Статья на темуИзучение потребностно -мотивационной сферы старшеклассников


Изучение потребностно-мотивационной сферы старшеклассника/Галина Михайловна Высоцкая,
педагог-психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением
отдельных предметов №28»
Г. Курска
Аннотация: В статье дается подробный анализ исследования потребностно-мотивационной сферы старшеклассников, системы ценностных ориентаций будущих выпускников школы .Автор представляет опыт проведения психодиагностических исследований жизненного мира обучающихся старших классов.
Ключевые слова: ценностные ориентации, потребностно-мотивационная сфера, направленность личности , мотивация, интересы, нравственные качества, ценностный выбор, профессиональное самоопределение, социальная зрелость.
Как известно, на рубеже 20-21 веков произошли глобальные социальные преобразования как в современном мире, так и в России. Они в свою очередь породили огромное число проблем, которые вызывают интенсивное интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека.
Благодаря мощному воздействию современных средств массовой информации, расширению межличностных контактов, усилившимся миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека – физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентации индивидов. В итоге возникают новые тенденции в ценностных ориентациях как образе мира в сознании индивида и в социальном самоопределении как образе «Я» в этом мире, для полного понимания которых необходимо сравнение с состоянием данного феномена у разных групп учащейся молодежи, включая в них и обучающихся старших классов.
Ценностные ориентации актуализируются в достаточно развитых формах общественной активности на уровне деятельности и поступков старшеклассников, что проявляется в выборе ими образовательно-профессионального маршрута.
Поэтому целью нашего исследования является изучение мотивационно-ценностного аспекта потребностно-мотивационной сферы старшеклассника.
В качестве объекта исследования выступила также потребностно-мотивационная сфера обучающихся старших классов.
Базой исследования выступили выпускники 10-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №28» г. Курска. Возраст респондентов составил от 16-ти до 17-ти лет. Общий объем выборки составил 60 человек.
Гипотеза исследования: структура потребностно-мотивационной сферы современных старшеклассников определяется социальной ситуацией их развития.
В методический блок вошли: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Жизненный мир старшеклассника» Л.И. Акатовa.
Методика «Жизненный мир старшеклассника» определяет особенности жизненного мира юношей и девушек, изучает такую важную характеристику, как направленность активности личности, отношение к себе и окружающей действительности, статус в коллективе сверстников, мотивацию обучения. Во многом определяет жизненную позицию старшеклассника. Методика основана на непосредственном оценивании утверждений, определяющих отношение к учению, сверстникам, ближайших планов и планов на перспективу, интересов и увлечений, опосредованной оценке личностных качеств, по которым можно судить о возможной направленности личности изучаемого старшеклассника.
Результаты исследования. Данные, которые были получены в ходе изучения мотивационно-ценностного аспекта потребностно-мотивационной сферы старшеклассника, проанализируем, начиная с мотивации учебной деятельности.
Изучение мотивации учения старшеклассник5ов позволило получить данные, согласно которым на первое место в иерархии вышел мотив, связанный с самоопределением и с подготовкой к самостоятельной жизни («необходимость продолжить образование после окончания школы»). Он является доминирующим в учебной деятельности для большинства респондентов (65%). Заметим при этом, что данный мотив является элементом внешней мотивации. В числе ведущих оказалась группа мотивов учения, которые принято называть «индивидуальными» Они, как правило, связаны с содержанием и процессом учебной деятельности и относятся к внутренней мотивации. Итак, каждый четвертый (25%) опрошенный указал, что он учится, потому что имеет «желание получить новые знания». У 6% респондентов к данной группе мотивов относится мотив «стремление к самосовершенствованию».
И только у 4% исследуемых нами старшеклассников обнаружились серьезные переживания по поводу своей учебной деятельности. Все они выбрали соответственно мотивы «негативное отношение к школе», «отсутствие интереса к учению», «неинтересные уроки», «конфликт с учителями».
Таким образом, на сегодняшний день, одним из основных мотивов, побуждающих к учебной деятельности, является мотив продолжения образования и мотив выбора его профессиональной направленности.
