АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ «ТЕХНОЛОГИЯ» 2 КЛАСС


Адаптированная образовательная программа
для детей с УМЕРЕННОЙ умственной отсталостью
«тЕХНОЛОГИя»
2 классПланируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты Предметные результаты У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Технология», к школе;
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения предметно-практической деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем;
- понимание причин успеха в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения предметно-практической деятельности;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности; самоопределение: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Обучающийся научится:
- участвовать в беседе; давать ответы на вопросы.
- правилам поведения на уроке труда.
- выполнять с помощью учителя (взрослого) геометрические фигуры (куб, квадрат);
- придерживаться планирования при изготовлении изделия;
- осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
- находить природный материал;
- знать о свойствах материала, используемого при работе:
цвет, форма, твердость, особенности поверхности.
Знать и уметь использовать инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы;
знать материал, который используется для скрепления деталей: клей, пластилин, палочки, проволока, нитки. Уметь соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток,
палочек; соблюдать пропорции.
- резать с помощью учителя ножницами - ученик ознакомится со свойствами ниток (цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются);
- выполнять намотку ниток на картон, связывать, перевязывать,
разрезать, скручивать, плетение, витье шнурка;
- завязывать узелок на конце нити; пришивать пуговицы с подкладыванием палочки;
- изготавливать стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
- лепить предметы цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей.
- научится применять подручные материалы для изготовления поделок(прищепки, пуговицы, листья, шишки и другие материалы)
Обучающийся получит возможность научится:
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Содержание курса
У детей с умеренной умственной отсталостью, наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Также отмечается недостаточность мышечной силы. У таких детей развитие базовых психических функций происходит не только медленно, но и патологически неравномерно, темп, качество психических новообразований на каждом возрастном этапе значительно отличаются от нормального развития.
При условии  целенаправленного педагогического воздействия, дети с таким диагнозом способны овладеть определенными знаниями, умениями и  навыками.
Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.
Поэтому в программе обучения важно использовать задания, которые развивают моторику рук:
копировать понравившиеся рисунки на бумагу. Очень полезны орнаменты и
узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
существует интересный способ развития пальцев рук — отщипывание. От листа бумаги или салфетки дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Самым важным и основным из коррекционнно-развающих средств для мелкой моторики рук является пальчиковая гимнастика. При проведения пальчиковой гимнастики используются следующие методы:
массаж рук;
упражнения с  мячами небольшого размера;
игры с пальчиками это такие игры как «Сорока белобока кашку варила…», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки…», «Пальчики у нас попляшут», «Водичка, водичка умой мое личко…». Самое главное – разнообразие пальчиковых игр.
Поэтому не стоит отказываться и от простых пальчиковых упражнений, например: «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи», «Замочек», «Заборчик», «Полетели птички, птички невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели». В программе используются дидактические игры.
На общее развитие благотворно воздействуют игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».
Главное в играх с предметами предоставить ученику свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность. Настольно-печатные игры – разнообразные по требуемым действиям (подбор картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), составление разрезных картинок и кубиков, называние предмета).
   Под влиянием целенаправленной  коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.    
Повышают эффективность этой работы использование различного  дидактического оборудования:
раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешки, пирамидки);
вкладыши из различных материалов, пазлы;
мозаики, имеющие  крупные и мелкие детали;
шнуровки, застежки - молнии, липучки, застегивание и расстегивание пуговиц разной величины;
материалы, в том числе и природные, для сортировки, выкладывания по контуру;
бусы для нанизывания, сматывание ниток в клубок,  накручивание ленточек на палочки;
хороводные игры, пальчиковые игры с речевым сопровождением;
использование  шариков Су-Джок  и других массажеров;
отдельное место отводится  конструированию из объемных и плоскостных элементов.  
У детей с  умеренной умственной отсталостью динамика психического развития зависит от своевременного коррекционного воздействия с учетом уровня развития каждого воспитанника.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формированию трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде –работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Коррекционная работа умственной деятельности выражается в формировании умений:
взаимодействовать с взрослыми и детьми;
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется коррекционно-развивающая работа недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать
развитию самостоятельности учащегося при выполнении трудовых заданий.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками окружающего мира, физкультуры, музыки, изобразительного искусства,развития речи,
математики.
Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных
и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность
приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, умении правильно взаимодействовать со взрослым и детьми, оценивать необходимость инструментария в работе над поделкой, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Программа состоит из следующих направлений:
работа с пластилином;
работа с бумагой и картоном;
с текстильными материалами;
с природными материалами.
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Работа с пластилином
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы:
молотка с квадратным бойком.
Лепка улитки, ёжика, стрекозы, гусеницы. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка.
Лепка по образцу стилизованных фигур животных: медвежонка, зайца.
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и
медведь».
Работа с природными материалами
Экскурсия в природу с целью сбора материала.
Изготовление по образцу птички из желудей палочек и проволоки.
Изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки,
бумажных, поролоновых или кожаных деталей.
Изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки,
еловой шишки, палочек и бумажных деталей.
Изготовление крокодила из деревянной прищепки.
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов,
трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я.
Органи3.зация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
П р и е м ы р а б о т ы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток,
палочек. Соблюдение пропорций. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы,
коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление черепахи из бумаги зелённого цвета.
Изготовление сумки из бумаги для хранения изделий, разрисовывание её.
Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников,
кругов. Изготовление закладки.
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной
бумаги.
Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.
Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы»,
используя изделия учащихся.
