Рабочая программа По ИЗО 2 класс по программе Школа 2100…

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа 2100», а именно: примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, авторской программы «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 2-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по изобразительной деятельности.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– освоение простейших технологий дизайна и оформления;
– воспитание зрительской культуры.
В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (34 - во 2 классе) с возможной корректировкой часов из школьного компонента.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
Памятка для учителя.
Словесно-речевой алгоритм должен всегда присутствовать на уроках по изобразительной деятельности: связь речевой и художественной деятельности способствует осознанию создаваемого художественного продукта как результата самостоятельного эмоционального и интеллектуального поиска.
При участии в коллективном проекте предоставлять ученику возможность самостоятельно выбирать участок работы по силам, с учетом его возможностей и способностей. Готовыми работами можно оформить класс.
Ситуация успеха должна сопутствовать художественно-творческой изобразительной деятельности ученика постоянно.
Используйте задания разного уровня сложности (1-й и 2-й уровни) – это поможет эффективной реализации принципа минимакса.
Вместе с учениками удивляйтесь каждой неожиданной краске и ее неожиданному оттенку, разнообразию форм и композиций. Творите вместе с учениками разноцветный мир.
Программа обеспечена рабочими тетрадями «Разноцветный мир», 2-й класс (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1-й класс
Овладевать языком изобразительного искусства:
понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
рисунка;
аппликации;
построения геометрического орнамента;
техники работы акварельными и гуашевыми красками.
Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Иметь представление об искусстве Древнего мира.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
Виды работ:
Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).
Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.
Знакомство с орнаментами.
Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).
Декорирование интерьера.
Работа пастелью (нанесение, втирание).
Знакомство с сангиной. Гризайль.
Первобытная живопись.
Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).
Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).
Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).
Знакомство с городским пейзажем.
Передача представлений о величине предметов, об их строении.
Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).
Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.
Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).
Мозаика. Работа локальными мазками.
Бумагопластика.
Создание портфолио.

Содержание учебного предмета
2-й класс (34 ч)

Занятие 1 (1 ч), стр. 4-7 учебника.
Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике.
Выполнение заданий в учебнике.
Занятие 2 (1 ч), стр. 8-9 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради.
Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.
Занятия 3- 4 (2 ч), стр. 10-11 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради.
Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств.
Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради.
Коллективная работа «Цветочный луг».
Занятия 5-6 (2 ч), стр. 12-15 и 46-47 учебника, стр. 6-9 рабочей тетради.
Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской галереи.
Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.
Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии.
Коллективная композиция «Портрет класса».
Занятия 79 (3 ч), стр. 16-19 учебника, стр. 10-13 рабочей тетради.
Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В.
Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр. 10-11 рабочей тетради).
Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике.
Выполнение иллюстрации и к любой. басне И.А. Крылова (стр. 12-13 рабочей тетради).
Занятия 10-11 (2 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 14-15 рабочей тетради.
Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры.
Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).
Занятие 12 (1 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.
Занятия 13-14 (2 ч), стр. 24-25 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради.
Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки.
Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).
Занятия 15-16 (2 ч), стр. 26-29 учебника, стр. 16-19 рабочей тетради.
Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах.
Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 28-29 учебника).
Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем (стр. 59 учебника). Выполнение заданий в учебнике (стр. 24-25) и в рабочей тетради (стр. 18-19).
Занятия 17-18 (2 ч), стр. 30-31 учебника, стр. 20-21 рабочей тетради.
Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного.
Выполнение композиции «Мой пушистый друг» (стр. 20-21 рабочей тетради).
Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг»
Занятия 19-21 (3 ч), стр. 32-35 учебника и стр. 32-35 рабочей тетради.
Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 32-33) и в рабочей тетради (стр. 32-33).
Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 34-35) и в рабочей тетради (стр. 34-35).
Коллективное панно «Лоскутное одеяло» (стр. 34-35 рабочей тетради).
Занятия 22-23 (2 ч), стр. 36-37 учебника, стр. 26-29 рабочей тетради.
Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 26-27) и в учебнике. Выполнение задания «Расписная тарелка».
Занятия 24-26 (2-3 ч), стр. 38-43 учебника, стр. 36-37 и 42-43 рабочей тетради.
Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова.
Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 40-41 учебника).
Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 36-37) и в учебнике (стр. 38-39).
Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели.
Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42-43 рабочей тетради).
Занятие 27 (1 ч), стр. 44-47 учебника.
Понятие о колорите. Теплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета. По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) написать с натуры небольшой букет цветов в выбранном ребёнком колорите.
Занятие 28 (1 ч), стр. 38-39 и 54-55 учебника.
Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и 3. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать
·сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома.
Занятия 2930 (2 ч), стр. 48-51 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради.
Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46-47 рабочей тетради).
Коллективная работа «Египетские письмена».
Занятия 3134 (4 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам,' данные на стр. 22-25, 30-31, 38-39 рабочей тетради.



