«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»


Степанова Елена Николаевна,
старший воспитатель,
Дикарева Елена Владимировна
музыкальный руководитель
Структурное подразделение детский сад
МБОУ «СОШ №24 имени В. Г. Столля»

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Год экологии в Российской Федерации проводится в соответствии с Указом Президента в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, экологического просвещения подрастающего поколения. 
Структурное подразделение детский сад МБОУ «СОШ №24 имени В. Г. Столля» с момента открытия (02.02.2015г.), успешно ведёт совместную работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения с Воронежским государственным природным биосферным заповедником имени В. М. Пескова. Создан совместный план работы, в ходе которого сотрудники отдела экологического просвещения ВГПБЗ систематически проводят различные мероприятия: мастер-классы, акции, конкурсы рисунков и поделок, НОДы, мини-походы, очные и заочные экскурсии по усадьбе заповедника.
Приобщение детей к экологической культуре, формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, умеющих заботливо и бережно относиться ко всему живому – вот задача, которую поставили перед собой педагоги структурного подразделения.
Это социальное партнёрство действенно и прекрасно! Сама работа даёт реальные результаты: родители совместно с детьми сочиняют стихи и песни о защите природной зоны, с удовольствием исполняют главные роли (браконьер, инспектор – лесничий) в экологических сказках, которые включены в развлечения и праздники, создают совместно с детьми картины – пейзажи, лозунги в защиту зелёной среды нашей планеты, совершают экскурсии, посещают семьями бесплатно музейные зоны заповедника
Экологическое воспитание детей проходят через все виды деятельности. Ежегодно проводим природоохранные акции «Покормите птиц!», «Защитим первоцветы!», «Спасем елочку», «Марш парков», «День земли» и др.
Сильное воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка оказывают музыкальные развлечения и праздники.
Предлагаем идею новогоднего праздника, которую можно варьировать, добавив свои экологические затеи.
Цель: Воспитание экологической культуры поведения в лесу, бережного отношения к деревьям,  птицам в зимний период.
Летит ворона, оставляет возле ёлочки топорик, улетает за ёлку.
Дед Мороз (обнаружил возле ёлочки топор): Ох, ох, ох, да кто же это в лес топорик принёс, видно, хочет ёлочку срубить. Дети, вы не видели кто топор возле ёлочки оставил? А ты, Снегурочка, не заметила, кто в лес топор принёс?
Ворона: Кар-р, кар-р!
Дед Мороз: Ворона, а ты не видела, кто задумал недоброе дело – ёлочку решил срубить топором?
Ворона: Высоко сижу, всё вижу! (Дед Мороз и Снегурочка, дети смотрят на макушку ёлки)
Дед Мороз: Так отвечай, ворона, коли знаешь, кто хочет ёлочку обидеть.
Ворона: Браконьер!
Все: Браконьер?
Дети подсказывают деду Морозу, что ворона принесла топор в лес.
Дед Мороз: А это не ты ли, ворона, и есть тот самый браконьер? Твой топорик?
Ворона (подлетает к Деду Морозу): Я хотела ёлочку срубить и Новый год встречать.
Дед Мороз: Да разве можно ёлочки рубить! Вон они какие красивые, радуют людей и зверей. Да я тебя сейчас заморожу!
(Дед Мороз стучит посохом, пытается догнать ворону – беготня вокруг ёлки)
Ворона: Не надо, Дед Мороз, я передумала быть браконьером. Не буду рубить ёлочку. Простите, зверушки, простите, птички. Я исправлюсь.
Все дети: Лес в обиду не дадим, от браконьера защитим!
Дед Мороз: Простим ворону? Как думаете, дети, можно её простить? Не успела она ёлочку срубить. Вы, мои хорошие, защитили лес от злодейки.
Дети: Простим!
Снегурочка: Правильно, ребята. Молодцы! Я вам песенку спою, а вы мне помогайте.
Исполнение песни «Ёлочке не холодно зимой!» автор Дина Медал, исполняет Снегурочка, дети.
Дед Мороз: Какая добрая, правильная песенка. Спасибо, внученька, спасибо детишки. Ведь лес – это чей дом?
Дети отвечают, называют животных, живущих в лесу.
Дед Мороз: Верно. Вот и отгадайте мои загадки:
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)

У неё роскошный хвост,
А характер-то непрост -
Ох, коварна и хитра.
Глубоко её нора. (Лиса)

Из берлоги слышен храп -
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)

Папа очень крепкий, рослый,
И рога ветвисты.
Сын, пока еще не взрослый, -
Рыжий и пятнистый.
Он рождается без рожек,
В шубке пестренькой в горошек. (Олень и олененок)
Музыкальная игра «У оленя дом большой!»;



Вывод: В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие, формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральные качества личности. В этот период накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идёт развитие мышления, воображения, закладываются основы экологической культуры.
Такое партнёрство родителей, детей и педагогов, сотрудников заповедника позволяет детям ежедневно делать свои маленькие открытия, познавать окружающий мир получать первый опыт взаимодействия с природой.






15