Статья Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента


Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента
И.А. Падерина, учитель МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Притобольного района Курганской области
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Эта форма организации учебно-воспитательной работы связана с решением творческих исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, знакомство с литературой по проблеме исследования, сбор собственного материала, анализ, обобщение, выводы.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться, что же такое проект и чем он отличается от других видов работ.
Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. «Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект - не одно и то же».[]
Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который, тем не менее, является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и значим для самих открывателей. А для учителя «учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность».[]
В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
В рамках реализации регионального компонента по литературе предусмотрено выполнение учащимися VIII - XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников способствует литературному образованию, формированию личностных качеств подрастающего человека, что поможет ему внимательно взглянуть на литературу родного края, обогащать читательский опыт, сделать профессиональный выбор в будущем. Такой вид деятельности обучения приучает школьника к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать оценочные позиции, позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Учитель должен помочь школьникам:
получить различные материалы, справочники, информацию;
обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;
одобрить или не одобрить интерпретацию проблем произведения;
научить кратко записывать результаты своей деятельности;
дать краткий анализ выполненного проекта.
При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации. Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной, как и сами проекты, Самое главное - чтобы план отвечал проекту, а не наоборот,
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической.
Неотъемлемой частью работы по краеведению является поисково-исследовательская. Она предполагает более глубокое изучение вопроса по различным источникам, более детальное обращение к текстам художественных произведений, обращение к краеведческой и критической литературе, к газетным и журнальным материалам. В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста поисково-исследовательская деятельность учащихся усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности детей. Задача учителя - помочь выбрать ученику или группе учащихся тему для мини-исследования или исследования, определить возможные формы и методы работы, наметить план исследования, рекомендовать список необходимой литературы, руководить исследованиями учащихся, поддерживая атмосферу творческого поиска.
Цель этой работы – расширить эстетическое отношение к художественному миру, выявление смысла и ценности художественных произведений. Для реализации этой цели решаются следующие задачи: определить художественный замысел автора; аналитическое проникновение в сущность произведения; вынести суждение о произведении; познакомиться с творческой историей произведений и судьбой авторов. Итогом работы по литературному краеведению считаю систематизацию материала в рамках подготовки к районным и областным краеведческим конференциям и конкурсам исследовательских работ. В течение последних лет ребята занимают призовые места на районных и областных краеведческих конференциях.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературному краеведению я разделила на следующие виды:
Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например, «Особенности лексики и синтаксических конструкций рассказаВ.Ф. Потанина «Когда прошли дожди»;
«Сравнение как способ создания художественного образа в автобиографической повести А.И.Мосина «След росы» (Записки агронома)»;
Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер:теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, «Лирические песни нашего края. Тематическое своеобразие лирических песен нашей местности»; «Отражение женской доли в частушках Зауралья»; «Изображение пугачевского бунта в произведениях А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Д.Н.Мамина – Сибиряка «Охонины брови», «Современная поэзия Зауралья»;
Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие школьников видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например, «Природа в поэзии и живописи Зауралья»; «Престольный праздник села Раскатихи – Егорий-Зимогор»; «История моей семьи»; «История нашей школы»; «Наш земляк – Герой Советского Союза Н.Я,Анфиногенов»; «Азбука родного края»; «Возрождение храма Прокопия Устюжского в с.Чернавском»;
Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей нашего края. Ученики на основе анализа произведений, изучения различных источников, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например, «Творчество Аскара Нуранова»;пособие-хрестоматия «Литературный край»; презентация книги О.В.Бунина «Светлая моя Родина»; презентация книги А.И.Мосина «Фонтан бегущих дней».
Независимо от объекта исследования ученик самостоятельно или с помощью учителя получает возможность определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Сначала мы работаем над актуализацией знаний о методах анализа, о методах работы над проектом. Следует организовать индивидуальные консультации, которые способствуют формированию выводов исследования, спланировать, что нужно из списка предлагаемой литературы прочитать, что законспектировать, откуда сделать выписки, как фиксировать свои наблюдения. Непременной частью работы является обзор литературы, поэтому важно научить рецензированию статей, составлению конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческих работ.
