Конспект урока Нескудеющая сила мудрости


Дата Урок №27 Класс 9
Тема Нескудеющая сила мудрости
Ценность Истина
Качества поиск знаний, вера в себя, ответственность, позитивное мышление
Цель: углубление представлений учащихся о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира через ценность истина.
Задачи:
1. расширить знания о духовных основах культурного наследия;
2. воспитывать ответственное ценностное отношение к культурному наследию.
3. Развивать творческие способности, умение анализировать,
устанавливать причинно- следственную связь между различными явлениями мировой культуры.
4. Воспитание позитивного мышления, веры в себя, Ресурсы:(материалы, источники)
презентаияХод урока:
1. Позитивный настрой. Позитивный настрой на дыхание.
«Сейчас мы будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируем-ся на дыхании у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Вдох-выдох 9-10 раз медленно».Мягкий вдох-прозрачный выдох
- Что ощущали ?
2.Проверка домашнего задания.Ответить на вопросы к тексту стр159 к рассказу « Слоненок» Примечания
Позитивное высказывание (цитата)
«Мудрость – это самая точная наука.» Аристотель
Вопросы:
-Как вы понимаете это высказывание?
-Почему Аристотель назвал мудрость – наукой?
-Почему эта наука точная? Что лежит в основе любой точной науки? (знания)
-Какие знания лежат в основе мудрости?
- Как вы поняли смысл изречения? Рассказывание истории (беседа). Какая мудрость заключена в каждой из них?
ДВЕ СОХИ
В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Ее жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привез на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:
- Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своем углу.
- Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.
МУДРОСТЬ: труд украшает того, кто трудится.
СОКРОВИЩЕ
Один важный господин попросил Мастера посовето¬вать ему, как лучше проводить свое время. Он чувствовал, что дни его поглощены тем, что он постоянно старается сидеть неподвижно, чтобы завоевать почтение других. Жизнь его при этом становится все более и более безрадостной.
Мастер молча написал что-то на листке бумаги и передал его человеку. Вот эта запись:
Этот день не повторится дважды.
Мгновение дороже сокровищ.
Этот день больше не придет.
Каждая минута - бесценное сокровище.
МУДРОСТЬ: нужно наслаждаться каждым мгновением жизни.
ЯЗЫК И ЗУБЫ
Жил-был на свете мальчик, страдавший серьезным недугом, которому иногда бывают подвержены и взрослые, - он беспрестанно разговаривал, не зная меры.
- Что за наказание этот язык, - ворчали зубы. - Когда же он угомонится и помолчит немного?
- Какое вам до меня дело? - нагло отвечал язык. - Жуйте себе на здоровье и помалкивайте. Вот и весь вам сказ! Между нами нет ничего общего. Никому не позволю встревать в мои личные дела, а тем паче соваться с глупыми советами!
И мальчик продолжал без умолку болтать кстати и некстати. Язык был наверху блаженства, произнося все новые мудреные слова, хотя и не успевал хорошенько вникнуть в их смысл.
Но однажды мальчик так увлекся болтовней, что, сам того не ведая, попал впросак. Чтобы как-то выпутаться из беды, он позволил языку сказать заведомую ложь. Тогда зубы не выдержали - терпенье их лопнуло. Они разом сомкнулись и пребольно укусили зарвавшегося врунишку.
Язык побагровел от выступившей крови, а мальчик заплакал от стыда и боли.
С той поры язык ведет себя с опаской и осторожностью, да и мальчик, прежде чем вымолвить слово, дважды подумает.
Леонардо да Винчи МУДРОСТЬ: нужно думать над каждым словом, которое собираешься произнести.
Творческая деятельность, групповая работа.
Рекомендуется выпол¬нить её в два этапа. На первом этапе следует предложить учащимся назвать ценности, о которых идет речь в посло¬вицах (учение, добро, здоровье, труд). На втором - выб¬рать пословицы, в которых говорится об этих ценностях, и записать их в тетрадь. На этом этапе можно разделить учащихся на 4 группы, каждой из которых предложить одну из названных ценностей и подбор пословиц к ним.
О каких ценностях в них идет речь? Сгруппируйте пословицы в соответствии с этими ценностями и раскройте их роль, которая отражена в выбранных вами изречениях.
• Век живи, век учись.
• Доброе дело само за себя говорит.
• Аптека не прибавит века.
• Здоровое яблоко не падает с ветки.
• Доброе слово и кошке приятно.
• Без дела жить - только небо коптить.
• Делу время, а потехе час.
• Свою болезнь ищи на дне тарелки.
• Добро помни, а зло забывай.
• Любишь кататься - люби и саночки возить.
• Здоровье всего дороже.
• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, квр для дела гож.
• Грамоте учиться - вперед пригодится.
• Делай другу добро, а себе не вреди.
• Наука верней золотой поруки.
• Умеренность - мать здоровья.
• Не хвались серебром, а хвались добром.
• От добра добра не ищут.
• Здоровому врач не надобен.
• Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.
• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
• Здоровому все здорово.
• Учение в счастье украшает, а в несчастье утешает.
• Учи народ, учись у народа.
• Что сказано, то и сделано.
Групповое пение Домашнее задание. Заключительная минута тишины.
Жизнь дается человеку один раз, и прожить её нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя?