Сценарий Театрализованная игровая программа Словно радуги цвета, мы едины навсегда


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Радуга»
номинация «Игровая театрализованная программа»
Сценарий
театрализованной игровой программы
для детей 1 – 7 классов

3720465146812014916151238250
-58005310536
41719505505450
Составитель:
Павлий Любовь Петровна,
педагог дополнительного образования,
1 квалификационной категории
г. Гай 2017
Пояснительная записка
Название методического материала: Сценарий игровой театрализованной программы «Словно радуги цвета мы едины навсегда».
Автор: Павлий Любовь Петровна, педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ «Радуга» Гайского городского округа.
Жанр методического материала: сценарий.
Аннотация
Оренбургский край населяет множество народов. Упрочнение культуры межнационального общения является основной задачей в нашем крае. Каждый человек любой национальности должен и обязан знать свой язык, свою историю, духовную культуру, обычаи, праздники, национальные костюмы, игры, фольклор и быт.
Игровая театрализованная программа «Словно радуги цвета мы едины навсегда» воспитывает уважение к культуре и быту других народов, упрочняет культуру межнационального общения, воспитывает такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание, отзывчивость.
Праздник – это важная часть жизни ребенка. Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Данный сценарий предназначен для обучающихся 1 – 7 классов.
Цель данной разработки: воспитание у детей уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям.
Задачи:
1. Формировать интерес к культуре и творчеству других народов.
2. Развивать умения детей чувствовать и передавать образы, заложенные в песне, танцах, выразительном слове.
3. Учить детей понимать идею литературных и музыкальных произведений.
4. Развивать музыкальные, творческие и артистические способности детей.
Результат работы: Организация воспитательного мероприятия.
Область применения: внеурочная деятельность.
Рекомендуется педагогам дополнительного образования, вожатым, педагогам-организаторам.
Действующие лица и исполнители:
Петрушка;
Матрешка;
Казахская кукла Алия;
Башкирская кукла Булат;
Украинская кукла Оксана;
Русская кукла Татьяна.
Музыкальное оформление мероприятия:
1. Песня «Дружат дети на планете»;
2. Песня «Ах вы сени, мои сени»;
3. Песня «Матрешки»;
4. Песня «По ниточке»;
5. Казахская народная песня «Камажай»;
6. Башкирская народная музыка;
7. Русская народная песня «Калинка»;
8. Украинская песня «Вареники»;
9. Украинская песня «Я желаю Вам добра»;
10. Песня «Большой хоровод»;
11. Песня «День Дружбы»;
12. Песня «Блинчики»;
13. Песня «Светит солнышко для всех».
Реквизит:
4 упаковочных коробки для кукол (в рост человека);
6 светящихся звезд;
4 флага;
3 надувных мяча;
2 больших цветка, сделанных из ткани;
2 ложки;
1 погремушка;
4 тюбетейки;
4 накидки;
10 шаров;
2 герлыги;
2 обруча;
2 больших шатра;
2 полотнища;
2 солнышка с косичками.
Ход мероприятия
Свет полностью выключен, мерцают звезды, на сцене в подарочных коробках стоят куклы (дети) в национальных костюмах.
Голос за кулисами:
На планете детства проживает множество народов, и все они живут в мире и дружбе. Друзья! Сейчас вы увидите разноцветье красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов – настоящую радугу. Для этого нам не понадобится дождь! А помогут создать это разноцветье куклы, проживающие на нашей Планете детства в Оренбургской области.
Свет включается. Звучит песня «Дружат дети на планете». По сцене с полотнищами в руках шагают дети, делая под музыку различные движения полотнищами. Затем дети уходят со сцены.
Звучит народная музыка, танцуя под нее, выходит Петрушка.
Петрушка:
Здравствуйте!
Всех приветствую, кто в зале.
Кто сегодня здесь собрался,
С вами вместе поиграем.
А зовут меня Петрушка,
Всегда со мною погремушка.
А, так-так, ребята, а вы здесь Матрешку не видели?
Такая красивая в сарафане.
Как всегда опаздывает. Придется начинать без нее.
Поднимите руки над головой,
Так вы здороваетесь со мной.
Повернитесь теперь влево,
Соседу руку жмите смело.
А теперь на право,
Обнять соседа, это славно.
Хотите мне привет послать?
Прошу я вас, ребята встать.
Теперь все руки вверх подняли
И мне как птички помахали.
На плечи руки опустили,
Качаемся в матросском стиле.
Какие вы молодцы.
Все у нас получилось.
Звучит песня «Матрешки», танцуя, выходит Матрешка
Матрешка:
Здравствуйте, я – Матрешка!
Я девчонка удалая, заводная, озорная.
Плакать, хныкать не люблю,
Вас сейчас повеселю.
Мы не будем здесь скучать,
Будем весело играть.
