
Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их о характерных признаках зимних месяцев; познакомить с народными приметами, пословицами.
Загадывание, рассматривание иллюстраций, альбома «Зима», вопросы, ответы, игра.


«Моя Республика Якутия»
Цель: познакомить детей с названием нашей республики, почему она так называется, рассмотреть территорию Якутии по карте. Воспитывать любовь к родному краю
Рассматривание карты России


«Путешествие по столице Якутии – Якутску»
Цель: дать детям представление о главном городе –столице республики, познакомить с его достопримечательностями
Рассматривание иллюстраций

Февраль
«Природа родного края»
Цель: познакомить детей с отличительными особенностями родного края: длительная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир, многонациональное население республики


«Путешествие по реке Лена»
Цель: познакомить детей с главной рекой республики,: откуда она берет начало, почему так называют. Дать представление, что река Лена - это труженица, река – кормилица
Рисование «Куда течет Лена..»


«Лес - наше национальное богатство»
Цель: формировать представление детей о том, что лес наше богатство, показать значение леса в жизни человека. Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.
Рассматривание альбомов, дидактическая игра «Угадай дерево по описанию»


«Животные якутских лесов»
Цель: формировать представления детей об обитателях тайги; воспитывать бережное отношение и интерес к жизни животных.
Рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто лишний?»,
музыкальная игра «У оленя дом большой»

Март
«Весенние заботы животных и птиц»
Цель: формировать знания детей о весенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц; развивать интерес к закономерностям в живой природе
Рассказ воспитателя, вопросы, ответы, рассматривание иллюстраций, чтение худ. произведения.


“Богатство Республики Саха»
Цель: познакомить детей с богатствами Якутии - его полезными ископаемыми: углем, золотом, гранитом, алмазами газ, гравий; их назначением.


Рассказ воспитателя «Коренные народы республики Саха (Якутия)»
Цель: познакомить детей с коренными народами, проживающими на территории республики: эвены, эвенки, Саха, юкагиры и др.


Настольная игра «Дом, в котором я живу»

Апрель
Разучивание народных подвижных игр Якутии


«Чтение якутской сказки «Заяц и еж»
Цель: познакомить с якутской сказкой, ее традициями;
учить рассуждать, делать выводы по содержанию сказки; воспитывать драматические навыки, интонационную выразительность.
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке, пересказ текста, драматизация сказки.


Экскурсия в Экологический Этнографический центр


Спортивный досуг «Игры народов Севера»

Май
«Встреча весны»
Цель: закрепить знания о весенних изменениях в природе, развивать бережное отношение ко всему живом , учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.
Рассказ воспитателя, чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Зонтик».


«Первоцветы»
Цель: формировать представления о первых цветах весны; активизировать словарь детей; учить любоваться растущими цветами, беречь прекрасные творения природы; воспитывать бережное отношение к природе.
Игра «Да - нет»


«Мир насекомых»
Цель: познакомить детей с миром насекомых Якутии , развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам ; воспитывать интерес к насекомым , природе.


Развлечение «Мы в Якутии своей очень весело живем»



Планирование работы ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Сентябрь
«Город, в котором я живу»
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом. Обогащать словарь детей, воспитывать любовь к родному городу


Рисование «Улицы родного города»


«Осень золотая в город к нам пришла» - экскурсия в городской парк
Цель: закрепить знания детей о приметах осени; воспитывать любовь к родной природе..

Октябрь
«Герб и другие символы города Нерюнгри»
Цель: познакомить с гербом и флагом города; закрепить представления детей об особенностях расположения нашего города; Воспитывать интерес к изучению истории родного края.
Дидактическая игра «Сложи свой герб».


Игра-путешествие «По улицам города»


«Черное золото нашего города»
Цель: познакомить детей с полезным ископаемым углем, рассказать, как в городе добывается уголь, о профессии шахтер. Воспитывать чувство уважения к людям не легкой профессии


Экскурсия в Технопарк

Ноябрь
Викторина ко Дню города «Знаю ли я свой город»


Видеозанятие "Люблю тебя, мой край родной!”
Цель: продолжать формировать знания детей о родном крае.
Путешествие по карте края.
Выставка рисунков “Край, в котором я живу”.


