Литературно-музыкально-историческая композиция «От Бреста до Берлина», посвящённая 70-летию Победы












НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

Литературно-музыкально-историческая композиция «ОТ БРЕСТА ДО БЕРЛИНА»

(назначение разработки)
Педагоги, студенты, волонтёры

Автор:
Фамилия Имя Отчество (полностью)
Страздина Светлана Николаевна
Место работы: МКСОУ Починковская
СКО школа-интернат VIII вида
Должность: заместитель директора по
УВР, учитель истории и обществознания


















2015
Форма проведения:  общешкольная торжественная линейка – литературно – музыкально-историческая композиция. Участники: обучающиеся школы 5-9 классов. Цель: способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и противодействию фальсификации отечественной истории. Задачи:  Познакомить детский коллектив с культурным наследием страны, приобретённым во время Великой Отечественной войны.
Подвести детей к осознанию негативных последствий фальсификации Отечественной истории.
Формирование умений ориентироваться в различных видах информации.
Организация жизнедеятельности учащихся.
Оформление актового зала школы:  Оформление центральной стены (приложение 1)
Оформление шарами
Оформление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунки учащихся школы
Репродукции картин о Великой Отечественной войне
Фотографии, газеты, письма военных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Подготовительная работа:
Проведение литературного и художественного творческих конкурсов среди учащихся школы
Проведение уроков мужества в каждом классе.
Оформление стенгазет о великой Отечественной войне в каждом классе 
Подбор фонограмм песен о ВОВ, подбор сообщений Ю.Б. Левитана, подбор кинохроник о ВОВ
Разучивание песен и танцев военных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Установка музыкального и мультимедийного оборудования
Приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, вдов ветеранов, тружеников тыла и детей войны.
Актуальность. 9 мая 2015 года исполняется 70 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] со дня Великой Победы. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате - миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем - 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: "Победа!" С того памятного мая минуло 70 лет. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война - далекая история. Встревоженные сегодняшней действительностью, они все реже обращаются к событиям тех страшных дней. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего многонационального государства. Но мы всегда помним, что, нанеся сокрушительное поражение врагу, именно наши Вооруженные Силы не только отстояли честь, независимость и свободу Родины, но и внесли решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского рабства, спасли мировую цивилизацию от "коричневой чумы". Нельзя забывать о военном лихолетье еще и потому, что к великому огорчению, в средствах массовой информации появляются публикации, авторы которых готовы пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить величие солдатского подвига и роль нашей страны в разгроме фашистской Германии. Им и им подобным самое время вспомнить слова Андрея Дмитриевича Сахарова: "...Убежден, что поражение в войне с германским фашизмом было бы величайшей трагедией народа, - большей, чем все, что досталось на его долю от собственных палачей. Выстоять, победить было необходимо... Странно, когда кто-то сейчас пытается доказать обратное". К сказанному добавим лишь одно: без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть и будущего. Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах многих наших соотечественников. Ищут своих сынов матери, жены - мужей, выросшие дети - отцов. Ищут своих дедов и внуки. За многие тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди. Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Сценарий общешкольной торжественной линейки "От Бреста до Берлина" Юноша: Со знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и знаем имя победителя. Девушка: Многие сыны и дочери нашей земли отдали свои жизни за свободу своей страны, за счастливое будущее своих потомков. Девушка: Пускай назад история листает Страницы легендарные свои, И память, через годы пролетая, Ведет опять в походы и бои. Юноша: Славной победе советского народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшнюю встречу. (Песня «Довоенный вальс» 9 класс) Девушка: Течет река времени. Минуло много лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Юноша: Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата... Девушка: но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Юноша: Июнь. Клонился к вечеру закат. И белой ночи разливалось море, И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Девушка: Июнь. Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45-м, в мае. Девушка: Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной, Всего каких-то пять минут осталось! Звучит фоновая музыка. Идут слайды – ночные города, предрассветный лес. 1 чтец.  Тишина На дорогах лесных и на ветках сосны – тишина Только сон –  Над рассветной землей предрассветный покой Вознесен. Только дым, Только дым да туман, да седых облаков караван Полчаса На бессонных часах, на вселенских часах Полчаса. Тишина. Над Арбатом она, над домами она – тишина. В тишине, От порогов до крыш спят Мадрид и Париж, Спи, малыш. Спи, пока! Так надежна рука утомленного за день отца. Спи, пока! Только сны у лица, и не выслало время  Гонца Тишина Ни машин поливных, ни влюбленных шальных – тишина В тишине Спит Серебряный Бор, и Исакий застыл  На Неве Спят мосты, Переулки, дворы – как безлюдны они до поры Как нежны, Как безбожно нежны полчаса тишины До войны. Музыка прекращается. Наступает полная тишина. Затем демонстрируются кадры начала войны. (Песня «22 июня» 8 класс) Юноша: Казалось, было холодно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Девушка: Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времен Затянуть эту дату нельзя. Фонограмма голоса Ю.БЮ Левитана «Сообщение советского радио о нападении Германии на СССР» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фонограмма) Девушка: Под эту песню уходили на фронт наши отцы, деды и прадеды. Юноша: Поднималась страна И на фронт уходила поротно, Кумачовые звезды На полотнах знамен унося. 2 чтец В далёкий год, простясь с учителями Длину дорог измерив фронтовых, Они держали главный свой экзамен  И в танковых боях, и в штыковых. Весёлые, отважные, простые,  В свой звёздный час не дрогнули они,  И в память о них по всей России,  Горят сегодня вечные огни. (Песня «три танкиста» 6 класс) Юноша: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Девушка: Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы - русских, украинцев, белорусов. А вместе с народом города, села наших необъятных республик. Девушка: Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Юноша: "Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины, - говорит боевой генерал, - Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все". Юноша: В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход. Курская, Берлинская Девушка: Сталинградская, блокада Ленинграда Юноша: и конечно битва под Москвой. Девушка: Москва, Москва, священная держава, Благословляя, веря и любя, Мы за тебя - по долгу, и по праву, И по любви - мы бьемся за тебя! Юноша: В это время на передовой появлялись песни, поддерживающие боевой дух солдат (звучит песня «В землянке» 9 класс) Юноша: В ходе боев появилось много героев Советского Союза, которые не щадя ни своей жизни, ни своих сил добывали победу. Девушка: Но в ходе войны не только люди получали это высокое звание, этим званием были удостоены и целые города. Юноша:  1. Москва  2. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)  3. Сталинград (ныне Волгоград)  4. Киев  5. Одесса  6. Севастополь  7. Брестская крепость (Крепость-Герой)  8. Новороссийск  9. Керчь  10. Минск  11. Тула  12. Мурманск  13. Смоленск  В связи с распадом СССР Орел, Курск, Воронеж и Белгород не успели получить это звание. Девушка: Рвались бомбы, с ревом разрушая и жизнь, и детство... Гибли сотни детей...  Юноша: Концлагерь – самое страшное слово, которое запомнили дети. Освенцим и Майданек, Бухенвальд и Треблинка, Орадур и Лидице, Бабий Яр и Хатынь... Это – цена победы над фашизмом. Даже сейчас, спустя десятки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], не удалось залечить всех ран, причиненных войной. Девушка: Дети в лагере работали по 15-20 часов. На лямках возили тяжело груженные повозки, чаще всего отвозили трупы к специальному блоку, а потом в крематорий. В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал детям «кару» за то, что не было чисто в блоке. 150 человек построили на улице, отвели в купальню, где раздели донага, облили холодной водой, а потом голых повели по улице в свой блок, после чего многие заболели. Юноша: У детей систематически выкачивали кровь, проводили на них медицинские опыты, вводили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от которых дети умирали в страшных мучениях. Кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды: убивает тех, кто родился, убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. 