Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Юный краевед»

МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИНЯТО
на заседании ШМО НачМИФТеХ
Протокол № 1
от 30 августа 2011 г.
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по ВР
_____________ Шарина И.Б.
УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»
________________________Дитрих Л.А.
Приказ № ___ от «___» _______ 2011 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

Кружок
«Юный краевед»



Программа составлена
учителем начальных классов
МКОУ «Шайковская средняя
общеобразовательная школа №2»
Хлыбовой Н.С.
Пояснительная записка

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, я предлагаю содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Программа детского объединения учащихся «Юный краевед» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеучебной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы, формулирование темы;
целеполагание, выдвижение гипотез;
ознакомление с литературой по данной проблематике;
овладение методами проектной деятельности
сбор собственного материала, его анализ;
обобщение, выводы;
защита работы.
Цели и задачи:
Углубить и расширить знания учащихся по истории Калужской области, Кировского района, посёлка Шайковка, школы.
Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.
Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.
Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Программа дополнительного образования «Юный краевед» предназначена для детского объединения учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью.
Программа рассчитана на 33 часа в год, в неделю 1 час.
Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Мини-сочинения
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power Point
Что должны знать и уметь воспитанники:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять доклады, рефераты
Оформлять дневник экскурсии (похода)
Применять полученные знания на практике
Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
Практиковаться в умении проводить экскурсии

Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Юный краевед» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Учебно-тематический план

№ п/п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика

1
Моя родословная
11
6
5

2
Малая родина – мой посёлок, район
8



3
Начальные навыки туризма
5
2
3

4
Охрана природы
4
3
1

5
Поиск
5
4
1

Итого:
33 часа



Содержание программы
1. Моя родословная.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи
2 . «Малая родина – мой посёлок, район»- 8 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом.
История школы. Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
3. Начальные навыки туризма – 5 ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия: 1. Поход в лес.
4. Охрана природы – 4ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды, «Красная книга»
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
5. Поиск - 5ч.
Война – глазами очевидцев
Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.


Список литературы
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
10. Учительская газета, № 15, 2006 год.
11. Учительская газета, № 21, 2006 год.
12. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
13. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.
//Начальная школа, 2008. № 12.








Календарно – тематическое планирование

Раздел 1. «Моя родословная»

№п/п
Тема
Содержание занятия. Форма проведения
Кол-во
часов
Дата

1
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.
Вводная беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?
1


2
Имя твое
Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.
1


3
Фамилия – флаг семьи
Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах.
1


4,5
Моя семья. Семейные традиции.
Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.
2


6,7
Семейные гербы
Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России
2


8,9
Летопись семьи
Составление генеалогического древа семьи.
2


10,11
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»
Работа по изучению биографии своих предков.
2


Раздел 2 «Малая родина - мой поселок, район»

12,13
Моя школа - мой дом.
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
2


14,15
Учителя нашей школы
Сбор материала об учителях школы
2


16,17
Реставрация церкви в посёлке
Изучение истории церкви
2


18,19
Мой посёлок, район. За что люблю.
Беседа. Составление небольших рассказов о своей малой родине
2


Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

20,21
Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.
Беседа. Практическая работа: укладывание рюкзака.
2


22,23
Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности.
Практическая работа
2


24
Поход в лес
Экскурсия.
1


Раздел 4 «Охрана природы»

25,26
Растительность нашего края.
Беседа. Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения.

2


27
Животный мир нашей местности.
Сбор информации о животных местности.
1


28
Защита проекта «Наша экологическая тропа»

1


Раздел 5 «Поиск»

29,30
Война глазами очевидцев.
Оформление записей, фотоматериалов.
2


31,32
Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»
Конкурс презентаций
2


33
Фотовыставка “Живи, родной край!”
Сбор фотографий с видами посёлка. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.
«Мой посёлок, район».
1



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15