Эти мотивы постепенно приобретают личностный смысл, на первое место выдвигается произвольная мотивация. А это означает, что старшеклассники все больше начинают руководствоваться сознательно поставленной целью в учебной деятельности. И все-таки немало старших школьников испытывают затруднения в процессе обучения, что вызывает у них по этому поводу серьезные эмоциональные переживания.
На следующем этапе исследования нами были изучены интересы старшеклассников. Анализ полученных данных показывает, что для современной молодежи характерна наибольшая значимость таких интересов и увлечений учение, друзья и занятие спортом. Им отводят соответственно1,2 места в ранжированном ряду. Обращает внимание и тот факт, что достаточно высокой в иерархии интересов старшеклассников остается учение.
Далее, интересно было увидеть, что современная молодежь также считает наиболее значимыми для себя свободное владение интернет-ресурсами, общение в интернет-пространстве …. (им соответствуют ранги 4 и 5). И это неслучайно, так как это одно из условий успешного самоутверждения в группе своих сверстников. Это вполне можно достичь, используя в том числе и возможности социальных сетей. Наличие именно этих социальных интересов обуславливает соответствующее поведение юношей и девушек, которые предпочитают проводить свободное время, сидя у компьютера.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что далеко не ведущие позиции в ряду интересов занимает литература ( имеет 7 ранг), общественная работа (8 ранг) и изобразительное искусство (9 ранг). Эти увлечения и интересы замыкают рейтинг почти традиционно. Действительно, молодежь очень мало читает, малооплачиваемая работа для них непрестижна, искусство считают сферой деятельности только талантливых и одаренных людей.
Далее нами была изучена значимость для старшеклассников различных качеств личности, которые объединены в четыре группы: интеллектуальные, волевые, нравственные, эмоциональные.
Анализируя полученные эмпирические данные необходимо отметить, что среди качеств, заслуживающих внимание и высоко оцененных респондентами, на первое место вышли все-таки нравственные качества, на второе- интеллектуальные, на третье-волевые, на четвертое-эмоциональные.
Это говорит о том, что к окончанию школы формируется достаточно четкое представление о нравственности и ее месте и роли в личностном самоопределении. Почти половина будущих выпускников (45%) выбрала для себя высоконравственную жизненную позицию.
Наряду с нравственными качествами наиболее значимыми являются и интеллектуальные качества (удельный вес высоко оценивших их респондентов составляет 30%). Это связано, согласно нашему мнению, прежде всего с профессиональным самоопределением, продолжением учебы, с подготовкой к самостоятельной жизни. Старшеклассники ясно понимают, что успех их дальнейшей жизни и профессиональной карьеры зависит от интеллекта и качеств личности с ним связанных. Недостаточно значимыми исследуемые считают волевые качества (18%) и эмоциональные (7%). Это объясняется некоторой переориентацией на такие жизненные приоритеты, которые важны для выпускников в данный момент. Эмоции и воля уступают место нравственности и интеллекту.
Рассмотрим теперь данные, которые описывают результаты значимости личностных качеств для старших школьников, но уже внутри проанализированных выше четырех групп.
Итак, согласно полученным данным, среди интеллектуальных качеств наиболее важными для исследуемых являются сообразительность, самостоятельность, инициативность (они занимают 1,2,3 – места соответственно), тогда как любознательность занимает одно из последних мест. Стоит обратить внимание на это педагогов, так как любознательность, как мотив стремления к знаниям для современного ученика не актуален. Высоко оценено умение приспосабливаться к обстоятельствам, что наводит на размышления об изменениях в социальной ситуации современности.
Анализ результатов подтвердил предположение о важном значении для молодежи таких личностных качеств, как доброта, совесть, честность. Не столь важными в жизни старшеклассники считают скромность, традиционное русское смирение.
К сожалению, не так высоко оценено такое качество, как патриотизм. Можем предположить о неправильном представлении и видении современных выпускников тех ситуаций, когда человек проявляет патриотизм и о серьезной проблеме российской школы. Обращает на себя внимание тот факт, что жестокость оказалась в ранжировании на последнем месте. Это говорит о правильности и осознанности отношения молодых людей к происходящему в мире, к действительности, о формирующейся гражданской позиции.
