Методическая разработка литературной гостиной «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ…» Жизнь и творчество М.А. Булгакова


Внеклассная работа
1. Проведение «Литературных гостиных» стало традицией в нашей гимназии. Это прекрасная форма внеклассной работы по литературе с детьми. «Литературная гостиная» не только расширяет кругозор обучающихся, но и влияет на их души, приобщает к прекрасному, учит глубже понимать и любить русскую литературу. Формы проведения таких мероприятий очень разнообразны. Это встречи с писателями, поэтами, актерами г.Екатеринбурга, это проведение конкурса чтецов, причем проводим такие конкурсы, где дети могут представить на суд слушателей-специалистов свои собственные произведения.
Особо любимой формой проведения «Литературной гостиной» являются литературно-музыкальные композиции, посвященные творчеству русских поэтов и писателей. Проведению таких мероприятий предшествует большая подготовительная работа.
Это и написание сценария, это и работа с каждым обучающимся индивидуально над выразительностью его речи. Каждая «гостиная» обязательно красочно оформляется рисунками, поделками обучающихся по определенной теме, обязательно и музыкальное оформление, дети сами поют, играют на различных музыкальных инструментах, а так же используется грамзапись, слайды, диафильмы, звукозаписи. Непременно оформляется выставка книг, фотографий того, кому посвящена «гостиная». Часто в такие композиции включаются инсценировки отдельных отрывков непосредственно из жизни писателя, поэта или сцены из его произведений.
Таким образом, «литературная гостиная» превращается в мини-спектакль.
Для примера хочется представить литературно-музыкальную композицию, посвященную творчеству М.А. Булгакова.

2. Оформление.
Рисунки к произведениям М.А. Булгакова, фотографии писателя, сборники его произведений, книги о жизни и творчестве Михаила Афанасьевича; в комнате делается затемнение, на столах горят свечи, свеча стоит у портрета писателя, а так же возле него стоят цветы; фортепиано, гитара, скрипка, приготовленные звукозаписи.
3. Сама композиция включает в себя следующие моменты творческой биографии М.А. Булгакова.
Детство. Семья Булгаковых.
Получение профессии врача.
Встреча с Мандельштамом.
Становление писателя М.Булгакова.
Письмо Сталину и ответ вождя.
Встреча Мастера и Маргариты.
«Рукописи не горят».
4. В течение всей композиции звучит много музыки, песен и, конечно же, отрывков из произведений Булгакова. Два отрывка из романа «Мастер и Маргарита» инсценируются.
5. Вот таким образом была проведена «Литературная гостиная» под названием «Рукописи не горят», посвященная жизни и творчеству М.А. Булгакова.
После наших мероприятий дети и мыслят глубже, и чувствуют тоньше литературу. Это обогащает их ум, их сердца художественными впечатлениями.
Разные дети приходят в «гостиную». Реакция их на то, что они видят и слышат, тоже разная, но все же посеянные вовремя зерна рано или поздно дадут благотворные всходы.
Радует то, что среди выпускников нашей гимназии, кто связал судьбу с техникой, есть такие, которые сохранили живой интерес к книге, театру, искусству.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ…»
Жизнь и творчество М.А. Булгакова
Мамакова О.А.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии № 155 г.Екатеринбург.
Сцена из романа «Мастер и Маргарита.
∕участвуют Воланд – В, мастер – М, Маргарита – Марг.∕
В. – Кто вы такой?
М. – Я теперь никто. ∕Улыбка скривила его рот∕.
В. – Откуда вы сейчас?
М. – Из дома скорби. Я – душевнобольной.
Марг. – Ужасные слова! Он – мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом. Вылечите его, он стоит этого.
В. – А скажите, почему Маргарита вас называет мастером?
М. – Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который написал я.
В. – О чем роман?
М. – Роман о Понтии Пилате.
В. – О чем, о чем, о ком? Это потрясающе. И вы не могли найти другой темы?! Дайте-ка посмотреть.
М. – Я, к сожалению, не могу этого сделать, потому что я сжег его в печке.
В. – Простите, не поверю. Этого быть не может. Рукописи не горят.
