Рабочая программа по физике 10 класс (автор учебника: Н. С. Пурышева)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 г. Владивостока»
















Рабочая программа
по физике
для 10 класса

на 2014 – 2015 учебный год







Составитель: Суковатицина Е.В.
учитель физики










г.Владивосток
2014 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике;
примерной программы основного общего образования по физике;
федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа является программой основной школы, автора: Н. С. Пурышева - Физика 7-11 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа - 2013 г.».
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика. 10-11» (авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской).
Изучение физики на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
Формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента.
Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, её видах, о движении материи и её формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинного знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем.
Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.
Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комуникативности, критичности, рефлексии.

Межпредметные и межкурсовые связи: При работе широко используются:
математика – тема «Проценты», «Среднее арифметическое», «Подобие треугольников», «Синус, косинус угла», история– тема «Шкалы и координаты», технология–«Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость», «Среднее арифметическое», широко используется математический аппарат.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Общая характеристика учебного процесса:
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Каперника, Максвелла, Планка, Шарля, Паскаля, Кельвина, .
Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению фронтальных лабораторных работ; изучению некоторых практических приложений физики, когда теория вопроса уже усвоена; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. При решении задач требующих применение нескольких законов, показывается образец решения таких задач и предлагаются подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ).
Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся.

Учебно – методический комплект:
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика. 10 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2012.
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика. 10 класс: контрольные работы. - М.: Дрофа, 2007
Пурышева Н.С. Физика. 10 класс: рабочая тетрадь.- М.:Дрофа,2007
Рынкевич П.А. Сборник задач для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2002.
Фадеева А. А. Тесты. Физика 7-11 классы. – М.:ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика.Основная школа.- М.:Интеллект-Центр, 2006.
Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006.
Марон А. Е., Марон Е.А. Физика. 10 класс: Учебно-методическое пособие – М.: Дрофа,2005
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Сборник нормативных документов и программно-методического материала «Физика 7-11». - М.: Дрофа, 2013.
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование в 10 классе. М.: Дрофа,2012.
Видеопродукт «Открытая физика»
Мультимедийное приложение к учебнику
Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы повышению эффективности урока физики.
При преподавании используются: классно-урочная система; лабораторные и практические занятия; применение мультимедийного материала; решение экспериментальных задач.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недель, всего 68 часов. Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 5.
- лабораторных и практических работ - 8.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

Содержание тем учебного курса
В курс физики 10 класса входят следующие разделы:
Классическая механика ( 21 час).
Физика наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Основание классической механики. Классическая механика фундаментальная физическая теория. Механическое движение. Основные понятия классической механики: путь и перемещение, скорость, ускорение, масса, сила. Идеализированные объекты физики. Ядро классической механики. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Принцип независимости действия сил. Принцип относительности Галилея. Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии. Следствия классической механики. Объяснение движения небесных тел. Исследования космоса. Границы применимости классической механики
Лабораторная работа №1 « Измерение ускорения свободного падения»
Лабораторная работа №2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»
Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости»
Лабораторная работа №4 «Исследование упругого и неупругого столкновения тел»
Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движения тела под действием сил тяжести и упругости»
Лабораторная работа №6 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии»
Молекулярная физика( 35 часов.)
Тепловые явления. Тепловое движение. Макроскопическая система. Статистический и термодинамический методы изучения макроскопических систем. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и их экспериментальное обоснование. Атомы и молекулы, их характеристики: размеры, масса. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. Скорость движения молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие молекул и атомов. Потенциальная энергия взаимодействия молекул и атомов и агрегатное состояние вещества. Термодинамическая система. Состояние термодинамической системы. Параметры состояния. Термодинамическое равновесие. Температура. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики, его статистический смысл. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы с идеальным газом. Адиабатный процесс. Применение первого закона термодинамики к процессам с идеальным газом. Реальный газ. Критическая температура. Критическое состояние вещества. Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра. Применение газов в технике. Тепловые машины. Принципы работы тепловых машин. Идеальный тепловой двигатель. КПД теплового двигателя. Принцип работы холодильной машины. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве и охрана окружающей среды. Строение твердого кристаллического тела. Кристаллическая решетка. Типы кристаллических решеток. Поликристалл и монокристалл. Анизотропия кристаллов. Деформация твердого тела. Виды деформации. Механическое напряжение. Предел прочности. Запас прочности. Учет прочности материалов в технике. Механические свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Управление механическими свойствами твердых тел. Реальный кристалл. Жидкие кристаллы и их применение. Аморфное состояние твердого тела. Полимеры. Композиционные материалы и их применение. Модель жидкого состояния. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.
Лабораторная работа №7« Измерение влажности воздуха»
Лабораторная работа №8 «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»
Электродинамика (12 часов)
Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электрические силы. Закон Кулона. Электростатическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции. Линии напряженности электростатического поля. Электростатическое поле точечных зарядов. Однородное электростатическое поле. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Электрическая емкость. Емкость плоского конденсатора.
Лабораторная работа №6 «Сборка электромагнита и его испытание»
Лабораторная работа №7 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»

