Рабочая программа дополнительного образования по подготовке к школе курса От слова к букве


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7 имени Береста Алексея Прокопьевича»
Пролетарского района города Ростова-на-Дону
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
КУРСА «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Ф.И.О. учителя Козырева Светлана Васильевна

Образовательная область «Речевое развитие»
Методическое объединение учителей начальных классов
Учебный год 2015-2016
1. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета следующие:
Компетенции Цели
ОбщеучебныеЦель курса «От слова к букве» – общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка
Предметно-ориентированные Практическая подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование их устной речи.
Задачи:
1. создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
2. практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
3. формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей;
4. расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
5. формирование грамматического строя речи ребёнка;
создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай своё любимое стихотворение. Чемоно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).2. Информация о структуре курса, количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом:
№ п/п Раздел Количество часов
1 «От слова к букве» 31
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий:
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входит:
развитие звуковой культуры речи в целях подготовкик обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлениютемпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, понимание сюжета, характеров основныхдействующих лиц, умение услышать, воспринять на слухвыразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
—разучивание наизусть и выразительное чтение.
Планируемые результаты на конец учебного года.
В ходе освоения содержания программы «Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
2. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
3. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
4. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
5. Предметные результаты.
правильно произносить все звуки;
проводить классификацию звуков по их произношению;
проводить классификацию печатных букв по их элементам;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
уметь ориентироваться на странице тетради.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
№ п/пТема занятия Дата Кол-во часов УУД
1 Вводное занятие. Чему мы хотим научиться? «Осенние странички». 1 1-5
Буквы, обозначающие гласные звуки -7
2 «Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а. Предложение. 1 1-5
3 «Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы]. Буква ы . Слово. 1 1-5
4 Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение. Схема слова. 1 1-5
5 «Осенние странички».Буквы, обозначающие два звука. Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я. 1 1-5
6 «Осенние странички».Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю. 1 1-5
7 Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е.
Звуки [о], [й’о]. Буквы Ё, ё. 1 1-5
8 Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные звуки. 1 1-5
Буквы, обозначающие согласные звуки -19
9 «Зимние странички». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки. 1 1-5
10 Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м. 1 1-5
11 Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н. 1 1-5
12 «Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. 1 1-5
13 Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки. 1 1-5
14 Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки. 1 1-5
15 «Зимние странички».Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. Звуки [с], [с’]. Буквы С, с. 1 1-5
16 Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Шипящие согласные звуки. 1 1-5
17 Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. 1 1-5
18 «Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. 1 1-5
19 Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т. 1 1-5
20 Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к. 1 1-5
21 «Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. 1 1-5
22 «Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц. 1 1-5
23 «Весенние странички». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. 1 1-5
24 «Весенние странички». Звук [ч’]. Буквы Ч, ч. 1 1-5
25 «Весенние странички». Звук [й’]. Буквы Й, й. 1 1-5
26 Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного. 1 1-5
27 Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и звуков». 1 1-5
Литературная страна -4
28 «Летние странички». Потешки. 1 1-5
29 «Летние странички». Сказки. 1 1-5
30 «Летние странички». Скороговорки, пословицы, поговорки. 1 1-5
31 «Летние странички». Были. Загадки. 1 1-5
4.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/пАвторы Название Год
изданияИздательство
1 Н.А. Федосова «От слова к букве» 2015 М.: Просвещение
Литература, использованная при составлении рабочей программы
1 Н.А. Федосова «Я готовлюсь к письму» 3-4 части (От звука к слогу) 2015 М.: Просвещение
2 Н.С. Жукова «Букварь» 2015 Екатеринбург: ЛИТУР