Внеклассное занятие. Игры народов Артинского района Свердловской области.

Ахмадиева Лариса Ивановна,
Учитель начальных классов
МАОУ АГО «АСОШ №1»

Игры народов Артинского района Свердловской области

Пояснительная записка.

Подвижная игра- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой материал.
Тематическое планирование составлено из расчёта 1 часа в неделю, что составляет 34 часа в год и предназначено для учащихся 2 класса.
Главная задача курса заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно, приучать в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.
















Внеклассное занятие «Игры народов Артинского района»

Методическая разработка внеклассного мероприятия составлена Ахмадиевой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов МОУ АСОШ №1 для учащихся 2 «б» класса на основе «ОЧЕРКИ истории Артинского района», составитель Ю.И.Красильников, хрестоматии «Край родной – земля уральская», составитель В.Я. Буньков, «Народы и культуры Урала», автор Г.Н. Чагин, «Русские народные игры», автор И.Панкеев и результатов поисковой деятельности обучающихся 2 «б»класса.
Данное внеклассное мероприятие является одним из цикла занятий по изучению родного края.
Наверное, трудно найти человека, который бы не помнил своей Родины, где он родился и рос, постигая первые жизненные мудрости. Порой эта родина мала и неблагоустроенна, но в глубине души человека, в каком – то ее закуточке, всегда хранится память о родной земле и о счастливой поре детства (даже если это время вовсе не было счастливым).
Игровая культура – явление многозначное. В основе ее – игра, действие, но в широком смысле слова в нее входит все, что создано людьми в этой области: снаряжение, сооружения. Коллективная игра оказывает большое влияние на формирование таких качеств характера, как смелость, выдержка, самодисциплина. Чрезвычайно важна она для развития образного мышления.
Цели:
- познакомить учеников с подвижными играми наших родителей, бабушек и дедушек на свежем воздухе.
- развивать познавательную и творческую активность учащихся.
- используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русским национальным играм ;
-воспитывать у учащихся чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

Методы: практический, игровой, объяснительно - репродуктивный, частично – поисковый.

Подготовительная работа: учащиеся готовят описания русских народных игр на основе поисковой деятельности (источники: литература, семья, соседи, музей).

Данную методическую продукцию можно применять на факультативных занятиях «Народные игры», в летних оздоровительных лагерях, в детских образовательных учреждениях, во дворах многоквартирных домов для детей в возрасте от 8 до 12 лет.

Результатом нашей работы служат сборник «Игры народов Артинского района» и материалы, помещенные в приложениях

План занятия.
1.Вступительное слово учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Описание русских народных игр, самостоятельно найденными учащимися.
3. Разучивание новых игр. игр на свежем воздухе.
4. Подведение итогов. Игра по выбору.
5. Д.З.




1. Вступительное слово учителя.
- Наша Родина, Артинский район, славится живописной и щедрой природой. Но главное богатство – это трудолюбивые, жизнерадостные, горячо любящие свою землю люди. К таким людям относятся и ваши родители, ваши бабушки и дедушки. У них у каждого было свое детство. В детстве все любят играть.
- Из вашей поисковой деятельности видно, что играли и ваши родители, играли и бабушки и дедушки. Вы тоже любите играть. У каждого поколения свои игры, но некоторые современные игры являются «потомками»
тех игр, в которые играли ваши предки, например, игры «Ручеек», «Мигалки» и т.д.

2. Проверка д.з
- Давайте проверим, какими играми дополнится сегодня наша копилка для игр. (Дети рассказывают о тех играх, которых узнали от родителей или бабушек).

3. Проведение игр на свежем воздухе.

Игра «Третий лишний» (ученик)

Игроки встают парами по кругу. Двое начинают догонять друг друга за внешним кругом играющих. Убегающий должен привстать к любой паре спереди, а тот, кто оказался третьим лишним, убежать. Если догоняющий дотронулся убегающего, то они меняются ролями., пока он не привстанет к другой паре. И так, пока не поиграют все пары.

Игра «Иголка, нитка, узелок» (ученик0

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,
вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Игра «Золотые ворота» (ученик)

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

4. Подведение итогов. Игра по выбору детей.
Группа ребят дополняет сборник новыми играми и создают сборник игр.

5. Д.З.
Познакомить друзей, рябят из своего двора с русскими народными играми и, конечно же, поиграть с ними.
Организовывать игры на переменах со сверстниками.


Приложение №1.

Игры, в которые играли наши бабушки и дедушки.

Классики
Шадрина В.Я. п.Арти

Игра состоит в том, чтобы одной ногой вбрасывать камешек в разные отделения фигуры, начерченной на земле.
Надобно выбрать плоский камешек или деревяшку. На земле чертится фигура в виде прямоугольника, она поделена на 10 равных частей, прямоугольник заканчивается полукругом, где написано «огонь». Клетки пронумерованы от 1 до 10.
Начинающий игру кладет камешек на поле №1, затем впрыгивает на одной ноге в это поле, ногою толкает камешек на поле №2, сам перескакивает туда же, толкает камушек на №3 и так далее, по порядку поля 4. 5, 6, 7, 8, 9. 10, чтобы камушек не попал, где написано «огонь». Если все это удалось выполнить, то играющий выиграл. Но если играющий встанет на две ноги, выскочит из порядкового номера, наступит на черту или перебросит камешек не на то поле, или камушек попадет на линию черты, тогда он проиграл. Игру начинает следующий.

