Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну знаний. В гости к букве Л»

МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»






Конспект непосредственно – образовательной
деятельности по обучению грамоте
в старшей группе
«Путешествие в страну знаний.
В гости к букве Л»
















Воспитатель : Гусева Т.Ю.


Цель:
Познакомить детей со звуком Л (Л’). Учить определять на слух место звука Л (Л) в трех позициях. Тренироваться в чтении слогов по слоговой таблице, с последующим составлением слов из слогов.
Совершенствовать навык звуко - буквенного анализа слов.
Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
Воспитывать волевые качества: усидчивость, выдержку.

Оборудование:
Картинка с изображением Буратино, буква Л, буква Л на картоне из разного материала (вата, наждачная бумага мелкая и крупная, поролон, самоклейка) – по одной на каждого ребенка;
Презентация: картинка с изображением предметов на букву Л «Назови слова и определи ее местоположение», схема «Прочти слоги», Д/и «Найди слово и составь схему» (интерактивная игра), Д/и «Собери листочки», карандаши, рабочие листы.



















- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в стране Знаний.
В прошлую нашу встречу мы познакомились с вами с буквой Ш, жительницей города Буквограда.
- Давайте поиграем с буквой Ш и повторим чистоговорки

ША –ША – ША – наша Маша хороша.
ШИ – ШИ – ШИ – у озера камыши.
ШО – ШО – ШО – очень хорошо.
ШУ – ШУ- ШУ – я фантиком шуршу.

- Какие вы молодцы ребята! Я предлагаю вам продолжить игру «На место сядет тот, кто назовет слова на букву Ш».
(Дети поочередно садятся на свои места)
- Дорогие ребята, пока мы с вами играли, к нам в гости пришел Буратино.
(На мольберте изображение Буратино).
- Ребята, как вы считаете зачем пришел Буратино?
- Правильно познакомить с новой буквой.

Она крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.

- Правильно ребята, это буква Л.
(На мольберте выставляю букву Л)
- На какую букву она похожа, чем отличается?
- Давайте дружно произнесем этот звук.
- Какой это звук гласный или согласный? Почему?

- Давайте построим букву Л.
Пальчиковая гимнастика
Нет на свете легче дел,
Чем составить букву «Л».
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.
- Молодцы.
-Ребята, а у меня есть еще другие буквы, они лежат у вас на столе, давайте с ними поиграем.
- Давайте обведем ее пальцем, чтобы лучше запомнить. Начинаем с левого нижнего угла, затем поднимаемся вверх и двигаемся по прямой вправо и спускаемся в правый нижний угол.
- Какая на ощупь у вас буква? (фронтальный опрос)
- Молодцы!
- Давайте потренируем наш язычок правильно произносить звук Л.



Чистоговорка:
ЛО – ЛО - ЛО – на улице тепло.
ЛУ – ЛУ – ЛУ – стол стоит в углу.
УЛ-УЛ- УЛ – у нас сломался стул.
ОЛЬ - ОЛЬ- ОЛЬ – мы купили соль.

- Я вам приготовила сказку о буковке Л, послушайте внимательно и запомните слова с новой буквой.
Лисенок и лягушонок
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любит лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнил:
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
(Воспитатель читает сказку)

- Ребята, кто запомнил слова, в которых встречалась буква Л?
- Правильно, это были слова лес, лужа, лягушонок, глина, лепить, лепешка.

Слайд №1
«Назови слова и определи ее местоположение».
- Ребята посмотрите на картинку и назовите слова на букву Л.
- Где находится звук в слове (в начале, в конце, в середине слова).
(предполагаемые ответы детей).
- Ребята я приглашаю вас к себе. Станьте удобно около столов и мы будем дальше составлять слоги.

Слайд №2
Схема «Прочти слоги»
- Какие вы молодцы.
Буратино очень рад. А я о нем знаю веселый стишок. Повторяйте дружно за мной:

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

- Занимайте свои места перед столами и продолжаем играть дальше.
Сайды №3,4,5,6,7
Д/и «Найди слово и составь схему» (интерактивная игра)
- Вы должны рассмотреть картинку, назвать слово, разделить его на слоги, назвать количество букв и звуков в слове и построить схему к этому слову.
- Ваня. Подойди и расскажи о первой картинке.
(дети 5 человек по очереди подходят и выполняют задания, воспитатель по надобности корректирует ответы детей)
- Какие вы молодцы.
- Ребята, пока мы играли с буковками ветерок проказник разбросал разноцветные листочки со словами.
- Помогите мне их собрать.
Д/и «Собери листочки».
Вы должны взять по одному листику и найти ему пару по цвету и выложить на столе слово.
(Дети выкладывают слова).
- Кто сможет прочесть свое слово. Где спряталась буква Л в этом слове?
(опрашиваются все дети)

- Ребята, так жалко расставаться со сказкой.
- Давайте в память о нашем путешествии оставим на букву л, выполненную на рабочих листах.
- Присаживайтесь за столы и посмотрите на мольберт.
Что изображено в верней части рабочего листа?
- Давайте заштрихуем большую букву Л.
Штриховать мы будем слева на право, не забывайте.
Сядьте ровно, возьмите правильно карандаши и выполним штриховку.
В нижней части листа изображены буквы. Найдите среди них букву Л и обведите карандашом.
- Какие вы молодцы!
- Сказка по стране знаний наша закончена, а наши работы мы выставим на мольберте.
15