Петрушка:
Здравствуй, Матрешка!
Матрёшка:
Здравствуй, Петрушка!
К вам пришла я не одна,
Вам подружек привела.
Звучит песня «По ниточке», куклы выходят из коробок и танцуют.
Петрушка:
Что это за красивые куклы?
Матрёшка:
Я вас с ними познакомлю.
Куклы у нас необычные. Они умеют играть, танцевать. И вообще они многое знают, и будут представлять народы нашего Оренбуржья.
Петрушка:
Мы сегодня с вами посадим дерево дружбы. Во время нашей игровой программы вы будите вешать ладошки на дерево для того, чтобы дружба наша с каждым годом становилась крепче и крепче.
Матрёшка:
Ребята, у меня в руках чудесный мешочек. В нем находятся головные уборы разных народов, населяющих Оренбургскую область. Я достану головной убор, а вы отгадайте, к какой национальности принадлежит этот головной убор.
Матрешка достает из мешочка головной убор и показывает его зрителям.
Крики из зала:
Казахам.
Матрёшка:
Правильно, он принадлежит казахам.
Звучит казахская песня, выходит кукла казашка, танцует танец «Камажай».
Алия:
Салем бердик! Здравствуйте! Очень рада встрече я!
Матрёшка:
Здравствуй казахская красавица, Алия!
Алия:
С радушием казахским Вас встречаю я. Нас казахов в Оренбургской области проживает 120262 человека.
У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих предков до седьмого колена.
Сүйінші - обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок.
Друзья, а вы знаете, у казахских детей есть много различных национальных игр, носящих чаще всего состязательный характер. Одна из таких игр «Чабаны». Я предлагаю в нее поиграть.
Проводится игра «Чабаны» (приложение №1).
Алия:
Спасибо друзья! Получите сладкие призы и присаживайтесь на места!
Петрушка достает из волшебного мешочка следующий головной убор и показывает его зрителям.
Петрушка:
Какой национальности принадлежит этот головной убор?
Крики из зала:
Башкирам.
Петрушка:
Правильно, этот головной убор тюбетейка принадлежит башкирам.
Звучит башкирская музыка, выходит кукла юноша башкирской национальности.
Юноша:
Хаумогес! Здравствуйте!
Матрёшка:
Здравствуй, башкирский джигит Булат.
Юноша:
Я очень рад видеть столько друзей, Нас башкир в Оренбургской области проживает 46696 человек.
У башкир издавна существовал обычай составлять свою родословную, в которую включались все члены рода по мужской линии. Каждый представитель рода должен был хорошо знать свою родословную, и эти знания передавались от родителей к детям, от стариков к молодежи.
Журавль традиционно считается у башкир неприкосновенной птицей.
Крик журавля напоминает игру музыкального инструмента курая.
Петрушка:
Поиграть с тобой мы рады
И скорей хотим узнать,
Как башкирские ребята
Играют, чтобы не скучать.
Юноша:
Одной из любимых игр является игра «Юрта». И мы сейчас в неё поиграем.
Проводится игра «Юрта» (приложение № 2).
Юноша:
Спасибо друзья! Получите сладкие призы и присаживайтесь на свои места!
Петрушка:
Опять достаю волшебный мешочек, и кому же принадлежит этот красивый веночек?
Крики из зала:
Украинцам.
Петрушка:
Конечно украинцам!
Звучит украинская песня «Я желаю Вам добра», в танце выходит кукла украинка с рушником.
Матрёшка:
Здравствуй, украинская красавица, Оксана!
Оксана:
Добрый дэнь вам, люды добри.
Щастя и добра бажаты.
Голосистые, певучие, щедрые украинцы. Нас в оренбургской области проживает 49610 человек.
Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.
А знаете ли вы, что украинский веночек является одним из особенных оберегов.
Вышитый рушник – стародавний оберег дома. Считалось, что узор вышивки оберегает от беды и защищает от болезни.
Сегодня нет ни одной свадьбы, сватовства, никаких крестин без рушника.
Чтобы шутки не смолкали
В этот светлый, добрый час,
Чтоб улыбки расцветали –
Мы хотим сплясать для вас.
Петрушка:
Станцевать с тобою рады,
И хотим скорей узнать,
Как украинские дети умеют танцевать.
Звучит украинская песня «Вареники», танцует весь зал.
Матрёшка:
Опять достаю волшебный мешочек. и кому же принадлежит этот головной убор?
Матрешка достает из мешочка кокошник и показывает его залу.
Крики из зала:
Русским.
Матрёшка:
Правильно русским девушкам.
Звучит русская народная песня «Калинка», выходит кукла русской национальности в руках у нее на полотенце каравай.
Русская девушка:
Здравствуйте, ребята!
Видеть Вас я очень рада!
Да на русской, на земле.
Матрёшка:
Здравствуй, Татьяна, русская красавица!
Русская девушка:
Здравствуйте, люди добрые!
В оренбургской области русских проживает 1519525 человек.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эта замечательная традиция передается из поколения в поколение.
Мы очень ценим праздники, обряды, традиции. И особенно нам детям нравится праздник Масленица. На масленицу всегда хорошая погода и светит яркое солнышко. Солнышко любит нас детей, а мы любим его. Давайте с ним поиграем, заплетем ему косички. Кого коснусь платочком, тот и выходит играть.
Русская девушка спускается в зал, под музыку ходит по залу, касаясь зрителей платочком. Кого девушка коснулась, тот выходит на сцену. Всех зрителей, оказавшихся на сцене, русская девушка делит на 2 команды.
Проводится игра «Заплети косички солнышку» под песню «Светит солнышко для всех (приложение № 3).
Русская девушка:
Что пекут на Масленицу, похожее на солнышко?
На загадки отвечайте,
Печь блины нам помогайте.
Разобьем яйцо сырое.
А затем яйцо, какое? (второе)
Размешаем их слегка
С добавлением чего? (молока)
Сахара большую ложку.
Соли мы кладем… (немножко)
Засыпается… (мука)
Перемешиваем снова
Тесто к выпечке… (готово)
Звучит музыка, зрители исполняют танец «Блинчики», повторяя движения за артистами.
Матрешка:
Друзья! Вот какое дерево Дружбы у нас выросло на нашей планете детства.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья!
Петрушка:
Спасибо вам куклы за игры, за дружбу.
Казашка:
Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе,
Русская:
Как трава с лугом,
Украинка:
Как поля с дождями,
Башкир:
Как дружит солнце со всеми нами.
Петрушка:
Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
Вот так народы соединились (взяться за руки)
Вот так народы объединились (обнять друг друга)
Матрешка:
С тех пор наши народы на планете Детства живут в мире и согласии.
Пусть на планете Детства будут все дети на веке друзьями!
Звучит песня «День Дружбы».
Петрушка:
Дружат дети на планете,
Звонко, юно, как весна!
И одно нам солнце светит,
Все действующие лица:
И Земля у нас одна.
Звучит песня «Большой хоровод», по сцене с шарами, флагами, мячами и цветами артисты делают круг почета и уходят со сцены.
Приложение 1
Игра «Чабаны»
Реквизит:
4 тюбетейки;
4 накидки;
10 шаров;
2 герлыги;
2 обруча.
Играют две команды детей, по 2 человек в каждой. В руке у первого игрока герлыга (можно взять гимнастическую палку, клюшку).
Перед каждой командой 5–7 «овец» (надувные шары или мячи). Первый игрок бежит и герлыгой загоняет мяч в обруч. Затем возвращается к команде, передает герлыгу следующему игроку. Задача игроков: загнать всех «овец» в «кошару» – обруч, лежащий на расстоянии 5–6 метров от играющих. Загонять «овец» надо по одной. Кто раньше загонит «овец», тот и победит.
Приложение 2
Игра «Юрта»
Реквизит:
2 больших шатра;
2 полотнища.
Ведущий строит детей в две команды. Пока звучит башкирская музыка, дети танцуют (повторяют движения за ведущим). Как только музыка перестала звучать, дети подбегают к своему полотнищу и натягивают юрту. Чья команда быстрее справится, та и победила.
Приложение 3
Игра «Заплети косички солнышку»
Реквизит:
2 солнышка с косичками.
Ведущий строит детей в две команды по 6 человек в каждой. По сигналу они должны плести косы, переходя под лентами. Чья команда быстрее заплетет косы, та и победила.
Литература
1 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2004. - 62с.
2 Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев - М.: Новая школа,2014.- 68с.
3 Петрова, А.Н. Сценическая речь / А.Н Петрова - М.: 2002. - 142с.
4 Рубина, Ю. Театральная самодеятельность школьников / Ю. Рубина - М.: Просвещение, 1982. -1 38с.
5 Шильгави, В.П. Начнем с игры. / В.П. Шильгави, - М.: Просвещение, 2003. - 98с.
Правила для ведущего детской игровой программы.
Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей.
Ведущий должен проявлять больше выдумки и смекалки, знать различные варианты игр.
Особое внимание культуре речи, эмоциональности.
Эстетика внешнего вида ведущего.
Нежелательно, чтобы на сцене дети ели и пили.
Нежелательно на сцене заставлять детей раздеваться и разуваться.
Нежелательно заставлять детей поднимать тяжести, в том числе и других детей.
Не использовать в играх острые предметы.
Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.
Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре, если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.
Добросовестная подготовка и профессионализм.
139065550545 Ведущий должен поощрять участников или команды в словесной форме («спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д.), предлагать зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумным ответ, выдавать им призы, чтобы подбодрить участников