Система работы с одарёнными школьниками. (Из опыта работы)

Система работы с одарёнными школьниками.


В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа".
Для нашего образовательного учреждения работа с одаренными детьми является приоритетным направлением.
В лицее реализуется программа по работе с одарёнными учащимися целью которой является создание в условиях многопрофильного лицея среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка.
А так же реализуется ряд программ: представленных на направленных на развитие различных видов одаренности.
В лицее создана модель работы с одарёнными учащимися, предполагающая организацию работы в которой в зависимости от видов одарённости предусмотрены следующие направления: интеллектуальное, социальное, творческое, спортивное. Для каждого вида одарённости разрабатывается система мероприятий.
В лицее функционирует система психологической поддержки одарённого ребёнка, включающая в себя:
Диагностику;
Серию тренинговых занятий для одарённых детей;
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, учителей.
Организация деятельности по выявлению и развитию одарённости осуществляется в несколько этапов.
1 этап – диагностический (определение типа способностей детей):
- анкетирование детей;
- анкетирование родителей;
- создание банка данных одаренных детей по видам одаренности
- создание карточек учета на каждого одарённого ребёнка
II этап- создание условий для развития способностей детей
Через совершенствование учебного процесса.
на старшей ступени обучения в МБОУ Лицей №1 организованно профильное обучение по двум направлениям : химико-биологический профиль 10 – 11 кл., информационно-математический- 10 кл.
Разработана система элективных курсов поддерживающих профильность обучения
Организовано дистанционное обучение по математике учащихся 11 класса в заочной естественно научной школе при Сибирском федеральном университете по программе коллективный ученик .
Четверо учащихся обучаются по программе тьюторского сопровождения с преподавателями вузов г.Оренбурга.
На базе Лицея организованно обучение для учащихся города в ОЗШ по предмету химия.
Т.к. основным структурным элементом существующей системы образования является урок то именно на уроке учителя лицея организуют работу с одарёнными учащимися используя инновационные педагогические технологии.
На уроках педагоги лицея используют следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах
- игровые технологии (деловые игры и путешествия);
- информационно-коммуникационные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
- задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания
-организуют проектно-исследовательскую деятельность на уроках
- Технологии критического мышления , проблемного обучения
Создаются условия для реализации способностей и во внеурочной деятельности, которые реализуются через систему мероприятий , представленых на слайде.
Предметные олимпиады;
Научно исследовательское общество «Лицеист»;
Научно-практическая конференция «Творцы нового – мы!»;
Предметные недели;
Конкурсы;
Спортивные соревнования;
Кружки;
Спортивные секции;
Внеурочная деятельность в начальных классах
Введение системы портфолио.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Подготовка к олимпиаде в лицее систематическая, начинается с начала учебного года и осуществляется в несколько этапов:
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
наблюдения в ходе уроков;
организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам,
3. Планируем работу.
при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
Формируем индивидуальные образовательные маршруты учащихся по предметам
4.Работа под руководством учителя по индивидуальным образовательным маршрутам.
Такая систематическая работа приносит свои положительные результаты.

Ежегодно растет количество учащихся принимающих участие в школьном этапе олимпиад. В 2013-2014 уч. г. в школьном туре приняли участие – 539 учеников , что составило 87 % от общего количества учащихся. В ходе проведения итогов было определено 93 победителя и 172 призёра.
Сравнивнительные результаты муниципального этапа за два года представлены диаграммой на слайде.

В региональном этапе приняло участие 10 учащихся из них 2 стали призёрами. В 2013-2014 уч. году Персиянцева А. стала победителем Всероссийской олимпиады школьников по технологии в номинации «Активная гражданская позиция».
Учащиеся профильного класса активные участники во внутривузовских олимпиадах : Самарского Государственного Технического Университета- 3 место ( химия) , в олимпиаде ОРГМА «Первые шаги в медицину» - победитель по химии , по биологии – призёр , олимпиада «Будущее медицины»- призёр по биологии, по химии - победитель.
Научно исследовательская деятельность учащихся
В лицее создано научное общество учащихся «Лицеист» в которое входят ученики с 2 по 11 класс . Сравнительные показатели охвата учащихся учебно-исследовательской деятельностью в течение двух лет свидетельствуют о динамике роста, количество обучающихся, занимающихся исследовательской работой увеличилось на 75%. Прогрессивным моментом является то, что на 45% больше по сравнению с прошлым годом в исследовательскую деятельность вовлечены учащиеся начальной ступени образования.
В рамках внеурочной деятельности с 1 по 4 класс реализуется программа проектной деятельности «Я – исследователь»
Результаты работы НОУ обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно практической конференции «Творцы нового – мы!», а так же на ГНПК «Маленький шаг – большая наука». На конференцию было представлено 33 работы учащихся по возрастным категориям 5-8 кл, 9-11 кл, а так же 2-4 кл. Публичная защита была организованна по секциям .
По результатам конференций в городских предметных секциях у лицеистов – 13 призовых мест.
Участие в конкурсах.
Ежегодно учащиеся лицея принимают участие в конкурсах различного уровня. В 2013 – 2014 уч. году учащиеся лицея принимали активное участие в Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ», «Кенгуру», «Бульдог», «Гелиантус», «Золотое Руно», «Пегас», «Познание и творчество», «Олимпус», «Интеллект экспресс», «Родное слово» всего 623 учащихся. Статистика за последние два года по итогам участия в наиболее значимых конкурсах представлена на диаграмме.
Говоря об участии одарённых учащихся в олимпиадах, конкурсах соревнованиях необходимо отметить необходимость системы поощрения учащихся и педагогов.
Систематически ведётся методическая работа с учителями по вопросам одарённых учащихся:
- диагностирование учителей «Насколько вы разбираетесь в проблемах одарённости»
- проведение пед. советов «Детская одарённость: виды, признаки, особенности личности одарённого ребёнка», «Инновационные технологии», «Системно- деятельностный подход в обучении»
- Практикум «Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся – как один из путей создания условий для самореализации учащихся.
- семинар практикум «Требования к оформлению исследовательских работ»
- обмен опытом
-открытые уроки
Благодаря выстроенной системе работы с одаренными учащимися и планомерной работе всего коллектива лицея одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15