2. Посмертная судьба русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова подтвердила афоризм – предсказание одного из его литературных героев.
3. Интерес к творчеству, к личности Булгакова возник спустя 25 лет после его смерти.
4. Сегодня мы постараемся рассказать вам, что же ∕включить магнитофон∕ сложило и воспитало душу этого мастера, каким человеком он был.
∕Музыка∕
5. Мальчик родился 3 мая 1891 года в Киеве.
6. Ему дали имя Михаил. Скорее всего в честь хранителя города Киева архангела Михаила.
7. «Мы были колокольные дворяне».
8. Так вспоминает сестра писателя Надежда Афанасьевна.
9. Оба деда – священники.
10. Отец – преподаватель Киевской духовной академии.
11. Мать – учительница гимназии.
12.В семье было семеро детей. Михаил – самый старший.
∕Музыка прерывается∕
13.Девяти лет отроду мальчика зачислили в подготовительный класс гимназии, преподавателями в которой были профессора университета.
14. «Кишата» - так называли гимназистов младших классов.
15. Миша Булгаков, будучи одним из кишат, участвовал во всех коллективных действиях такого рода, как драка, битье стекол, швыряние чернильницами.
16. Но ни в каких кружках, советах, митингах и собраниях никогда участия не принимал.
17. Биографов знаменитых людей привычно занимает вопрос – выделялись ли эти люди в отрочестве? Возлагали ли на них особые надежды учителя и одноклассники?
18. Вот что говорят о М. Булгакове его ровесники.
19. В первых классах он был шалун из шалунов. Потом – из заурядных гимназистов. Его формирование никак не было видно. Про него никто не мог сказать: «О! Этот будет...!» - как говорили в гимназии о гимназистах, известных своими способностями. Он никаких особых способностей не обнаруживал.
20. Центр его жизни был не в гимназии, не в кружках по склонностям, а в семейном кругу и в домах близких товарищей.
21. А семья Булгаковых – это, в первую очередь, многолюдство, общее впечатление веселья, радостной доброжелательности.
22. Одна из современниц, бывавшая в доме Булгакова по воскресным дням, рассказывает.
23.Миша любил играть с нами. Шутил. Разыгрывал. Любил всякую чертовщину, спиритические сеансы, рассказывал обо всяких чудесах. Садился на велосипед и выделывал невозможные зигзаги.
24. «Проехавшись на одном заднем колесе, человек перевернулся вверх ногами, ухитрился на ходу откинуть переднее колесо и пустить его за кулисы, а затем продолжал путь на одном колесе, вертя педали руками…»
25. Этот отрывок из романа Булгакова – воспоминание о том, к чему в юности стремился сам автор.
26. Заканчивал гимназию Булгаков совсем в другой семейной ситуации, чем начинал.
27. В 1906 году серьезно заболел отец, а весной 1906 его не стало.
28. Так Михаил, которому не было еще 16-ти, стал старшим в семье, оставшейся без отца.
29. Трудно судить, по своей ли воле или повинуясь воле матери, выбрал он летом 1909 года профессию врача.
30. Не осталось ни дневника, ни писем 18-летнего Михаила Булгакова. У нас нет достоверных свидетельств о круге его мыслей, чаяний, о его жизненных планах.
31. Но многие его произведения – это и есть его жизнь, а поэтому воспоминания Алексея Турбина в «Белой гвардии» - это и воспоминания Михаила Булгакова.
32. «Итак, с гимназией покончено. О, восемь лет учения! Сколько в них было грустного и отчаянного для мальчишеской души, но столько же было и радостного.»
∕Начинается музыка, романс из к/ф «Дни Турбиных»∕
А сейчас весна! Весна и грохот в залах, и гимназистки в зеленых передниках, а на бульварах – цветущие каштаны и акации.
Май, впереди университет. А значит, жизнь свободная, закат на Днепре, воля, сила, слава».
∕Поют первый и второй куплеты романса несколько девочек, одна сидит за фортепиано, двое других подходят к ней.∕
33. В жизни юноши Булгакова наступило время надежд – надежд на обретение уверенности, силы, славы.