Учебно – тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
В том числе




уроки
лаб. работы
контр. работы

1
Классическая механика
21
13
6
2

2
Молекулярная физика
35
29
2
4

3
Электродинамика
12
11
-
1

4
Итого:
68
53
8
7


Календарно – тематическое планирование

№ п/п
Тема, раздел
Кол-во ча-сов
Основной метод
Объект конт-роля
Меж-пред-метные связи

1. Классическая механика (21 час).

1/1
Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Что и как изучает физика.
1
Репродукти-вный
§ 1

Математика

2/2
Физические законы и теории. Физическая картина мира.
1
Репродукти-вный
§ 2,3
История, математика

3/3
Введение. Классическая механика фундаментальная физическая теория. Механическое движение. Основные понятия классической механики.
1
Репродукти-вный
§ 4, § 5.
Математика

4/4
Путь и перемещение.
1
Репродукти-вный
§ 6.
Математика

5/5
Скорость. Ускорение.
1
Репродукти-вный
§ 7, § 8. Упражнение 1(1,2).
Истори, математика, «Шкалы и координаты», «Система координат»

6/6
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения».
1
частично поисковый
Повторить §7, § 8.
Упр. 1.(3,4)
История, математика «Система координат»

7/7
Динамические характеристики движения. Масса и сила. Идеализированные объекты физики.
1
Репродуктивный
§ 9, § 10. Упражнение 2(2-4).
Математика

8/8
Основание классической механики. Решение задач по теме: «Основание классической механики»
1
Репродук-тивный
§11. Упражнение 3.
Основное в главе 1 (стр. 40-42)
Математика История

9/9
Контрольная работа №1 по теме: «Основание классической механики»
1
Репродуктивный
Повторить: § 1-11
математика,

10/10
Анализ контрольной работы.
Законы Ньютона.
1
репро-дуктивный
§12, 4 (1, 2)
работа над ошибками.
Математика

11/11
Закон всемирного тяготения. Принцип независимости действия сил. Принцип относительности Галилея. Границы применимости классической механики.
1
Инфор-мационно-развивающий
§ 13. Упражнение 5 (1)
Математика

12/12
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы».
1
Частично-поисковый
Повторить §12, § 13.
Упражнения 4 (3, 4), 5 (2)
Математика «Система координат»

13/13
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости».
1
Частично-поисковый
Повторить §12, § 13.
Упражнение 5 (3, 4)
Истори, математика

14/14
Импульс. Закон сохранения импульса
1
Репро-дуктивный
§ 14. Упражнение 6(1,2)
Истори, математика

15/15
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел».
1
частично поисковый
Повторить § 14. Упражнение 6 (3, 4)

Математика

16/16
Закон сохранения механической энергии.
1
Репродуктивный
§15. Упражнение 7 (1-3)
Истори, математика

17/17
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».
1
частично поисковый
Повторить §15. Упражнение 7 (4,5)
Математика «Вектора»

18/18
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 6 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела».
1
Частично-поисковый
Основное в главе 2 (стр.62-64)
Математика

19/19
Объяснение движения небесных тел. Исследование космоса.
1
Репроду-ктивный
§ 16, 18. Упражнение 8 (1,2)
История

20/20
Баллистика. Решение задач по теме: «Ядро классической механики»
1
Репро-дуктивный
§ 17. Упражнение 9 (1-3). Основное в главе 3 (стр. 79, 80)
Математика

21/21
Контрольная работа №2 по теме: «Ядро и следствия классической механики».
1
репродуктивный
Подобрать и решить 3 задачи по теме.
математика

Молекулярная физика (35 часов)

22/22
Анализ контрольной работы.
Тепловые явления. Тепловое движение. Макроскопическая система и методы её изучения.
1
Информа-ционно- развивающий
§ 19. работа над ошибками.


23/23
Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Атомы и молекулы, их характеристики.
1
репродуктивный
§ 20. Упражнение 10 (4-6).