Календарно-тематическое планирование


№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Основные виды деятельности учащихся.
Вид контроля
Домашнее задание
Примечания.

1
Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.
1

Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях.
Выполнить задания на стр. 4-7 учебника.
Текущий контроль. Рисунок
Вспомнить виды орнамента


2
Взаимодействие цветов.
1

Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике. Продо-лжить изучение свойств тёп-лых и холодных цветов. Выпол-нить задания на закрепление изу-ченного материала на стр. 8-9 уче-бника и на стр. 2-3 рабочей тетра-ди. Получить представление о вза-имодействии тёплых и холодных цветов на практике.
Текущий контроль. Рисунок
Вспомнить
признаки
композиции


3,4
Аппликация.
2

Углубить представление о технике аппликации и её особенностях. Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя. Выполнить задания на стр. 10-11 учебника. Коллективное панно: «Цветочный луг». Вспом-нить основные правила выполне-ния коллективной работы. Испо-льзовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета.
Текущий
контроль.
Тест.
Выполнить задания на стр. 4-5 рабочей тетради.


5,6
Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картин.
2

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в об-щих чертах историюТретьяковской галереи. Выполнить задания стр. 12. Иметь представление о значе- нии рамы в оформлении живопис-ного произведения. Выполнить за-дание «Портрет в подарок» на стр. 6-7 рабочей тетради. Коллективная работа «Портрет класса» на стр. 8-9 рабочей тетради.
Текущий контроль. Блицопрос
Выполнить задания стр. 46 - 47 учебника.
Презентация «Картины Третьяковской галереи»

7-9
Иллюстрация. Композиция в иллюстрации. Наброски.
3

Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении ил-люстраций. Проанализировать ил-люстрации В. Лебедева к книжке «Охота». Выполнить задания на стр.16-17 учебника .Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне.
Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с испо-льзованием набросков.Объяснять, что такое композиция иллюс-трации, что такое эскиз к ней.
Текущий контроль. Беседа
Выполнить задания на стр. 14-15 учебника


10, 11
Гравюра. Фактура.
2

Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилогра-фии. Ответить на вопросы по ма-териалам урока на стр. 18-19 учеб-ника. Выполнить графическую ил-люстрацию, похожую на гравюру, на стр. 14-15 рабочей тетради. Ор-ганизовать коллективную выстав-ку иллюстраций к басням И. А. Крылова. На выставку могут быть представлены как цветные, так и чёрно-белые иллюстрации.
Текущий контроль. Устный опрос
Выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова на стр. 12-13 рабочей тетради.


12
Русский лубок и его выразительные средства.
1

Самостоятельно изучить тему, ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 20-21 учебника.
Рисунок
Закончить
выполнение
работы


13-14
Рисунок. Штриховка.
2

Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки. Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности, выполнив упражнения на стр. 16-17 рабочей тетради и стр. 22-23 учебника). Уметь пользоваться рамкой-видоискателем. Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах.
Рисунок
Выполнить задание на передачу светотени куба на стр. 16-17 рабочей тетради.


15, 16
Натюрморт.
2

Углубить знания о жанре натюр-морта. Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником. Изучить ма-териал на стр. 25 учебника и на стр. 18-19 рабочей тетради и на-рисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать свето-тень на предметах, несложный натюрморт.
Устный опрос
Ответить на вопросы на стр. 24 учебника


17,18
Братья наши меньшие. Рисунок домашнего любимца.
2

Понимать важность зарисовок с натуры. Проанализировать натур-ные рисунки В. Ватагина и А. Дю-рера. Изучить материал на стр. 27 учебника и на стр. 20-21 рабочей тетради. Сделать несколько подго-товительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выпо-лнить задание
Рисунок
Закончить
выполнение
работы «Мой пушистый друг»


19-21
Растительный орнамент.
3

Расширить представление об ис-кусстве орнамента. Иметь поня-тие о растительном орнаменте. Знать, что такое элемент орнамен-та. Ответить на вопросы на стр. 28 учебника. Уметь создавать из ре-альных растений элементы расти-тельного орнамента.Моделировать различные растительные и геомет-рические орнаменты с использова-нием одного элемента в разных сочетаниях и положениях. Разли-чать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать.
Выполнить задания на стр. 30-31 учебника. Коллективная работа «Лоскутное одеяло» на стр. 34-35 рабочей тетради
Устный опрос
Выполнить задания на стр. 32-33 рабочей тетради


22ё23
Народные промыслы. Рос-сии. Городецкая роспись.
2

Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. От-ветить на вопросы на стр. 32-33 учебника. Уметь выполнять эле-менты городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городец-кой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка» на стр. 28-29 рабочей тетради
Рисунок
Выполнить задания на стр. 26-27 рабочей тетради (Н).
Презентация «Изделия городецких мастеров»

