«Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению»


Подготовила:
Студентка ТГПУ им. Л.Н.Толстого
4 курса, факультета психологии
Андреева Ирина Романовна
«Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению»
Беличева С.А. придерживается точки зрения, что отклоняющееся поведение подростков имеет определенную, специфическую природу и может быть рассмотрено как последствие социопатогенеза, который развивает под влиянием различного рода воздействий на личность ребенка. Так же необходим определенный подход в изучении девиантного поведения подростков, это обуславливается тем, что разработка мер по предотвращению отклоняющегося поведения требует учета биологических, психофизических, социальных факторов.
Для лучшего понимания природы отклоняющегося поведения следует рассмотреть то общее и типичное, характерное представителям подросткового возраста. Изменения в поведении подростка можно объяснить биологическими изменениями, происходящими в организме и выражающимися внешними признаками. Подростковый возраст рассматривается не только в контексте психологической и биологической перестройки организма, которая определяется половым созреванием, но и как процесс вхождения подростка в социум, в жизнь взрослого человека. Таким образом, причины девиации следует искать в процессе социализации, точнее, его нарушении.
Л.С. Выготский сущность подросткового возраста определял как половое созревание, которое начинается и заканчивается намного раньше, нежели происходит окончательное формирование организма и достижение ступени подростком социального и культурного становления. Им же были выделены типичные черты подросткового возраста такие как: интроспекция, ведущая к самоанализу; появление интереса к своим чувствам, переживаниям; неудовлетворение окружающим миром; стремление к самоутверждению, самоактуализации, саморазвитию; уход от себя; сравнение себя с окружающими, в последствие- возникновение конфликта. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что отклонение в поведении подростка могут быть связаны с изменениями, которые происходят в организме и личности ребенка. Во многом определяют дальнейшие особенности взросления и поведения подростка- умственное, психофизическое, эмоциональное, социальное развитие, поскольку отличается качественным своеобразием
Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже полагал, что событие, которое «запускает» процесс изменений в поведении подростка, является, своего рода, перестройкой, когнитивной перестройкой организма. Так же было отмечено, что : «возраст до 12 лет связан с развитием конкретных операций, а возраст после 12 лет- это переход к стадии «формальных операций», который характеризуется способностью вырабатывать и применять стратегии планирования, поиска и организации информации, что эффективно». В различных формах девиантного поведения может проявляться задержка психического или физического созревания, которая нарушает процесс развития личности. С.А. Беличева дает характеристику отклонениям в поведении и рассматривает их как следствие педагогической запущенности подростков, которые отстают от сверстников по развитию, подростков с ускоренным процессом полового созревания, с повышенной агрессивностью и возбудимостью, жестоких, занимающихся бродяжничеством и детей, которые употребляют наркотические вещества.
По мнению зарубежных и отечественных психологов и социологов, подростковый возраст-период противоречий, становления личности, поиска своего «Я», притязаний на взрослость, стремления к личностному росту и саморазвитию, социальному самоопределению. Девиации поведения могут возникнуть в том случае, если взрослые люди ведут себя с ними как с детьми, не обращая внимание на их потребности. В этом случае стремление к взрослой жизни может исказиться, влеча за собой такие действия как: курение, употребление спиртных напитков и т.д. Подростковый возраст- период, когда отчетливо проявляется потребность в самовоспитании, самосовершенствовании, самоактуализации и ведется активная работа над собой. В этом возрасте еще Между притязаниями и реальными возможностями есть расхождения значимые противоречия. Подросток, не в силах отказаться от своих желаний, но и не может адекватно воспринимать свои слабости и ограничения, маскируя их независимостью и развязным поведение, иными словами- девиантным.
Сколько бы мнений по поводу особенностей подросткового возраста не выдвигали ученые, все указывают на то, что данный возраст- период социализации и индивидуализации , поиска и осознания своего идельного «Я».
Концепция проблемы девиантного поведения подростков Д.Б. Эльконина помогает выявить ключевые ситуации, которые характеризуются качественным отставанием ребенка в освоении социального опыта, отношений и действий, «игра ради игры», «учеба ради учебы», дисбаланс в интимно-личностном общении и учебно-профессиональной деятельности, которая реализуется в ожиданиях социума, которые предъявляются индивиду, стоящего на пути взросления.В подростковом возрасте eq наряду с адаптацией осуществляется eq активная индивидуализация и интеграция eq подростка в группу сверстников.
Индивидуализация eq подростка может проявляться в eq форме самоутверждения, которое eq имеет положительное влияние eq на процесс и результаты eq общественной и учебной деятельности, eq если его мотивом eq является стремление к лидерству и престижности. В eq то же время, eq самоутверждение подростков может eq иметь и социально-полярные основания - eq от подвига до правонарушения.
Выделяется eq ведущий мотив подростка: eq «Чем бы ни eq выделиться, лишь бы eq выделиться», что может eq провоцировать отклоняющееся поведение. «Поиск eq пределов допустимого» оказывает eq негативное воздействие на eq самосознание, порождает честолюбие, eq неадекватность самооценки, провоцируя eq конфликты в отношениях с окружающими. Несовершеннолетние eq правонарушители характеризуются искаженной, eq сильно и преждевременно развитой eq потребностью в свободе и самостоятельности. Таким eq образом, стремление к новизне, eq оригинальности поведения, лидерству, eq желание бороться являются eq типичными чертами подростка.