Математика

24/24
Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия.
1
репроду-ктивный
§ 21. Упражнение 11

Математика

25/1
Скорость движения молекул, связь скорости с температурой тела.
1
Репродуктивный
§ 22. Упражнение 12
Математика

26/2
Взаимодействие молекул и атомов. Потенциальная энергия взаимодействия молекул и атомов и агрегатное состояние вещества.
1
Творчески- репроду- ктивный
§ 23. Упражнение 13*
Основное в главе 4 (с. 106, 107).
Математика

27/3
Контрольная работа №3 по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества».
1
Репродуктивный
Повторить: § 19-23
Математика

28/4
Анализ контрольной работы.
Термодинамическая система, параметры её состояния. Температура. Термодинамическое равновесие.
1
Репроду-ктивный
§ 24. Упражнение 14 работа над ошибками.
Математика

29/5
Внутренняя энергия макроскопической системы. Количество теплоты.
1
Творчески –репроду-ктивный
§ 25. Упражнение 15(1,2,3*,4*)
История, природо-ведение

30/6
Работа в термодинамике.
1
репроду-ктивный
§ 26. Упражнение 16(1,2,3*,4*)
Математика

31/1
Первый закон термодинамики.
1
Частично-поисковый
§ 27. Упражнение 17
История, математика

32/2
Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики его статистический смысл.
1
Репродуктивный
§ 28. Основное в главе5 (стр. 126-128)
Математика

33/3
Контрольная работа №4 по теме:
«Основные понятия и законы термодинамики».
1
Репродуктивный
Повторить: § 24-28
Технология

34/4
Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ идеального газа.

1
Репро-дуктивный
§ 29. Упражнение 18 (1,2,3*,4*)
Математика

35/5
Абсолютная температура – мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа.
1
Частично-поисковый
§ 30. Упражнение 19(1,2)
Математика, технология

36/6
Решение задач по теме: «Уравнение состояния идеального газа»
1
Информацио-нно – развива-ющий
Повторить § 30. Упражнение 19 (3,4)


37/7
Изопроцессы. Адиабатный процесс.
1
Репроду-ктивный
§ 31.Упражнение 20 (1,2,3*,4*)
Математика, история

38/8
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
Решение задач по теме: «Изопроцессы».
1
Репроду-ктивный
Повторить § 31. Упражнение 20 (5,6)
Математика «Пропорция»

39/9
Реальный газ. Критическая температура. Критическое состояние вещества.
1
Творчески –репроду-ктивный
§ 32. Упражнение 20 (7,8)
Биология

40/10
Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.
1
Репроду-ктивный
§ 33. Упражнение 21
Биология

41/11
Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы.
1
Репроду-ктивный
§ 34. Упражнение 22(1.2)
Математика

42/1
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 7 «Измерение влажности воздуха».
1
Частично-поисковый
Повторить §33, 34. Упражнение 22(3)


43/2
Применение газов в технике. Принципы работы тепловых двигателей. КПД.
1
Творчески –репроду-ктивный
§ 35, § 36. Упражнение 23
Математика

44/3
Тепловые двигатели. Принцип работы холодильной машины. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве и охрана окружающей среды.

Репроду-ктивный
§ 37,§ 38.
Математика

45/4
Решение задач по теме: «Свойства газов»
1
Информацио-нно – развива-ющий
Основное в главе 6 (стр.170-175)
Биология, математика

46/5
Контрольная работа №5 по теме:
«Свойства газов»
1
репроду-ктивный
Повторить: § 29-38
Математика, информатика

47/6
Строение твердого кристаллического тела. Кристаллическая решетка, её типы. Полиморфизм.
1
Репродуктивный
§ 39.
Математика, биология

48/7
Анизотропия свойств кристаллических тел.
1
Репроду-ктивный
§ 40.
математика

49/8
Деформация твердого тела. Виды деформации. Механическое напряжение. Предел и запас прочности.
1
Репроду-ктивный
§41. Упражнение 24


50/1
Механические свойства твердых тел. Управление механическими свойствами.
1
Репроду-ктивный
§ 42.Упражнение 25
Химия

51/2
Реальный кристалл. Жидкие кристаллы и их применение.
1
Репроду-ктивный
§ 43, § 44.
Химия

52/3
Аморфное состояние твердого тела. Полимеры. Композиты.
1
Репроду-ктивный
§ 45.
Химия

53/4
Модель жидкого состояния поверхностного натяжения.
Свойства поверхностного слоя жидкости
1
Репроду-ктивный
§ 46. Упражнение 26
Химия

