Педагогический проект.Истории страны через историю своей семьи: «ожившая история».


ФИО автора(полностью), должность и место работы Лобачёва Юлия Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Название разработки Истории страны через историю своей семьи: «ожившая история».
Жанр разработки Педагогический проект
Раздел программы, в которой предполагается размещение данной разработки «Семья и общество»
Аннотация к разработке (до 50 слов) Проект направлен на формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории собственной семьи.
Реализовывается в течении трех месяцев .
В осуществлении проекта принимают совместное участие родители, учителя и обучающиеся.
Истории страны через историю своей семьи: «ожившая история».
Ю.Н.Лобачёва,
учитель истории и обществознания
г. Междуреченск, Кемеровской обл.
Модернизация российского образования, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в области исторического знания значительно повысили требования к уровню преподавания истории и обществознания в школе.
Это особенно актуально для коллектива, в котором много обучающихся с низкой мотивацией к учебе, отсутствием навыков учебной деятельности, заниженным интересом к гуманитарному знанию и низким культурным уровнем. В последнее время, не для кого не секрет, большое число ребят, не умеют работать с текстом, у них превалирует поверхностное экранное, визуальное восприятие.
Безусловно, в соответствии с образовательными стандартами школа должна предоставлять обучающимся возможность иметь право на субъективность и пристрастность обоснования своих решений, выявление нравственных проблем истории и т.д. Поэтому именно сегодня для нас актуальным является формирование интереса к истории не только как к формальному предмету школьной программы, но и как к способу восстановления семейной исторической памяти, поколенческих связей, к сожалению утраченных во многих семьях и не транслируюмых детям. Такой подход позволяет по иному рассматривать и вопросы воспитания патриотизма и гражданственности у ребят, которые начинают воспринимать историю, как процесс, наполненный личностным содержанием.
Кроме того проблема формирования интереса к истории обостряется в связи с большим объемом учебного материала, «сухим изложением исторических событий, оторванностью излагаемого материала от реальной жизни детей.
Проект «Ожившая история» это попытка ответить на те вызовы, которые формирует современное общество и на ситуацию, сложивщуюся в школьных коллективах.
Цель проекта: Формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории собственной семьи.
Задачи проекта:
1. Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.
2.Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности
3. Показать роль личности в истории страны.
4.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.
5.Формировать коммуникативные качества обучающихся и навыки публичного выступления
6.Расширять кругозор в области краеведческих знаний.
7.Приобщить учащихся к истокам патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн.
Сроки реализации проекта:
Проект реализовывается в течении трех месяцев.
Основные разработчики проекта- учителя истории, рисования, литературы.
Целевая группа проекта - обучающиеся 5-9 классов.
Партнеры проекта:
-классные руководители
- родители
-участники Великой Отечественной войны,
- участники локальных войн в Афганистане, Чечне
- выпускники школы
Реализация проекта.
Проект реализуется в три этапа.
1 этап - подготовительный.
На этом этапе создается оргкомитет из состава обучающихся, родителей педагогов школы. Оргкомитет разрабатывает положения о конкурсе, вырабатывает критерии оценки работ обучающихся. Устанавливаются сроки выполнения работ. Размещаются объявления о начале подготовки к историческому празднику «Живая история». Объявляются конкурсы на лучшее сочинение, рисунок, генеалогическое древо, исследовательскую работу, на лучшее стихотворение, на лучшую биографическую презентацию.
Результат первого этапа проекта - нормативные документы, необходимые для реализации проекта ( положение о конкурсе, критерии оценки работ, план проведения) Самоопределение обучающихся с номинацией, в которой они будут участвовать
исследовательские работы
составление генеалогических древ
сочинения на тему «История моей семьи»
рисунки на тему « История семьи»
стихотворения о семье
биографические презентации
2 этап - основной.