4 чтец Их расстреляли на рассвете,  Когда вокруг редела мгла. Там были женщины и дети,  И эта девочка была. Сперва велели им раздеться И стать затем ко рву спиной. Но прозвучал тот голос детский,  Наивный, чистый и живой: - «Чулочки тоже снять мне, дядя?» Не осуждая, не грозя,  Смотрели прямо в душу глядя,  Трехлетней девочки глаза. - «Чулочки тоже снять мне, дядя?» В смятении в миг эсэсовец обмяк,  Рука сама собой с волненьем Вдруг опускает автомат. Он словно скован взглядом синим И, кажется, он в землю врос: - «Глаза как у моей Неминьи», - Во мраке смутно понеслось. Охвачен он невольной дрожью,  Проснулась в ужасе душа. Нет, он убить, её не сможет... И дал он очередь, спеша Упала девочка в чулочках,  Снять не успела, не смогла. Солдат, солдат, ты слышишь? А, что, если б дочка Твоя вот так бы здесь легла? Вот это маленькое сердце Пробито пулею твоей. Ты человек, не только немец,  Или ты зверь среди людей? Шагал эсэсовец угрюмо,  Во мгле, не поднимая волчьих глаз,  Впервые, может, эта дума В мозгу отравленном зажглась... И всюду взгляд её светился,  И всюду чудилось опять,  И не забудется отныне - «Чулочки, дядя, тоже снять?» Девушка:  Победа! Как она досталась? Каким путем вы к ней пришли? И раны были и усталость. И шрамы на груди земли. Броня во вмятинах глубоких, И дали пройденных дорог, И ордена на гимнастерках, Где пот нещадно ткань прожег. Юноша: Фронт и тылы делали все возможное, чтобы победить ненавистного врага. Женщины, подростки заменяли у станков и на полях мужей, отцов, старших братьев, сестер. На передовую приходили от них такие желанные письма и посылки. Бойцы, читая их, вспоминали свой родной край. Девушка: В минуты передышки между боями, когда части отходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка, кисет с фронтовой махоркой шел по кругу и солдаты вспоминали своих близких, родных, любимых. (Звучит песня "В лесу прифронтовом» 9 класс) Юноша: Пришла и к нам на фронт весна. Солдатам стало не до сна - Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют. (звучит песня " Тучи в голубом" 9 класс, две пары танцуют вальс) Девушка: Сколько задора, радости, света. Откуда все это? Ведь шла война. Миллионы на фронте... А кто-то не вернется из боя... Юноша: Что ж, они были молоды. Они жили, влюблялись и пели. И себя не собирались отдавать в рабство... Они готовы были терпеть все лишения, ведь они верили в светлое будущее. Девушка: И песни были такие же оптимистические, светлые, смотрящие в будущее. (Звучит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) 5 класс Девушка: Но минуты отдыха были не продолжительны. Вдруг, в ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и села. Юноша: И снова бой и снова потери и снова битва до последней капли крови, до последнего вздоха, за каждую пядь родной земли. Девушка: Но каждый боец знал, что фашистская орда будет побеждена! (на безымянной высоте) 6 класс ("Последний бой") 7 класс Юноша: От бескрайних степей Украинских До сибирских лесов и болот Поднимался народ богатырский Наш великий, отважный народ. Девушка: Выходил он, свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну! Юноша: Великая Отечественная война стала всенародной, в ней принимали участие, не только армия, но и весь народ. На каждом заводе, на стенах домов, на железнодорожных вагонах можно было увидеть лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!». В заводских цехах не хватало рабочих, они ушли на фронт, и к станкам встали женщины и дети. В тылу врага действовали партизанские отряды, наносившие внезапные удары по немецким гарнизонам, они объявили захватчикам «рельсовую войну» и пускали под откос фашистские эшелоны. Девушка: Нанося врагу одно поражение за другим, советские войска неуклонно двигались на запад и дошли до Берлина. 30 апреля 1945, когда на берлинских улицах грохотали бои, армейские разведчики – Михаил Егоров и Мелитон Кантария – водрузили над главным правительственным здание – рейхстагом – красное знамя – Знамя Победы. 5 чтец Это было в мае на рассвете,  Нарастал у стен рейхстага бой.  Девочку немецкую заметил  Наш солдат на пыльной мостовой.  У столба, дрожа, она стояла,  В голубых глазах застыл испуг,  А куски свистящего металла  Смерть и муку сеяли вокруг  Тут он вспомнил, как, прощаясь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  Он свою дочурку целовал,  Может быть, отец девчонки этой  Дочь его родную расстрелял  Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,  Полз боец и, телом заслоня,  Девочку в коротком платье белом  Осторожно вынес из огня.  Скольким детям возвратили детство,  Подарили радость и весну  Рядовые Армии Советской,  Люди, победившие войну!  