54/5
Смачивание. Капиллярность.
1
Репроду-ктивный
§ 47. Упражнение 27 (1,2)
Химия

55/6
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 8 «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».
1
Частично-поисковый
Упражнение 27 (3, 4).
Основное в главе 7 (стр. 208-210)
Математика « Уравнения», химия

56/7
Контрольная работа №6 «Свойства твердых тел и жидкостей».
1
репроду-ктивный
Повторить: § 39-47
История, математика

Электродинамика (12 часов)

57/8
Электрический заряд. Два рода электрического зарядов. Дискретность зарядов.
1
Репроду-ктивный
§ 48. Упражнение 28
Биология, химия

58/9
Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
1
репродуктивный
§ 49. Упражнение 29
Математика

59/1
Электрические силы. Закон Кулона.
1
Репроду-ктивный
§ 50. Упражнение 30


60/2
Электрическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции электрических полей.
1
Репроду-ктивный
§ 51. Упражнение 31(1-3, 4*,5*)
биология

61/3
Линии напряженности электростатического поля.
1
Репродуктивный
§ 52.
Математика

62/4
Проводники в электростатическом поле.
1
Репроду-ктивный
§ 53.
Природоведение

63/5
Диэлектрики в электростатическом поле.
1
Репроду-ктивный
§ 54. Упражнение 32


64/6
Работа электростатического поля.
1
Творчески –репроду-ктивный
§ 55. Упражнение 33
Биология

65/7
Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов.
1
Репроду-ктивный
§ 56. Упражнение 34(1-3, 4*)
Математика

66/8
Электрическая емкость. Энергия электростатического поля заряженного конденсатора.
1
репроду-ктивный
§ 57. Упражнение 35
§ 58. Упражнение 36

Математика

67/2
Решение задач по теме: «Электростатика»
1
Репроду-ктивный
Основное в главе 8(стр. 248, 249)
Математика

68
Контрольная работа №7 по теме: «Электростатика»
1
Репроду-ктивный

Математика


Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Критерий эффективности (критерии оценки)
Знания, умения и навыки учащихся по физике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
-при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
-производит вычисления правильно и достаточно быстро;
-умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи;
-правильно выполнят практические задания.
-может анализировать и проверить решение.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
-ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
-не всегда использует рациональные приемы вычислений.
-затрудняется с анализом преобразований и вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение базовых понятий и основных законов и формул, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание базовой части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала или не приступает к его выполнению.
Письменная проверка знаний, умений и навыков
При проверке письменных работ по физике следует различать грубые и негрубые ошибки.
К грубым ошибкам относятся:
вычислительные ошибки в задачах и ошибки с единицами измерения;
ошибки на незнание названия величин и их смысла;
не знание законов;
недоведение до конца решения задачи;
невыполненное задание.
К негрубым ошибкам относятся:
нерациональные приемы вычислений;
нерационально сформулированный ответ задачи;
неправильное списывание данных (чисел, знаков);
недоведение до конца преобразований.
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
Оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;
Оценка «2» ставится, если допущены 2 и более грубых ошибок.
Оценка «1» ставится, если задачи не решены.
Примечания.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по физике не снижается, если не касаются изучаемых терминов. Эти ошибки принимаются во внимание учителем при оценке знаний по русскому языку.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по физике снижается на один балл, но не ниже оценки «3».
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается набольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по физике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Учебно-методические средства обучения:
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика. 10 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2012.
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика. 10 класс: контрольные работы. - М.: Дрофа, 2007
Пурышева Н.С. Физика. 10 класс: рабочая тетрадь.- М.:Дрофа,2007
Рынкевич П.А. Сборник задач для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2002.
Фадеева А. А. Тесты. Физика 7-11 классы. – М.:ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика.Основная школа.- М.:Интеллект-Центр, 2006.
Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006.
Марон А. Е., Марон Е.А. Физика. 10 класс: Учебно-методическое пособие – М.: Дрофа,2005
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Сборник нормативных документов и программно-методического материала «Физика 7-11». - М.: Дрофа, 2013.
Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование в 10 классе. М.: Дрофа,2012.
Видеопродукт «Открытая физика»
Мультимедийное приложение к учебнику
Мультимедийная доска
Компьютер
Проектор

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.









ПРИНЯТО
научно-методическим советом
МОУ «Гимназия №1 г.Владивостока»
Протокол № _____________
от ___________________________
Председатель НМС
______________Л.Ю. Букина

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Гимназия №1
г. Владивостока»
___________ Е.Е. Артеменко
«______» ___________ 2014 г.



Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 8 Заголовок 915