Резание ножницами бумаги и картона.
Оклеивание бумаги, картона.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я.
Свойства и особенности бумаги и картона: сгибается, разрезается, склеивается; толщина картона и бумаги; цвет. Правила оклеивания. Инструменты, применяемые для работы с картоном и бумагой, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Смазывание клеем бумаги по всей
поверхности при оклеивании картона. Резание картона и бумаги ножницами по линиям разметки.
Работа с текстильными материалами
Плетение косички.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх
вниз). Завязывание узелка.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Применение и назначение ниток,
тонкой веревки.
Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются
(повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание,
разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а. Счет в пределах 6.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о. Расчленение объекта на простые
геометрические формы.
Р а з в и т и е у с т н о й р е ч и н а о с н о в е и з у ч е н и я п р е д м е т о в и
я в л е н и й о к р у ж а ю щ е й д е й с т в и т е л ь н о с т и.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема Количество часов
Работа с пластилином 10
Работа с природными материалами 8
Работа с бумагой и картоном 9
Работа с текстильными материалами 7
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование
34 урока (1 ч в неделю)
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Дата БУД
план факт 1 2 3 4 5 6
Введение. Правила поведения и техника безопасности на уроке.
Работа с пластилином. Лепка геометрических фигур. 2 14.09.16 Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «ОТехнологии», к школе;
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения предметно-практической деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем;
- понимание причин успеха в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения предметно-практической деятельности;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности; самоопределение: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- участвовать в беседе; давать ответы на вопросы.
- правилам поведения на уроке труда.
- выполнять с помощью учителя (взрослого) геометрические фигуры (куб, квадрат);
- придерживаться планирования при изготовлении изделия;
- осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
- находить природный материал;
- знать о свойствах материала, используемого при работе:
цвет, форма, твердость, особенности поверхности.
Знать и уметь использовать инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы;
знать материал, который используется для скрепления деталей: клей, пластилин, палочки, проволока, нитки. Уметь соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток,
палочек; соблюдать пропорции.
- резать с помощью учителя ножницами - ученик ознакомится со свойствами ниток (цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются);
- выполнять намотку ниток на картон, связывать, перевязывать,
разрезать, скручивать, плетение шнурка;
- завязывать узелок на конце нити; пришивать пуговицы с подкладыванием палочки;
- лепить предметы цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей.
- научится применять подручные материалы для изготовления поделок(прищепки, пуговицы, листья, шишки и другие материалы)
Обучающийся получит возможность научится:
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Работа с пластилином. Лепка на плоскости геометрических фигур. 1 21.09.16 Лепка с натуры игрушек. 1 28.09.16 Лепка с натуры игрушек. 1 05.10.16 Работа с природными материалами. 1 12.10 Изготовление рыбки. 1 19.10 Изготовление черепахи. 1 26.10 Изготовление черепахи с помощью учителя 1 09.11. Лепка улитки, ёжика и стрекозы. 1 16.11 Изготовление сумки из бумаги А4. Украшение сумки рисунком дерева, ученик рисует самостоятельно. 1 23.11 Завязывание узелка. Намотка ниток на картон и карандаш. Плетение косички с помощью учителя.
1 30.11 Делаем Дед Мороза из ваты и красной мишуры. 1 07.12 Резание бумаги ножницами, с помощью учителя. «Оденем зайчика» - соотнесение геометрических фигур с рисунком зайчика, приклеивание подходящих фигур. 1 14.12 Делаем ёлочку из шишки, украшаем её. 1 21.12 Поделка «Крокодил» с помощью учителя. 1 11.01.17 Делить кусок пластилина на две части ножиком самостоятельно. Лепка улитки и стрекозы с помощью учителя. 1 18.01.17 Завязывать узелок на конце нити; пришивать пуговицы с помощью учителя. 1 25.01.17 Завязывание узелка. Намотка ниток на картон и карандаш. Плетение косички с помощью учителя. 1 01.02.17 Работа с шилом, проволокой и картоном – делаем книжку. 1 08.02.17 Лепка из пластилина радуги, солнца, колобка. 1 15.02.17 Резание бумаги ножницами, с помощью учителя. «Оденем котика» - соотнесение геометрических фигур с рисунком зайчика, приклеивание подходящих фигур. 1 22.02.17 Завязывать узелок на конце нити; пришивать пуговицы с помощью учителя.
Делаем открытку для матери. 2 01.03.17 Поделки из салфетки, уточка, барашек. 1 15.03.17 Делаем поделку из цветной бумаги – арбуз. 1 22.03.17 Делаем поделку бабочки из салфеток, цветного скотча и цветной бумаги. 1 05.04.17 Делаем поделку из пластилина – «Клубника на блюдце». 1 12.04.17 Завязывать узелок на конце нити; пришивать пуговицы с помощью учителя.
1 19.04.17 Завязывать узелок на конце нити; пришивать пуговицы с помощью учителя. Делаем глазки для мишки, из пуговиц на картоне.
1 26.04.17 Делаем украшение для мамы – бусы. 1 03.05.17 Клеим цветные кружочки на место яблок в картинке ежа. 1 10.05.17 Лепим предметы цилиндрической формы – кружки. 1 17.05.17 Работа с шилом, проволокой и картоном – делаем книжку. 1 24.05.17 Список  использованной литературы:
Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста.
Е.А. Екжанова Е.А. Стребелева. СПб: КАРО 2008г.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно -методические материалы под редакцией И.М. Бгажноковой  М: Владос. 2007г.