АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке к ремеслу ручного труда для учащихся с умеренной умственной отсталостью.


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Зилаирская коррекционная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО воспитателей
Руководитель МО
________________________. «__» _________2016 г.
протокол №____
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
______________
«___» ____________2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
____________
«___» ____________2016 г.
Приказ № _____
АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовке к ремеслу ручного труда
для учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Воспитатель: Ильиной И.А.
Программа составлена с учётом психофизических и индивидуальных особенностей воспитанника 4 класса коррекционной школы - интернат
Направленность программы: коррекционно – педагогическая.
Период создания, апробации и корректировки программы: 2016 – 2017 учебный год.
Срок реализации – 1 год.
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная индивидуальная рабочая программа по подготовке к ремеслу ручного труда для учащихся с умеренной умственной отсталостью составлена согласно следующих нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребенка, Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва, «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897, концепции специальных федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ, уставом школы, положением о рабочей программе. Программа составлена, модифицирована в связи с психофизическими индивидуальными особенностями ребенка. Содержание программного материала учитывает принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: принцип развития ребёнка; учет возрастных и индивидуальных особенностей развития; единства требований к воспитанию ребенка в учреждении, в условиях семьи; принцип коррекционной направленности; доступности; деятельностный подход к развитию личности; дифференцированной, индивидуальной, личностно ориентированный подход.
Актуальность программы:
Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает подготовка к ручному труду. Содержание учебно-воспитательной работы с этими детьми должно всемерно содействовать выявлению положительных возможностей в подготовке воспитанников к доступным для них видам труда. Поэтому вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с умеренной умственной отсталостью должна базироваться на таких видах занятий, как ручной труд на младших годах обучения, «Ремесло»- рукодельное мастерство и производственный труд в старшем школьном возрасте
Дети с нарушениями в умственном и физическом развитии вполне способны овладеть многими из этих приемов, что предусматривается программой.
Например, на занятиях по лепке можно использовать два вида материалов: глину и пластилин. Пластилин по своим качествам уступает глине: он хуже поддается обработке, его приходится долго разминать и разогревать. Но именно эти свойства помогают развивать мелкую моторику рук детей. Лепка развивает творческие способности у учащихся, умение наблюдать предметы окружающей действительности, выделать наиболее главное.
Вырезанный из бумаги орнамент можно использовать как самостоятельное изделие. Это могут быть украшения для интерьера к празднику: Новому году, дню рождения. Из бумаги можно сделать и карнавальный костюм богато украшенный «кружевом», можно украсить волосы, оформить подарок. Снежинки - прекрасное украшение зала, где проводиться новогодняя елка
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий требующих от ребят высокий уровень развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса ребёнка.
Всё это способствует дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.
Цель: овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.
Задачи:
Образовательная:
формирование умений обращаться: ножницами, клеем, бумагой и пластилином;
Коррекционно – развивающая:
коррекция и развитие навыков выполнения изделий из бумаги и пластилина;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности и соразмерности движений);
Воспитательная:
воспитание у детей умения выполнять работу качественно и доводить начатое дело до конца, потребности соблюдать аккуратность в работе;
воспитание трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, привитие интереса к труду, развитие самостоятельности;
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся с умеренной умственной отсталостью. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной программе проводятся во время занятий по трудовому воспитанию. В 4 классе отведено 33 часа в год (1 час в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения занятий на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Лепка из пластилина – 9 часов
Соблюдение правил техники безопасности при работе с пластилином.
Рисунок мазками: «Аквариум»
Пластилиновая картина: «Бабочка»
Объемная лепка: котёнок, лисичка, заяц, машина, тарелка с ягодами, чашка и чайник.
Художественное вырезание из бумаги - 7 часов
Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами
Тренировочные упражнения: складывание бумажного листа и разрезание сгибов ножницами.
Силуэтное вырезание: «Звери»
Симметричное вырезание: изготовление цветов, изготовление снежинок, вырезание симметрических фигур: снеговик.
Аппликация – 9 часов.
Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем
Аппликация из вырезанных деталей: «Маленькая ёлочка зимой», «Рыбки в аквариуме», «Украшения рукавиц геометрическим орнаментом»,
Мозаика из разноцветных геометрических фигур: «Ёлочка», «Цветы колокольчика», «золотая рыбка», «Царевна-лягушка»
Мозаика из разноцветной рваной бумаги: «Бабочка».
Поделки из бумаги – 3 часа.
Витая спираль: «Солнышко»
Оперение птиц из полосок: «Лебедь», «Курица»
Оригами – 4 часов
Цветы, заяц, кошка, собачка.
Закрепление полученных навыков «Подарок родителям»
Календарно-тематическое планирование
№ п/птема Количество часов
1 четверть 1 Лепка из пластилина. Соблюдение правил техники безопасности при работе с пластилином. 1
2 Рисунок мазками 1
3 Пластилиновая картина: 1
4 Объемная лепка 6
2 четверть 5 Художественное вырезание из бумаги. Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами 1
6 Тренировочные упражнения 1
7 Силуэтное вырезание 1
8 Симметричное вырезание 4
3 четверть 9 Аппликация. Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем 1
10 Аппликация из вырезанных деталей. 3
11 Мозаика из разноцветных геометрических фигур 4
12 Мозаика из разноцветной рваной бумаги: 1
4 четверть 13 Поделки из бумаги. Витая спираль. 1
14 Оперение птиц из полосок 2
15 Оригами 4
16 Закрепление полученных навыков 1
итого 33
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны уметь:
обращаться с ножницами, клеем, бумагой, пластилином;
вымазывать
чертить линии на вымазанной поверхности
переводить рисунок на картон
складывать
размечать
вырезать многослойные изделия
украшать интерьер
Обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности;
материалы для лепки
названия приемов работы
формы
этапы работы
виды бумаги
свойства бумаги
приемы разметки
Список литературы
Богатеева З.А.Занятия аппликацией – М., 1988.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль академия холгинг,2004.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
Козлина А.В. Уроки ручного труда. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. –М., 1996.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.
Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Новые учеб, программы и методические материалы. - Книга 1, книга 2. Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под ред. В. Г. Петровой. – М., «Просвещение», 1986.
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида подготовительный и I-IVклассы. - М.: Просвещение, 2001.