Прятки
Шадрина В.А. п.Арти

По считалке выбирается ведущий. Он считает до какого – то числа. Потом говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват». Кого тот, найдут, должен успеть застучать себя. (Стучат какой – либо палочкой или рукой по определенному месту).

12 палочек
Черепанов И.Л. д.Волокушино

На доску складываются 12 палочек. Доска находится на упоре. После того, как определяется ведущий, любой из членов команды наносит удар по свободному концу доски. Палочки взлетают вверх и рассыпаются. Ведущий должен собрать палочки и положить их в исходную позицию. За это время остальные игроки прячутся. Ведущий должен отыскать игроков, как только обнаружит первого, должен быстро добежать до доски и ударив по доске подкинуть палочки. После этого ведущим становится игрок, которого нашли. Если же игрок поймал на лету хотя бы одну палочку, то ведущим останется прежний. Во время игры, игроки могут незаметно подкрадываться и ударять по доске с собранными палочками, после чего ведущий должен все привести в исходную позицию.
Ведущий выбирается по считалочке. Кто выходит после расчета, тот и галит.
Фантики
Коновалова Л.А. п.Арти
Все участники кладут по 1 фантику под кирпич (кирпич ставят на торец).Все по очереди кидают свой камень в сторону стоящего кирпича. Задача: сбить кирпич, чтобы забрать все фантики. Сбивать начинают с того места, куда закинул камень. Первым бросает тот, у кого камень дальше всех, у него преимущество, т.к. ему тяжелее, он дальше всех от кирпича. Если не попал, дальше кидают остальные, по убывающей расстояния.

Фанты
Щапова Т.М. п.Арти

Предварительно у игроков собираются мелкие предметы. Водящий задает вопрос: «Что сделать этому фантику – бантику». Дается задание. И один из игроков должен выполнить его (хозяин фанта). Так последовательно в игру включаются все. Задания могут быть как спортивного, так и танцевального характера.

Городки
Дьяков Д.А. п.Арти

Делается фигура из 5 чурок. Игрок берет биту и с расстояния 13 меторов кидает ее в городок. Игрок должен разбить фигуру за меньшее количество бросков битой. Партия состоит из 15 фигур. Выигрывает тот, кто быстрее разобьет фигуру за меньшее количество бросков биты.

Золотые ворота
Филянина О.Н. п.Арти

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Бригада
Семенова Е.А. д. Н.Бардым

Музыкант (баян, гармонь, балалайка) начинает играть. Все бригады (группы) вслед за бригадиром ходят по залу, пока играет музыка. Как только музыка перестает играть, каждая бригада должна занять свое прежнее место, где стояла раньше., в строго определенной последовательности. Проигравшая команда (которая приходит последней) идет выполнять задание («работу» под наблюдением других бригад.

Физкультурный марш
Семенов А.М. д.Большие Карзи

Плавно физкультурная музыка переходит на танцевальную. Уже играющие начинают плясать, сначала идут по кругу в одну сторону, затем в другую. Далее встают парами и под эту же музыку продолжают плясать (хлопки в ладоши, парами по кругу, ) Потом опять по кругу в одну сторону, в другую, затем опять парами и т.д. музыка с каждым разом убыстряется.

Казаки – разбойники
Богдашев А.М. с. Сажино

Играющие делятся на две команды по желанию или расчету. Путем жребия выбираются «казаки» и «разбойники». Разбойники убегают и прячутся, казаки догоняют, ищут.
Дается определенное время, примерно 15 мин. За это время разбойники убегают как можно дальше и запутаннее, оставляя на своем пути стрелки по направлению бегства,(стрелки чертятся мелом, должны быть хорошо видны), могут быть и ложными, но не более 2-4. Через 15 – 20 минут разбойники должны спрятаться в каком – либо одном месте. Задача казаков – ориентируясь по стрелкам и зачеркивая их своим цветом, как можно быстрее найти всех «разбойников». После того, как все разбойники и казаки соберутся вместе, они идут считать пропущенные или незачеркнутые стрелки. Если таковых останется более, чем оговорено, то проигрывает команда казаков, а так же если казаки не смогут найти всех разбойников.

Салки
Андреева Ю.А. п. Арти

В игре участвуют пять и более человек. По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Остальные разбегаются в пределах установленных границ площадки для игры. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих.
Убегающий от «салки» кричит: «Давай руку». Если кто-то из играющих возьмет его за руку, то водящий не имеет права их салить. Если же за руки возьмутся сразу три человека, то «салка» может осалить любого крайнего. Тот, до кого дотронется «салка», начинает водить, т.е. ловить, а бывший «салка» убегает со всеми.
Игра не имеет определенного конца.

Третий лишний
Иванаева Л.Д. с.Большие Карзи

Игроки встают парами по кругу. Двое начинают догонять друг друга за внешним кругом играющих. Убегающий должен привстать к любой паре спереди, а тот, кто оказался третьим лишним, убежать. Если догоняющий дотронулся убегающего, то они меняются ролями., пока он не привстанет к другой паре. И так, пока не поиграют все пары.








15