Среди волевых качеств личности первые позиции занимают целеустремленность, смелость, решительность. Прилежание и трудолюбие находятся на последних позициях. В списке эмоциональных качеств, вне всякого сомнения, лидирует жизнерадостность.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что школа не единственный на сегодня источник формирования мировоззрения, следует учитывать факторы социальной среды, семьи, СМИ, медиа, а также других источников информации.
Таким образом, достаточно правильный выбор значимых качеств личности подтверждает социальную зрелость абсолютного большинства изученных старшеклассников.
И наконец, проанализируем полученные данные, которые описывают структуру терминальных и инструментальных ценностей будущих выпускников. Прежде всего, остановимся на данных, которые описывают степень сформированности механизма дифференциации ценностных ориентаций старшеклассников, т.е. умение производить ценностный выбор.
Согласно результатам исследования, механизм дифференциации ценностей сформирован неодинаково: 51,6% имеет достаточно высоко дифференцированную структуру ценностных ориентаций, а вот у 46, 8% умение осуществлять дифференцирование ценностных ориентаций только начинает формироваться. Наконец, у 1,6% этот механизм еще не сформировался.
Полученные при изучении ценностных ориентаций данные позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, нарисовать так называемый «ценностно-ориентационный портрет старшеклассника». В общей иерархии абсолютно доминирует ценность «здоровье» . Она получила высший балл почти у всех опрошенных школьников.
Из оставшихся ценностей в ранжированном ряду одно из первых мест занимает ценность «счастливая семейная жизнь». Кроме нее «хорошие и верные друзья», «любовь», «интересная работа».
Середину иерархической системы занимает также большая группа ценностей, которые в глазах старшеклассников имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями в жизни. Сюда входят : «уверенность в себе», «познание», «активная деятельная жизнь», «самостоятельность», «творчество», «красота» и конечно же «материальная обеспеченность».
Последняя в структуре ценностных ориентаций оказалась ценность «удовольствие». Это указывает на то, что для средне выборочной характеристики старшеклассников указанная ценность не входит в число основных.
Если на основе всех полученных результатов попытаться дать ценностно-ориентационный портрет изученных старшеклассников, то он будет выглядеть следующим образом. Во-первых, главное в жизни –это найти интересную и вместе с тем высокооплачиваемую работу, чтобы рядом были хорошие и верные друзья. Очень важно для молодежи в будущем иметь крепкую семью. А помогут в этом такие личностные качества, как: самостоятельность, уверенность в себе, «творческий подход». Нужно стараться вести активную деятельную жизнь. Но все это возможно при условии сохранения и укрепления здоровья.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать ряд выводов. Интерпретируя подобным образом совокупные ценностные ориентации будущих выпускников, мы заметили некоторые позитивные изменения в жизненной концепции молодых людей. Во-первых, система ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и «философии жизни» у старшеклассников достаточно сформирована.
Во-вторых, достаточно правильный выбор значимых качеств личности современного человека старшеклассниками подтверждает социальную зрелость абсолютного большинства будущих выпускников.
В–третьих, высокий уровень сформированности учебной и профессиональной направленности личности старшеклассника подтверждает их готовность к профессиональному самоопределению, к самостоятельной жизни.
Проводимые исследования жизненного мира старшеклассников показали, что в последние годы наметились положительные тенденции в сторону осознанного стремления быть полезным обществу. Есть желание получить качественное образование, проживать свою жизнь как насыщенную, интересную, наполненную смыслом, в которой есть цели, временная перспектива. В своих жизненных стремлениях современная молодежь ориентируется на такие ценности, как здоровье, свобода и независимость, работа над собой. Я уверена, что будущее великой России именно за такими молодыми людьми.
Список литературы.
Акатов Л.И. Диагностический минимум определения психолого-педагогического статуса старшеклассника: Учебное пособие, - Курск: из-во Курский государственный университет, 2007 – стр.20.
Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей, Москва -2001 г.
Дубровина ИВ. Формирование личности старшеклассника , Москва- 1989 г.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций –Москва; Смысл, 1992 – с.17
Хухлаева О.В. Психология подростка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, из-во Академия, -2008 г.
Шибутани Т, Социальная психология, Ростов-на-Дону, 2003г.
Якобсон И.С. Психология человека. Москва, из-во Мысль – 2005 г.