В работе над проектом я опираюсь на следующие методы:
биографический,
историко-культурный,
гносеологический,
социологический,
исследовательский [].
Биографический метод позволяет изучить биографию писателя, что очень важно для понимания тематики его произведения. Историко-культурный метод помогает оценить произведение или творчество отдельного автора как часть культуры. Гносеологический метод используется для понимания социальной действительности, изображённой в повести, помогает определить степень правдивости, соответствие реальности. Социальный метод позволил увидеть, как в творчестве того или иного автора реализуется социальная деятельность. Чтение и интерпретация, истолкование и оценка повести позволяют использовать исследовательский метод.
На следующем этапе работы над проектом следует повторно обратиться к анализу с учетом новых знаний. Это помогает учащимся определить собственную позицию.
Большая трудность для ученика – оформление результатов исследования. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. Здесь задача учителя –помочь в структурировании материала, формулировании основных положений, в выборе формы выступления. Ученик должен уметь выразительно цитировать текст, свободно владеть необходимыми понятиями, уметь отвечать на поставленные вопросы. Несомненное достоинство выступления – эмоциональность и убежденность, оригинальная композиция доклада.
Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями.
Итак, две основные проблемы презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.
Конечно, решение исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Поэтому, работая с учеником над проектом, надо уделять внимание развитию его общей культуры.
Региональный компонент в 10-11 классах выделяется как отдельная обязательная для изучения часть базисного учебного плана. В 10 классе – 17 часов, в 11 классе – 34 часа.
В 5-9 классах изучение региональной литературы реализуется в рамках курса литературы. «Литературное краеведение является частью общелитературного процесса, а обращение к краеведческому материалу помогает учащимся уяснить эту неразрывную связь. Краеведение создает благоприятные условия для заданий творческого и поискового характера, позволяют расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности».[]
Использую краеведческий материал не только при подготовке проектов на специальных уроках литературы родного края, но и на уроках литературы и русского языка. Это позволяет более глубоко изучить тему, разнообразить жанры уроков, приемы работы на уроке, прививать любовь к лучшим образцам культурного наследия нашего края, воспитывать в школьниках патриотические и гражданские чувства, способствует становлению личности
Основой изучения курса литературы родного края является вдумчивое, сознательное чтение. Чтобы пробудить интерес к чтению, использую различные приемы.
В 5-6 классах это беседа, работа со словом, словесное рисование, художественное чтение, пересказ эпизодов, в том числе и от лица героев, задание «продолжи чтение отрывка из произведения», инсценирование отрывков из произведений, викторина и др.
В 7-8 классах помимо перечисленных приемов используется обращение к точке зрения критиков и формирование собственной точки зрения, постановка и решение проблемных вопросов и заданий, языковые эксперименты.
В 9-11 классах перед началом изучения произведения может быть дана небольшая письменная работа, проверяющая уровень осмысления текста, в том числе с вопросами учащихся, в качестве домашнего задания – взять интервью у родителей или близких знакомых по поводу их отношения к творчеству или имени писателя, при работе с художественным текстом используется лингвистический анализ текста, обращение к критическому материалу, даются самостоятельные и групповые задания поискового и исследовательского характера.
Приведу примеры творческих, поисковых и исследовательских заданий, применяемых мною на краеведческих уроках.
5-6 классы.
Задания, используемые для более глубокого постижения текста произведения и знакомства с творчеством писателя:
найдите сведения о писателе (поэте, собирателе сказок);
соберите и запишите пословицы и поговорки, записанные в нашей местности;
соберите и запишите произведения малых жанров фольклора, записанные в нашем крае;
найдите высказывания критиков о писателе (поэте);
перенеси эпизод на рисунок;
создайте свои иллюстрации к произведению;
нарисуйте рекламу прочитанной книги (произведения), обложку книги, плакат.