И в Берлине в праздничную дату  Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,  Памятник советскому солдату  С девочкой спасенной на руках.  Он стоит, как символ нашей славы,  Как маяк, светящийся во мгле.  Это он – солдат моей державы- Охраняет мир на всей земле! Юноша: 8 мая 1945 года германское командование подписало акт о безоговорочной капитуляции, и день 9 мая был объявлен Днём Победы. Фонограмма голоса Ю.Б. Левитана: «Акт о военной капитуляции 8 мая 1945г», «Приказ Верховного Главнокомандующего от 8 мая 1945». Девушка: Война От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Москвы до Берлина 1600. Итого 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом четверо суток, самолётом – четыре часа, а перебежками по-пластунски - четыре долгих года. Юноша: 4 года, 1418 дней, 34 тысячи часов. И миллионы советских людей. Девушка: 30 миллионов погибших Юноша: 2600 километров и 30 миллионов унесенных жизней, это значит 23 человека на каждые 2 метра земли! 30 миллионов - это значит каждый восьмой житель нашей страны погиб во время Великой Отечественной войны, 21 тысяч убито ежедневно, 900 человек в 1 час, 38 человек каждую минуту.  Девушка: Если бы за каждого человека, погибшего во Второй мировой войне, объявили минуту молчания, мир молчал бы 50 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 6 чтец  Всё это было в самом деле В войну, в приволжском городке. Погиб ребенок при обстреле С ириской в смуглом кулачке. И мать, не только в годовщину, Все эти тридцать долгих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Приносит на могилу сына Кулечки простеньких конфет. Отмерив путь уже неблизкий, У вечной памяти в плену, На чистый дерн кладет ириски Она ребёнку своему. Юноша: Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Девушка: Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? Юноша: Чем им обязан - знаю я. И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. ("[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]») 6 класс Девушка: Наши ученики школы внесли свою лепту в творческие конкурсы о Великой Отечественной войне, слово для награждения предоставляется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школы Глинской Светлане Сергеевне.
Девушка: Спасибо вам за всё, отцы и деды! Тем, кто врага штыком и пулей брал! И тем, кто, приближая День Победы,  Неделями цеха не покидал. Спасибо женщинам, трудившимся на ниве Осиротевших сёл и деревень. Спасибо ВАМ, за праздник наш счастливый, За этот трудный и прекрасный день! (песня «Ветераны») 5 класс Девушка: Труженикам тыла - слава! Юноша: Матерям и женам Героев - слава! Девушка: Павшим и живым Героям - Вместе: Слава, слава, слава!!! Юноша: Память погибших предлагаю почтить минутой молчания! Фонограмма звуков метронома. На экране появляются документальные кадры о 9 мая 1945 года - встреча фронтовиков, народ на красной площади, салют и т.п. Песню «День Победы» солируют двое юношей, припев подпевает вся школа). Дети дарят подарки и открытки ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов, труженикам тыла и детям войны, приглашённым на торжественную линейку. Девушка: ( На фоне фонограммы песни «Друзья - однополчане»)  Общешкольная торжественная линейка "От Бреста до Берлина" объявляется закрытой. Ожидаемые результаты: Расширение знаний участников музыкально – литературно-исторической композиции о культурном наследии страны.
Осознание детьми негативных последствий фальсификации исторических событий.
Развитие умений учащихся ориентироваться в информации о Великой Отечественной войне.
Участие детей в творческих конкурсах, посвящённых 70-летию Победы.
Список литературы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] CD-диск. Программа «1С:Познавательная коллекция. От Кремля до Рейхстага»  Защитники родины - Сайт о русских солдатах. - http://www.zashitnik.net  Идет война народная...: Стихи о Великой Отечественной войне. М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2009. История Великой Отечественной войны советского союза 19411945. Воениздат МО СССР М.
·1961  Лелюшенко Д. Д. Москва-Сталинград-Берлин-Прага. Записки командарма. М.: Наука 1987. 



Приложение 1 Рис. а Рис. б 
Композиции (а, б) служат для оформления центральной части зала, где выступают ведущие.
Композиция оформляется в виде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  на котором располагаются подлинные предметы военных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: пилотка, каска, котелок, фронтовые письма и т.д. Звезда изготавливается из жести (жестяная лента шириной 10 см.) В края алой ленты вшивается проволока и создаётся нужная форма. Сооружение подвешивается на леске и освещается.



Рисунок 115