Урок русского языка в 6 классе повторение по теме «Глагол» по тексту романа А.С.Пушкина «Дубровский».


Открытый урок русского языка в 6 классе
повторение по теме «Глагол» по тексту романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Учитель русского языка и литературы: Алексеева Маргарита Ивановна
Вид урока: урок-игра.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».
Цели:
1. Образовательные:
- обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи.
- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках глагола.
- определить роль глагола в художественном тексте;
2. Развивающие:
- развитие орфографической зоркости, внимания, умения действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
3. Воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому материалу;
- воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности, усидчивости.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с названием отделов, плакаты-рубрики для статьи, карточки с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости, которых мы поприветствуем. Во- вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать его хотим с притчи.
Психологический настрой «Все в твоих руках». (слайд 2)
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета» памятки «Страна Глаголия». (слайд 3)
В нашей редакции будет работать три отдела: отдел писем, информации и публикации. Каждый отдел состоит из редактора и помощников. Отделам писем, информации и публикации предстоит подготовить информационную статью к выпуску очередного ноябрьского номера нашего журнала. Мы, как главные редакторы, будем вам помогать.

-О чем эта статья, вы должны догадаться.
Интересная часть речиВ русском языке живёт. Кто что делает, расскажет:Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит –Все расскажет нам … (глагол!) (слайд 4)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения на основе текста по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
- Редакторы и помощники готовы? Заседание редакционного совета считаю открытым. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
И сейчас мы с вами должны обсудить, какую информацию необходимо опубликовать в нашей статье, чтобы она была познавательной, поучительной и доступной для учащихся 6 класса.
Рубрики для газеты: (слайд 5)
1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?
2. Как глаголы изменяются?
3. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ
4. Каким членом в предложении глагол является?

2. Работа по первой рубрике «Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?» (слайд 6)
Учитель: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?» расскажет отдел правописания.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме.
Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?
Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.
Задание (разноуровневые): На адрес нашей редакции приходит много
корреспонденции от школьников, которые просят помочь им разобраться в тех или иных вопросах.
1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Он расположился в его спальне. Он грозно взглянул на Шабашкина. Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа. В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича.
2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека кормит, а лень портит.
2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.
3) Что в других не любишь, того и сам не делай.

3. Работа по второй рубрике «Как глаголы изменяются ?» (слайд 7)
Учитель: Как изменяются глаголы расскажет отдел времен и чисел глагола
Глаголы изменяются по временам и по числам.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени по родам в единственном числе.
Задание(по группам): Известные вам фразеологические обороты нужно заменить одним словом –глаголом. Изменить глаголы в неопределенной форме по временам и по числам.
Бежать со всех ног - торопиться
Водить за нос - обманывать
Распускать руки – драться
Зарубить себе на носу - запомнить
Витать в облаках - мечтать
4. Работа по третьей рубрике « С помощью чего образуются глаголы?»
( слайд 8)
Учитель: Об образовании глагола нам расскажет отдел образования глагола.
Глаголы образуются с помощью приставок, суффиксов и одновременно приставок и суффиксов.
Задание: В нашу редакцию в отдел писем пришло письмо с просьбой прочитать и вставить пропущенные приставки и суффиксы глаголов из романа А.С.Пушкина «Дубровский». Некоторые отрывки попали под дождь, поэтому некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, какие глаголы пропущены. Подобрать подходящие по смыслу приставки и суффиксы.
В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба жени…ись по любви, оба вскоре …вдове..и, у обоих оста…лось по ребенку. Сын Дубровского воспит…лся в Петербурге, дочь Кирила Петровича рос..а в глазах родителя.
Для справок: -л-, о-, -л-, -ва-, -ыва-, -л-
Кирила Петрович …писал из Москвы для своего маленького Саши француза учителя, который и …был в Покровское. Сей учитель понравил… Кирилу Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением.
Для справок: вы, при, ся,
Маша смотре…а на него с изумлением и …вела слова его Кирилу Петровичу. Кирила Петрович ничего не отвечал, велел …тащить и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! Не струсил, ей –богу, не …трусил».
Для справок: л; пере; вы; с;
5. Работа по пятой рубрике «Каким членом в предложении глагол является?» (слайд 9)
Задание: Отделу синтаксиса предстоит работа с деформированным предложением (из слов Кирила Петрович, в поле, раз, в начале осени, собирался составить предложение, разобрать по членам предложения, найти глагол.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в поле.
6. Обобщение по всем рубрикам (индивидуальная работа) тест
Глагол – это
а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Глаголы изменяются:
а) по временам и числам;
б) по родам и числам;
в) по падежам.
3. С помощью чего образуются глаголы?
а) с помощью приставок
б) с помощью суффиксов
в) с помощью суффиксов , приставок, приставок и суффиксов одновременно.
Каким членом в предложении является глагол?
а) определением;
б) сказуемым;
в) дополнением.
- Мы, как главные редакторы согласны с тем, что достаточно информации для выпуска нашей статьи и разрешаем готовить материал к печати. (слайд 13)
(слайд 14)
Домашнее задание (творческое): Подготовить заметку о глаголе
7. Итог урока (рефлексия)
Глаголы в романе «Дубровский» служат для понимания текста и описания действий героев, играют важную роль в композиции произведения
- Заседание редакционного совета журнала считаю закрытым.
- Спасибо за работу.