7-8 класс.
составьте родословную В.К.Кюхельбекера;
ответьте на вопрос: бывал ли А.С.Пушкин в нашем крае? (свидетельства и предположения);
выберите эпизоды биографии В.А.Жуковского, связанные с нашим краем;
составьте викторину по произведениям писателя;
10-11 классы.
создайте сборник произведений В.Потанина, составленный вами. При выполнении данного задания ученик выступает в роли составителя, автора сборника и вступительной статьи, ему необходимо знать творчество писателя.
представьте творчество Л.Тумановой в фотографиях. Для успешного выполнения данного задания ученику необходимо не только подобрать фотодокументы, отражающие основные этапы жизни и творчества поэтессы, но и сделать к ним комментарии.
В старших классах в начале или конце изучения творчества писателя рекомендую задания для индивидуальных или групповых исследований. Например, по творчеству В.Масляева:
Поиск своего героя писателем;
Семантика имен в творчестве В.Масляева;
Особенности синтаксиса В.Ф. Потанина (на примере одного произведения);
Необычность стиля писателя, автобиографичность произведений В.Ф.Потанина (на примере одного или нескольких произведений).
Литературное краеведение сыграло также существенную роль в развитии внеурочной работы со школьниками. Мною проводятся краеведческие викторины, литературные вечера, устные журналы, творческие встречи с интересными людьми, краеведческие конференции.
В целях создания проблемных ситуаций и поддержания интереса к краеведческим урокам и внеклассным мероприятиям с привлечением краеведческого материала использую уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: устные журналы, конкурсы чтецов, встречи с писателями, урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическую игру, круглый стол, учебную конференцию, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры и родного края.
Презентацией проекта стали встречи с интересными людьми: проведена встреча с прозаиком, поэтом, журналистом О.В.Буниным и поэтом-самородком А.И.Мосиным. Презентации книг этих авторов - это привлечение внимания к художественной книге, развитие желания больше узнать о наших местных авторах. Встречи оставили неизгладимое впечатление у ребят.
Интересным проектом была история Престольного праздника нашего села «Егорий Зимогор». В 2009 году 9 декабря праздник был проведен в селе.[]
Интересным и увлекательным был проект по составлению сборника стихов местного поэта А.Нуранова «Родники».
Таким образом, руководство проектной деятельностью – сложная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели, основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель проекта помогает найти нужную литературу, консультирует, организует презентацию. Результатом такого сотрудничества становится выполненное учеником исследование. Но самым важным педагогическим результатом проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента является формирование личностных качеств учащихся.
Список использованной литературы
М.Ю.,Бухаркина Разработка учебного проекта –Москва, 2003
Краеведческий блок регионального компонента РБУП для образовательных
учреждений Курганской области, реализующих программы общегообразования: // Под общей ред. А.В. Шатных. – Курган, 2008. – 20 с.
Организация научно – исследовательской деятельности
студентов: Учебно–методическое пособие / Авт.- сост. Н.А.Криволапова;
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005. – 79 с.
Программа курса «Фольклорное и литературное Зауралье». 6 – 11 классы /
Авт.–сост. О.Г.,Шаврина; Институт повышения квалификации переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008. – 36 с.
В.Н.,СтупинаОсновы литературного краеведения и исследовательской деятельности учащихся-Курган, 2005
В.Н.,Ступина Методика анализа художественного произведения: Методические рекомендации в помощь учителю литературы - Курган, 2005
М.А.,Ступницкая Что такое учебный проект –Москва, Первое сентября, 2010
Фольклор и литература Зауралья: духовно-нравственное, филологическое воспитание и развитие учащихся – Курган, 2003
Фольклор и литература Зауралья: учебное пособие для учителей и учащихся. 5-11 классы: в 2 ч. / под ред. В.П. Федоровой. – Курган, 2000.
