Методическая разработка итогового занятия по курсу Мой Пермский край 5 класс


Методическая разработка итогового занятия по курсу «Мой Пермский край» в 5 классе.
Наша Родина – Прикамье.
Цель: формирование в подрастающем поколении любви к родному краю, уважения к людям труда, иной культуры, языка, веры.
Задачи:
формировать знания о родном крае, его истории, символах, достопримечательностях;
познакомить с национальной культурой, традициями, обычаями народов Прикамья;
Формировать чувство толерантности, предупреждающее возникновение национальных конфликтов.
Родина!
Самое дорогое и близкое каждому человеку чувство. Что для нас родина? Это дом, в котором мы живём, улица, соседи, школа, язык, которому научила мама, песни, сказки, картины родной природы. Это наше прошлое и будущее. Любовь к родному краю – уважение к людям, их национальному достоянию.
В Пермском крае проживает 2млн. 700т. человек. Более 80 % населения – русские. Кроме русских проживают татары, башкиры, немцы, удмурты, чуваши, марийцы, коми – пермяки, украинцы, белорусы и д.р. Много ли нам известно о традициях, быте наших народов?У каждого народа существует своеобразная устная литература. В течение многих лет из поколения в поколение передавались сказки, частушки, песни, загадки, пословицы. Ни один праздник, ни посиделки не обходились без загадок – разгадок, без сказителя. Попробуем разгадать.
Татарские загадки.
Полна печь ватрушек, в середине один калач.
(небо, звёзды, месяц)
На крыше дома медведь пляшет.
(дым из печи на крыше)
Чувашские загадки.
Под низким небом снег идёт.
(мука, сито)
Мордовские загадки.
Четверо братьев и не сходятся, и не расходятся, и не отстают, и не догоняют.
(колёса телеги)
Русские загадки. Вернее, что бы это значило?
Название полотенца с вышивкой?
(рушник)
Приспособление для умывания?
(рукомойник)
Приспособление для ношения вёдер с водой?
(коромысло)
Послушаем детские стихи.
Башкирские.
Камышинкой тонкой – тонкой
Я ударил в землю звонко,
И ручьями на луга
Побежали с гор снега
В тёплом поле плуг сверкает,
В роще зяблик запевает,
С ним поёт весь белый свет:
«Прочь зима! Весне привет!»
Татарские.
Сквозь оконце – стёклышко
Загляни к нам солнышко.
Каши пшённой наварю,
Чудо – ложку подарю!
Пусть пшено в амбаре,
А ложка на базаре.
Да нам её мой тятенька
Купит обязательно.
Возьмёшь ту ложку в ручку,
Зима уйдёт за тучку,
Каши ложкою хлебнёшь,
Сразу лето к нам вернёшь.
Удмуртские.
НескладушкаНаша Манюшка,
Пирожок пекла,
Вышла шанежка.
Положила остудить
На сквозняк, на порог,
Поднял шанежку
И унёс ветерок.
Зайчик в кустиках
Схрупал шанежку:
«Мастерица!» - сказал
Всем про Манюшку.
Коми – пермяцкая считалочка.
- Зайка, зайка, белый хвост!
- Где ты был?
- Косил овёс.
- Где овёс?
- Журавль склевал.
- Где журавль?
- Медведь прогнал.
- Где медведь?
- Сидит в ловушке.
- Где ловушка?
- На горушке.
- Где горушка?
- Вечерком смыло в Каму ручейком.
Русская детская песенка.
У нас полный дом ребят
Все в окошечко глядят.
Все по лавочкам сидят
Кашу с маслицем едят
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Завитушками разукрашеная.
Ложка гнётся,
Рот смеётся,
Душа радуется.
Узнать о национальных традициях помогают праздники.
Что может быть веселее их? Начало лета русские отмечают праздником русской берёзки – Троицей. Девушки находят в лесу красивую берёзку, украшают её лентами, водят хороводы.
(Хоровод под песню «Во поле берёзонька стояла»)
Чувашский праздник акатуй посвящён окончанию весенних полевых работ. На этом празднике и конские скачки, борьба, метание палок.
Зазвенел теплом июнь –
Здравствуй, праздник сабантуй.
Этот праздник означает «праздник плуга». Гости мероприятия татары рассказывают о проведении татарских праздников.
(Исполнение школьницами татарского танца «Попрыгунья»)
А теперь познакомимся с русскими загадками.
Старинный русский сосуд без ручки для питья вина вкруговую. (Братина)
Площадка перед входом в топку русской печи, куда ставили горшок. (Шесток)
Какой овощ до картофеля русские считали вторым хлебом? (Репа)
Какое блюдо одинаково любили и русские, и чуваши, и мордва. (Каша)
Традиционный напиток русских. (Квас)
Поговорим о промыслах прикамских жителей.
Издавна в Пермском крае делали посуду из дерева: корытца, балакири для молока, кадки, шайки, ложки. Из бересты – туеса, корзины, из соломы – игрушки для детей. Русские глиняные игрушки некогда были ритуальными фигурками и связывались с обрядами ритуальных праздников, сопровождающихся громким свистом. Поэтому неслучайно преобладали фигурки – свистульки. Затем магическое содержание таких игрушек утрачивается, и они превращаются в обычную детскую забаву. (Показ глиняных игрушек).
Повсеместно в Пермском крае было развито плетение корзин и лаптей, ткачество ковров и дорожек, холста и полотна для одежды. Такие дорожки украшали пол и в русских домах, и чувашских, и мордовских, и татарских. Круглый половичок, из разноцветных ленточек вязанный можно встретить и в русских избах и в современных квартирах.
Нельзя не сказать о национальной одежде – ведь это настоящее искусство.
У мужчин это рубаха. Она может быть разного покроя, но её самым выразительным признаком у всех народов является вышивка. Орнамент был разный, но всегда интересный и яркий. Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством украшений – шейных, нагрудных, поясных. Важным элементом костюма был особый нагрудник карзапун – кусок холста, завязывающийся тесёмками сзади на шее и внизу под лопатками. Среди поясных украшений обязательным был фартук, сшитый из ярких тканей, с кружевами и вышивкой.
А теперь очередные конкурсные вопросы.
Назовите национальную русскую женскую одежду. (Сарафан. В начале XX века у мордвы повсеместно бытовал московский сарафан).Старинный головной убор русской женщины, состоящий из высокой жёсткой основы, напоминающий корону. (Кокошник)
Головной убор татарина. (Тюбетейка).
(Демонстрация национальной одежды).
Мы говорили о быте, традициях русского, чувашского, татарского, мордовского, удмуртского народов. Но в нашем Пермском крае живут литовцы, армяне, цыгане, азербайджанцы, латыши, молдаване, и все мы большая дружная семья.
Примечание.
По усмотрению учителя следует распределить материал занятия между ведущими, гостями, учениками. Рекомендуется сделать выставку национальных костюмов, поделок предметов быта, организовать чаепитие с национальными угощениями.