«Символика республики Саха»
Цель: познакомить с гербом, гимном, флагом республики Якутия; активизировать словарь детей словами: герб, гимн, флаг.
Рассматривание герба, флага, дидактические игры
«Составь флаг»,
«Найди герб»


Рисование - раскрашивание «Флаг Республики Якутия»

Декабрь
«Города Якутии»
Цель: познакомить детей с городами Якутии , их месторасположение на карте республики; их назначении, пользе для края, ее жителях.
Стихи о городах.
Коллекция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о городах.


«Жилище якутов»
Цель: познакомить детей с национальным жилищем коренных народов севера: якутов, эвенков. Воспитывать чувство уважения к народам севера.
Рисование «Якутский чум»


«Национальная одежда якутов»
Цель: познакомить детей с основными видами одежды якутов: халадай, бастынга, торбаса, унты и др. Учить определять характерные черты якутской национальной одежды.

Январь
«Знакомство с якутским узором «Ураhа»
Цель: познакомить с якутским национальным орнаментом, его основными элементами, цветовой гаммой, используемой мастером. Учить украшать изделия якутскими узорами


«Обувь якутского народа»
Цель: побуждать детей запоминать названия обуви , развивать логическое мышление.
Ручной труд «Украшение унтов бисером»


«Рисование женского головного убора – интык»
Цель: приобщать детей к народной культуре эвенков. Учит рисовать национальные головные уборы, раскрашивать, сохраняя традиции

Февраль
«Знакомство с народными ремеслами»
Цель: познакомить детей с якутскими народными ремеслами: изготовление из дерева, кости, камня; вызывать интерес к творчеству народа Саха.


« Деревянная посуда»
Цель: формировать представления о деревянной утвари из дерева. Закреплять знания детей о свойствах дерева как материала.


«Чороны»
Цель: продолжать знакомить детей с якутскими национальными промыслами – изготовление изделий из дерева. Учить рисовать национальный сосуд «чорон», используя различные материалы по выбору. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям


«Хомус»
Цель: познакомить с народным музыкальным инструментом – хомусом. Учить отличать музыкальное звучание хомуса от других музыкальных инструментов.

Март
«Веселые песни Саха»
Цель: продолжать воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству народа Якутии; развивать память, совершенствовать , танцевальные навыки.
Слушание песен, разучивание движений якутских танцев


Знакомство с якутской сказкой «Кто-то и зайца боится»
Цель: познакомить с якутской народной сказкой, учить давать характеристику героям сказки (смелый, трусливый и т.д.). учить обыгрывать сказку


Театрализация сказки «Кто-то и зайца боится»


«Верные друзья»
Цель: дать детям представление о значении верховой лошади в жизни якутов. Рассказать о культе коня в якутской мифологии

Апрель
Подвижная игра «Охотник и олени»


«Кто живет в реках»
Цель: учить различать и называть некоторые виды промысловых рыб. Рассказать о способах и средствах рыбной ловли. Знакомить с народными обычаями.


Развлечение ко Дню Республики «Край родной ты мой любимый»


Разучивание якутских народных игр
«Волк и жеребята», «Петушиный бой», «Перетягивание пальцами»

Май

«Герои Великой Отечественной войны - наши земляки»
Цель: формировать представления о героических защитниках страны в годы ВОВ, познакомить детей с подвигом нашего земляка П.Охлопкова, воспитывать чувство любви к малой и большой Родине.


«Кумысное празднество – ЫСЫАХ»
Цель: знакомить детей с народными традициями и обычаями. Рассказать об основных элементах праздника. Воспитывать интерес к культуре других народов, толерантное отношение.


Викторина «Что? Где? Когда?»







Root Entry