О.Г.,Шаврина Уроки по литературе Зауралья в контексте ФГОС – Курган, 2015
Список ссылок на Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Учебный_проектhttps://festival.1september.ru/articles/596071/https://project.1september.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdfwww.shapkina.26206s013.edusite.ru/p18aa1.htmlwww.uchportal.ru.
https://wiki.iteach.ru/index.phphttps://paderinaia2013.blogspot.com/https://youtu.be/mP_HCHpW3cQ
Информация
об участии моих учеников
в конкурсах исследовательских проектов по краеведению
Год конкурсы Ученик, класс Тема работы Результат
2006 Районная краеведческая конференция Падерина Саша, 9 «Фольклор Зауралья» 1 место
2007-2008 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Заочный этап Всероссийской конференции Балина Настя,11 «Летопись литературы Зауралья» 1 место
1 место
участник
2008-2009 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Нечеухина Алина, 8
Кубасова Анна, 9
Простаки-шина Светлана «Возрождение храма Прокопия Устюжского»
«Наш земляк –Герой Советского Союза Н.Я.Анфиногенов»
«Природа Зауралья в поэзии и живописи» 1 место
Призер в номинации «Ораторское искусство»
1 место
Участник
1 место
участник
2009-2010 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Еликова Галя, 8
Маслов Федя, 8
Кубасова Анна,10 «Отражение женской судьбы в частушках Зауралья»;
«Престольный праздник с.Раскатихи»
«Современная поэзия Зауралья» 1 место
2 место
1 место
участник
1 место
участник
2010-2011 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Федорова Валя, 6
Рыбакова Марина,8
Кубасова Анна, 11
«Семейная педагогическая династия»
«Изображение пугачевского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в повести Мамина-Сибиряка«Охонины брови»
«Образ праведниц в повести Потанина «Легкая» и в рассказе Солженицына «Матренин двор» 1 место
участник
1 место
Участник
1 место
участник
2011-2012 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Фёдорова Валя ,7 «Творчество Аскара Нуранова» 1 место
Призер в номинации «Оригинальность в изложении материала»
2012-2013 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Фёдорова Валя ,8 «Лирические песни родного края» 1место
Лауреат конкурса
2013-2014 Областной конкурс сочинений «Горжусь Зауральем твоим» ФОНД «МАМА»
Маслов Фёдор,10
Фёдорова Валя,9 «Престольный праздник села – Егорий Зимогор»
«История моей семьи. Педагогичес-кая династия» Лауреат
Лауреат
2013-2014 Областной конкурс сочинений среди обучающихся ОУ Курганской области «России верные сыны», посвящённом 200-летию победы России в Отечественной войне 1812г. Маслов Федя,10кл Диплом лауреата, ценный подарок
2013-2014 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Федорова Валя, 9 «Сравнение как средство создания художественного образа в повести А.И.Мосина «След росы» (записки агронома) 1 место
Призер в номинации «Оригинальность в изложении материала»
2014-2015 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Федорова Валя, 10 «Особенности синтаксиса и лексики в рассказе В.Потанина «Когда прошли дожди» 1 место
участник
2014-2015 Областной конкурс презентаций «По историческим местам Зауралья» Федорова Валя, 10 «Храм Прокопия Устюжского в с.Чернавском» 2 место
2014-2015 Открытый конкурс «Мы живем в Зауралье» Федорова Валя, 10 «Лирические песни нашего края. Тематическое своеобразие лирических песен нашей местности» Лауреат в номинации краеведение
(награждена 25 сентября в Кургане дипломом и ценным подарком – картиной)
2015-2016 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Федорова Валя, 11 «Роль муниципаль-ной прессы в развитии Притобольно-го района» 1 место
Призер в номинации «Ораторское искусство»
2016-2017 Районная краеведческая конференция
Областная краеведческая конференция
Папулов Егор,10 «Традиции Фета и Тютчева в лирике зауральского поэта А.Иванова» 1 место
2 место и
Призер в номинации «Ораторское искусство»