Следует eq заметить, что стремление eq подростка к необычным ситуациям, eq приключениям, рассматриваемые взрослыми eq как отклоняющееся поведение, с eq точки зрения самого eq подростка могут считаться eq "нормальными ситуациями", отражая eq поисковую активность подростка и eq стремление к расширению границ eq индивидуального опыта. Таким eq образом, нарушения поведения eq могут быть следствием eq выраженного подросткового кризиса - eq кризиса идентичности.
А.Е. Личко, А.В. Мудрик eq подчеркивают важность для eq подростка складывающейся «системы eq отношений» со сверстниками; eq потребность подростков в общении eq становится основным фактором в eq их психологическом развитии. Многие eq действия, свойственные подростку в eq ситуации общения, следует eq оценить как направленные eq на удовлетворение потребности в eq получении новой информации, eq переживаний, расширении своего опыта.
Исследователи eq отмечают, что на eq отклонения в поведении подростка eq оказывают влияние следующие eq особенности взаимоотношений: положение eq изгоя в классе, отвержение eq со стороны учителей. Возможно, eq что отчуждение подростков eq от школы происходит eq вследствие равнодушия, нетактичности, eq раздражительности по отношению к eq подростку со стороны педагогов. Низкий eq статус школьника в классе, eq невозможность индивидуализироваться, а затем eq интегрироваться в классе, неудовлетворенная eq потребность самоутвердиться в рамках eq школы ведут к тому, eq что подросток начинает eq активный поиск других eq сообществ, где он eq мог бы компенсировать eq личностные неудачи[16].
Подросток, eq стремясь найти уважение и eq признание своей независимости, eq тяготеет к участию в спортивных, eq музыкальных, других академических eq или неформальных группах. Неформальная eq субкультура не есть eq нечто особенное. Она eq впитывает в себя многие eq характеристики традиционной подростковой eq «уличной» субкультуры, являясь и eq группой социальной инициативы, и eq клубом по интересам, и eq подростковой бандой.
У подростка, eq включенного в деятельность уличных eq групп, которые складываются eq стихийно, как правило, eq на почве нездоровых eq интересов и отрицательно влияют eq на подростка, формируются eq социально-отрицательные интересы, стремление к eq взрослым формам поведения: eq ранний сексуальный опыт, eq групповое употребление наркотиков, алкоголя. Членство в eq подростковых группах, "кодекс eq чести" которых опирается eq на доминирование групповых eq норм над общечеловеческими, eq становится залогом девиантного eq поведения подростка. Принадлежность к eq девиантной группе дает eq подростку новые способы eq самоутверждения, позволяет максимизировать eq свое «Я» уже eq не за счет eq социально-положительных, в которых он eq оказался банкротом, а за eq счет социально-отрицательных черт и действий.
Ученые eq единодушно отмечают огромное eq влияние на формирование eq отклоняющегося поведения детей и eq подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, eq попустительство со стороны eq родителей, ослабление социального eq контроля являются внешними eq условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.
Современные исследования показывают сложность отношений между подростком и взрослыми. Отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, отдалении подростка от семьи является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.
Таким образом, к девиантному eq поведению прибегает отвергнутая eq социумом личность: слабые eq связи "семья-ребенок", "школа-ребенок" eq способствуют ориентации молодежи eq на группы сверстников, eq которые являются преимущественно eq источником девиантных норм.
Девиантная eq реакция возникает у подростка, eq если в семье конфликтная обстановка. Эта eq реакция направлена против eq родителей, которые, по eq мнению подростка, виноваты eq перед ним. Протестные eq формы поведения возникают у eq подростков в ответ на eq обиду, ущемленное самолюбие, eq недовольство требованиями или eq отношениями близких. Причиной eq протеста могут быть eq конфликты между родителями eq или их равнодушное eq отношение к подростку, несправедливое eq или болезненное для eq его самолюбия наказание, eq запрещение чего-либо, что eq значимо для подростка.
Причинами eq отклонений в поведении подростков eq являются и реалии настоящего eq периода в жизни общества. Подростки eq остро переживают социальное eq расслоение, невозможность для eq многих получить желаемое eq образование, жить в достатке. В eq последние годы у несовершеннолетних в eq течение полугода или eq года изменяются ценностные ориентации. Отвержение eq базовых социальных ценностей eq является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический eq «сдвиг» выражается у подростков в eq асоциальном поведении и может eq сопровождаться правонарушениями наркотической и eq алкогольной зависимостью, серьезными eq нервно-психическими расстройствами.
Таким eq образом, девиантное поведение eq предстает как нормальная eq реакция на ненормальные eq для ребенка или eq группы подростков условия, в eq которых они оказались, и в eq то же время eq как язык общения с eq социумом, когда другие eq социально приемлемые способы eq общения исчерпали себя eq или недоступны. В основе eq же всех отклонений eq подросткового поведения лежит eq неразвитость социально-культурных потребностей, eq бедность духовного мира, отчуждение. Но eq молодежная девиация есть eq слепок с социальных отношений в обществе.