24-26
Весенние впечатления. Пейзаж.
3

Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Ответить на вопросы на стр. 34-35 учебника.
Продолжить овладение технкой акварели (заливка и набрызг). Выполнить задания на закрепле-ние изученного материала на стр. 36-37 учебника и на стр. 36-37 рабочей тетради.
Текущий контроль. Рисунок
Написать пейзаж «Весна пришла» Изучить материалы на стр. 37 учебника и на стр. 42-43 рабочей тетради.
Презентация «Пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова»

27
Колорит – душа живописи.
1

Иметь понятие о колорите и не-которых его видах на примере ра-бот П. Кузнецова и М. Волошина. Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последу-ющим уточнением деталей) в оп-ределённом колорите

Ответить на вопросы на стр. 38-39 учебника.


28
Бытовая живопись
1

Расширить представление о быто-вой живописи. Исследовать рабо-ты И. Владимирова и 3. Серебря-ковой. Рассказывать о живопис-ных работах с использованием ра-нее изученных терминов и поня-тий. Выполнить задания на стр. 40 - 41 и 54-55 учебника. Составить рассказ по картине Ф. Решетни-кова.
Устный опрос
Закончить
выполнение
работы


29,30
Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.
2

Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь пред-ставление об искусстве Древнего Египта. Выполнить задания на стр. 56-57 учебника. Нарисовать фигуру человека в стиле древне-египетского рельефа (стр. 46-47 рабочей тетради)
Текущий контроль.
Выполнить задания на стр. 42-43 учебника


31-34
Проекты «Новогодняя открытка». «Поздравляем мужчин». «Открытка к 8 марта». «С днём Победы»
4

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 22-25, 30-31, 38-39 рабочей тетради).
Текущий контроль.



Результаты обучения и развития учащихся:
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать: – особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика. Должны уметь:
– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики; – под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться средствами художественной деятельности; – с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; – самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.

2-й класс
Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени );
аппликации;
гравюры;
построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
различных приёмов работы акварельными красками;
работы гуашевыми красками.
Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (городецкая роспись ).
Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
Иметь представление об искусстве Древнего Египта.

Методическое обеспечение

К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1-4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

Требования к оснащению образовательного процесса.
Учебно-наглядные пособия
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Энциклопедии по искусству, справочные пособия по одной каждого наименования
Альбомы по искусству по одному каждого наименования
Книги о художниках и художественных музеях по одной каждого наименования
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки
Словарь искусствоведческих терминов
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников
Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента (таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях)
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
Информационно-коммуникационные средства
Мультимедийные обучающие художественные программы
Электронные учебники
Возможно использование следующих программ:
Cake-walk Pro Audio 8, 5
Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//
Электронные библиотеки по искусству. Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
Игровые художественные компьютерные программы
4. Технические средства обучения (ТСО)

· Музыкальный центр

· Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

· DVD-проигрыватели

· Телевизор с диагональю не менее не менее 72 см

· Видеомагнитофон

· Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением. В классе информатики для индивидуальной работы учащихся

· Мультимедиа проектор

· Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

· Экран (на штативе или навесной)

· Графический планшет
5. Экранно-звуковые пособия

· Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

· Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

· Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям

· Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных ( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных искусств
- по памятникам архитектуры России и мира
- по стилям и направлениям в искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по творчеству художников
6. Учебно-практическое оборудование

· Мольберты

· Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

· Краски акварельные

· Краски гуашевые

· Тушь

· Ручки с перьями

· Бумага А3, А4

· Бумага цветная

· Фломастеры

· Восковые мелки

· Кисти беличьи № 5, 10, 20

· Кисти щетина № 3, 10, 13

· Емкости для воды

· Стеки (набор)

· Пластилин / глина

· Клей

· Ножницы

· Подставки для натуры
7. Модели и натурный фонд

· Муляжи фруктов (комплект)

· Муляжи овощей (комплект)

· Гербарии

· Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

· Гипсовые геометрические тела

· Гипсовые орнаменты (три-четыре вида)

· Маски античных голов (два вида)

· Модуль фигуры человека

· Капители (ионическая и дорическая)

· Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

· Драпировки

· Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
8. Игры и игрушки

· Конструкторы

· Театральные куклы

· Маски
2. Специализированная учебная мебель

· Столы рисовальные

· Стулья

· Стеллажи для книг и оборудования

· Мебель для проекционного оборудования

· Мебель для хранения таблиц и плакатов

· Кассетницы, плакатницы

I. Литература, используемая для написания программы.

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 231 с.
3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование/ под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192с.
4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 432с.
5. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство «Разноцветный мир» Учебник. 2 класс
6. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство «Разноцветный мир» Рабочая тетрадь. 2 класс



















Заголовок 315