В ходе второго этапа будет организованна урочная и внеурочная деятельность , направленная на решение задач проекта. Так на уроках истории, обучающиеся познакомятся с биографическими справками выдающихся личностей отечественной и зарубежной истории простых людей, живший в определенный период времени. Будет выявлена их роль и значимость в историческом процессе. Урок должен быть построен с учетом личностной значимости для ребенка, для его семьи. Например, при изучении темы «Политический режим 40-50 годов» учащиеся заранее готовят рассказы-сообщения о своих бабушках и дедушках, живших в тот период времени. История через личностные ощущения, будет «оживать на уроках »
В рамках спецкурса « Роль личности в истории» планируется более углубленное изучение материала в 9-м классе.
Организуются индивидуальные занятия для детей, осуществляющих исследовательскую работу по заданной теме. Например « Мои родственники в годы Великой Отечественной войны/
Для всех желающих организуются консультации по выполнению
конкурсных заданий. Организуются и проводятся встречи с «живыми носителями истории» (воины афганцы, участники локальных военных войн в Чечне, учащимися школы , отдавшие свой гражданский долг в рядах российской армии , тружениками тыла и участниками Великой Отечественной войны т.д.)
В конце второго периода проводиться Научно Практическая конференция по темам исследовательских работ. Лучшие работы будут рекомендованы на городскую конференцию и на итоговое событие, которым заканчиваться данный проект
В рамках проекта будет создана группа участников, увлекающихся съемками и презентациями , которые создадут презентацию « История школы в лицах ее учеников и учителей»
Урочная деятельность Внеурочная деятельность.
работа с документами;
работа с историческими справками;
решение проблемных задач;
проведение дискуссий.диспутов, семинаров;
подготовка сообщений о членах своих семей
спецкурс « Роль личности в истории»;
индивидуальные занятия;
консультации;
встречи с «живыми носителями истории»;
научно - практическая конференция;
создание презентаций
Результатом второго этапа является количество и качество выполненных работ, количество участников проекта, участие детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.
3 этап - заключительный
Организационный комитет подведет итоги проведенных конкурсов и выявит победителей среди разных возрастных групп. Заключительное мероприятием проекта - праздник «Живая история». В рамках которого, объявляются победители конкурсов по параллелям, представляются и показываются лучшие работы обучающихся. Проводится викторина «История города».
На праздник будут приглашены почетные гости из числа граждан города, ветеранов Великой Отечественной войны , родители обучающихся, учителя, администрация школы и города. Показывается презентация « История школы в лицах ее учеников и учителей».
На заключительном этапе проводится оценка эффективности данного проекта, посредством анкетирования участников проекта, написания отзывов о проведенных мероприятиях, выявления качества выполненных обучающимися работ.
При осуществлении проекта работа будет вестись в следующих направлениях:
Мониторинговая деятельность.
Исследовательская деятельность обучающихся.
Творческая деятельность обучающихся.
Патриотическое воспитание.
В итоге этой деятельности планируются следующие результаты.
1.Выполнение учащимися работ.
Планируя этот результат мы будет исходить из двух показателей:
А) количественного - число выполненных работ по разным номинациям. Планируем, что 50 % обучающихся выполнят работу в той или иной номинации.
Б) Качественного- выход работ на научно-практические конференции города и России, творческие конкурсы города, области и России. 10%-работ будут направлены на городские и региональные конкурсы .
2. Повышение у обучающихся учебной мотивации.
На начало учебного года педагогами при поддержки психолога проведена диагностика, направленная на выявления у обучающихся интереса к изучению истории.
Была использована проектная методика «Составление расписания или если бы я был директором» и методика «Незаконченные предложения». Используя первую методику детям предлагалось заполнить расписание на неделю, используя те предметы, которые они хотели бы изучать.
По второй методике обучающиеся продолжали предложении, которые нужно было закончить.Таблица №1.
Уровень мотивации обучающихся при изучении истории на начало учебного года
Классы по параллелям 5-е 6-е 7-е 8-е 9-е
% 78% 54% 32% 40% 46%
После проведения данного проекта, планируется увеличение учебной мотивации в данном направлении на 20 %. Ее рост реально можно прогнозировать, по количеству желающих участвовать в проекте , по частоте обращения за консультацией, советом при выполнении работ.
3.Развитие навыков публичного выступления.
На втором этапе проекта планируется проведение школьной научно- практической конференции. В рамках которой обучающиеся не только познакомятся с новой информацией, но и приобретут навыки публичного выступления, умения строить его и преподносить материал слушателям.
4.Установление толерантных отношений в школьном коллективе. (участников проекта)
Многие учащиеся нашей школы не могут контролировать свое отношение к окружающим их людям , поэтому при работе в группах, которые создаются в процессе подготовки, презентаций, исследовательских работ Ребята, должны будут учиться находить взаимопонимание, выработать терпение друг к другу, ведь от этого зависит результат работы. Исходя их этого проектом прогнозируется улучшение толерантных отношений среди участников. Уменьшение количества конфликтных ситуаций между обучающимися на 20%.
Формы представления материала
По результатам выполненного проекта будут подготовлены:
методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся, направленные на выявлении роли личности в истории;
существующий спецкурс будет дополнен качественно новым содержанием;
будет накоплена база исследовательских и творческих работ обучающихся.
Результаты реализации проекта.
Задачи проекта Результаты реализации проекта
1 . Показать роль каждой личности в истории страны
Урочная и вне урочная деятельность строится выявления роли личности в истории, как личностей известных , так и личностей простых людей.
2.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны. Встреча школьников с людьми старшего поколения, формирует уважительное к ним отношение, через беседы и рассказы о жизненном пути.
3.Развивать навыки самостоятельной поисковой исследовательской деятельности Составление генеологических древ помогает развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности.
4.Формировать коммуникативные качества обучающихся и навыки публичного выступления.
При работе в группах, проводя интервью с участниками событий, обучающиеся формируют коммуникативные качества. Не менее 50% обучающихся 8 – 9 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, исследований, мини проектов, устных журналов.
5.Расширять кругозор в области краеведческих знаний Исследовательские работы, встречи с участниками событий, спецкурсы расширяют кругозор учащихся в области краеведческих знаний.
6.Приобщить учащихся к истокам патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн.
Проводятся встречи и экскурсии в музеи, направленные на формирование патриотизма.
Ожидаемые результаты Критерии
(показатели)
1.Количество выполненных учащимися работ.
А) количественные – число выполненных работ по разным номинациям- 50 % обучающихся выполнят работу в той или иной номинации
Б) Качественные -выход работ на научно-практические конференции города и России, творческие конкурсы города области и России. 10%-работ будут направлены на городские и региональные конкурсы
2.Повышение у обучающихся учебной мотивации к изучению истории.
Результаты психолого-педагогической диагностики.
Активность учащихся в ходе урочной деятельности.
Увеличение количества выполненных обучающимися творческих и исследовательских работ. На 20 % повысится учебная мотивация по истории.
3.Развитие навыков публичного выступления.
Выступление обучающихся на НПК в школе и выход со своими работами на городские и региональные НПК. Все дети представляющие свои работы на НПК- получат навыки публичного выступления-100%
4.Установление толерантных отношений в школьном коллективе (участников проекта).
Уменьшение количества конфликтных ситуаций между учащимися на 20%.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе : организация и управление/  Бабанский Ю.К., Поташник М.М. – М: Просвещение, 1999. – 626с.2. Борисова Т.А. Семья – активный субъект формирования социальной ответственности молодежи/Т.А.Борисова // Воспитание школьников. – 2009. – №5 – с.49-51.3. Вайс В.В. Родительский дом – начало начал /В.В. Вайс // Воспитание школьников. – 2009. – №2 – с.65-68.4. Иванова Л.Ю. Веков связующая нить /Л.Ю.  Иванова// Воспитание школьников. – 2009. – №8 – с.77-79.5. Поляков В.И.  Что такое династия?/ Поляков В.И. //Детская энциклопедия. – 2008. – №10. – с.18-19.6. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе/ М.Б Романовская. // Завуч, управление современной школой. – 2007. –  № 1. – с.118-120.