Урок по литературе Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Факты и вымысел. (8 класс)


Тема: Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Факты и вымысел. Сюжетная композиция трагедии. Задачи: познакомить с циклом А.С.Пушкина «Маленькие трагедии», основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением А.С.Пушкина к вопросу о гении и злодействе; развивать навыки анализа поэтического драматического произведения; воспитывать интерес к поэтическим произведениям, решению мировоззренческих проблем.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к трагедии; определения литературоведческого понятия «трагедия», лексических значений слов «реквием», «ремесленник».
Эпиграф: Гений и злодейство - две вещи несовместные (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. II. Вводная часть. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
История создания и особенности цикла «Маленькие трагедии». Один из учащихся заранее приготовил сообщение по данной теме.
Задание классу: Слушая сообщение, записать в тетрадь особенности цикла А.С.Пушкина. Примерная запись в тетради:
Художественные особенности цикла «Маленькие трагедии»:
1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.
2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.
3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.
4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.
Из истории создания «Маленьких трагедий».
В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».
Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно не велики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» - такие названия хотел дать своим пьесам А.С.Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.
Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.
В «Маленьких трагедиях» воссоздана жизнь других народов в разные исторические эпохи. В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти (действие происходит в XVIII веке). В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти. Все это свидетельствует о том, что «Маленькие трагедии» являются реалистическими произведениями. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах - вот что требует наш ум от драматического писателя», - утверждал Пушкин. III. Изучение нового материала.
1. Особенности цикла в трагедии «Моцарт и Сальери». Дети на уроке работают в группах по 4 человека. У каждого - тетрадь по литературе, лист для черновых записей, ручка, карандаш.
Дается задание по группам. Каждая из групп кратко характеризует одну из особенностей (распределяет учитель): «Как данная особенность проявляется в трагедии «Моцарт и Сальери» и какой художественный смысл несет?»
Вариант ответа: 1) Трагедия состоит всего из двух сцен, в которых действуют только три персонажа (Моцарт, Сальери, слепой скрипач). При этом перед нами предстает вся жизнь главных действующих лиц, поскольку взгляд автора прикован только к ним и передает все оттенки настроения, особенности поведения каждого из персонажей. (Учащиеся также могут отметить два внесценических персонажа — жена Моцарта и Изора, возлюбленная Сальери, которые дополняют их образы и также служат лишь средством характеристики главных действующих лиц).
Работа с терминологией. Трагедия - драматическое произведение, в основе которого лежит особенно острый непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.
2. Анализ трагедии. Сцена I.
1. Первый монолог Сальери: «Все говорят: нет правды на земле...». Какие этапы своей жизни выделяет Сальери?
Записи в тетради:
«Я слушал и заслушивался...», «Я сделался ремесленник...», «.. .я ныне стал завистник».
2) Словарная работа.
Ремесленник 1. Человек, который владеет профессиональным ремеслом. 2. Человек, который делает по шаблону, без творческой инициативы.
Почему именно так называет себя Сальери?
(«К творчеству Сальери, как оно охарактеризовано в монологе, подходят оба определения слова. Он овладел музыкальной грамотой, как ремеслом, но при этом утратил творческую инициативу, индивидуальность, яркость таланта. Пушкин отмечает отсутствие у него того, что отличает гения от ремесленника, - дара Божьего»)
Вывод: итак, первый монолог Сальери есть завязка трагедии, но он же является и кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно мучают его душу.
3) Но есть и второй монолог Сальери, который, по сути, является оправданием замысла убийства. Выразительное чтение одним из учащихся монолога «Я избран, чтоб его остановить...»
Вопрос к тексту монолога:
Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, чтобы его нужно было остановить? (Сальери знает: он сам никогда не сможет научиться тому, чем владеет Моцарт - творению, вдохновенному созданию. Первая причина желания «остановить» названа - зависть, невозможность ни достичь его вершин самостоятельно, ни учиться у него. Но есть и вторая! Сальери не может примириться с поведением Моцарта, его отношением к искусству: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя»).
3. Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери.
Так почему же Сальери убивает Моцарта (именно Моцарта, хотя рядом с ним, как он говорит, на вершине славы находятся Глюк, Гайдн, Пиччини)?
Дается задание по группам. Во время анализа текста произведения, заполнить таблицу:
Отношение к ... Моцарт Сальери
1) игре слепого скрипача 2) своим творениям и себе 3) творчеству друг друга 4) окружающим людям 5) искусству 1) Анализ сцены со слепым музыкантом.
Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?
2) Отношение Моцарта к своим творениям и к себе. Зачитать со слов «Ты с этим шел ко мне...» до «Но божество мое проголодалось».
Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой праздным»? (Легкость, стройность, глубина творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше).
Но прав ли Сальери? Он слышит, что Моцарт называет написанное им безделицей, но не слышит, что он говорит, о времени, когда это было написано: «Бессонница моя меня томила...»
В каком случае можно называть бессонницу своей? (Если она постоянная спутница).
Какое еще слово подчеркивает трагичность вдохновения? - томила.
3) Как проявляется Моцарт в отношении к людям?
(Скрипачу дал денег. Жену предупредил, что не будет обедать дома.)
Вывод: он любит и понимает людей, заботится о них.
А Сальери? Что мы знаем о его отношениях с людьми?
(Скрипача прогнал. Возлюбленная Изора подарила ему яд.)
4. Анализ трагедии. Сцена II.
1) Фронтальная опрос:
В чем главное отличие Моцарта и Сальери?
Какие взгляды Моцарта Сальери настолько не приемлет, что даже готов на убийство? (Отношение к искусству).
Предварительная работа. Учащимся заранее было дано творческое задание в виде анкеты, в которой нужно было продолжить фразы:
- Человек обращается к произведениям искусства, когда...
- Искусство помогает человеку (сделать, решить, задуматься и т.д.)...
- Главная цель художника - это...
2) Отношение героев к искусству и его целям.
Задание по группам. А теперь давайте попробуем, работая в группах, сформулировать отношение к искусству и его целям двух героев трагедии А.С. Пушкина. Группы делают свои записи в тетрадях, затем следует их чтение и обсуждение, учащиеся дополняют свои записи. (искусство Сальери для избранных, оно призвано возвеличить своего творца, стать примером для других; искусство Моцарта обращено к людям, оно призвано дарить радость, надежду, врачевать души и т. д.)
3) Анализ отрывков из произведений Моцарта.
Почему Моцарт принял заказ написать музыку, полную напоминаний о смерти?
Словарная работа.
Реквием - 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное музыкальное произведение.
Выводы. Моцарт хочет заработать. Сам Моцарт - «избранный, счастливец праздный» - очень хорошо знал, что такое нужда. Таким образом, для Моцарта, как и для Пушкина, искусство не только высокое наслаждение, но и средство существования.
Учитель зачитывает строки из письма Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем...»
5. Анализ сцены отравления. Фронтальная беседа. - Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе?
Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?»
Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему).
Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери?
Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело? VIII. Работа над проблемным вопросом урока:
Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе? IV. Итоги урока.
«Пушкин умер в полном расцвете сил и, бесспорно, унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем...» (Ф.М. Достоевский).
V. Домашнее задание.
Письменное рассуждение на одну из тем (1-1,5 страницы):
1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные»? 2. Почему Сальери по ходу пьесы ни разу не играет на пианино?
3. Почему Пушкин по-разному записал одни и те же слова о гении и злодействе, которые произносят герои?