Какой именно славы?
Тогда, видимо, славы врача. Эта профессия казалась ему блестящей.
34. И врачом он стал. А стал он им в ту пору, когда в Росси шла первая мировая война.
35. Булгакову пришлось начать свою карьеру с фронтовых частей.
36. Затем работал земским врачом в Смоленской губернии, в Вязьме, где и застала его революция.
37.Весной 18-го года в труднейшие годы гражданской войны Булгаков вернулся в Киев, к семье, но война разметала всю его семью по свету, и оставила неисцелимые раны в душе Михаила Афанасьевича.
38.Как по улицам Киева – Вия
Ищет мужа, не знаю чья, жинка,
И на щеки ее восковые
Ни одна не упала слезинка.
Не гадают цыганочки кралям,
Не играют в Купеческом скрипки,
На Крещатике лошади пали,
Пахнут смертью господские Липки.
∕О.Мандельштам∕
39. Гражданская война забросила военного врача Михаила Булгакова во Владикавказ, затем в Батум.
40. Здесь он начал писать, оставив врачебную профессию. Сам Булгаков датировал это начало точно – 15-ое февраля 1920 года.
41. Этот период был одной из болевых точек в биографии Михаила Булгакова.
42. Постоянной службы не было. Жить негде. Очень много теплоходов шло в Константинополь. Мысли в этот момент жизни приходили разные, в том числе и такие:
43. Вперед, к морю! Через море и сушу во Францию, в Париж.
- Знаешь, может мне удастся уехать, -
- говорил Булгаков жене.
44. Так Булгаков чуть не пошел дорогой героев своей пьесы «Бег».
45. Случайная встреча с Осипом Мандельштамом изменила жизнь Михаила Афанасьевича.
46. Из воспоминаний Осипа Мандельштама.
47. Это было в 21-ом году, в Батуме. К нам несколько раз на улице подходил молодой человек и спрашивал меня, стоит ли писать роман, чтобы послать его в Москву на конкурс.
Я, к тому времени уже знавший литературную жизнь, говорил, что на конкурс посылать ничего не стоит, а надо ехать в Москву и связаться с редакциями. У этого незнакомого юноши, интересующегося конкурсом, был вид, внушающий доверие. У него, вероятно, накопился такой материал, что он уже не в состоянии не стал писателем.
48. В двадцатых числах ненастного московского сентября 1921 года Булгаков приехал в Москву.
∕звучит запись песни «Москва златоглавая»…∕и на ее фоне:
49. Именно здесь, в Москве, родился писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.
∕Музыка затихает∕
50. На первых порах ему удалось устроиться секретарем ЛИТО.
51. Здесь же пришлось заполнить первую анкету, как увидим, весьма обдуманно.
52, 52а. - Какие местности России хорошо знаете и были ли за границей?
- Москва, Киев. За границей не был.
- Участвовали ли в войнах 1914 – 17 годов?
- Нет.
- 17-го – 20-го годов?
- Нет.
- Специальность?
- Литератор.
- Социальное положение до 17-го года и основное занятие?
- Студент.
52б. Все, что было связано с семьей отца, с дипломом лекаря с отличием, с участием в качестве военврача в обеих войнах, давно уже не подлежало оглашению.
53. Кроме секретарства в ЛИТО, Булгаков начинает работать хроникером в газете «Гудок», где и печатает свои первые рассказы.
54. В 1925 году вышел его роман «Белая гвардия» и сборник рассказов «Дьяволиада».
55. А в 26-ом году на сцене МХАТа зрители впервые увидели «Дни Турбиных», вахтанговцы поставили пьесу Булгакова «Зойкина квартира», а московский камерный театр – пьесу «Багровый остров».
56. Вскоре Михаила Афанасьевича приняли на службу в Московский художественный театр в качестве режиссера- ассистента.

57. Столичный родственник Булгакова вспоминает.
58. Миша меня поражает своей энергией, работоспособностью, предприимчивостью и бодростью духа.
Можно с уверенностью сказать, что он поймает свою судьбу, она от него не уйдет.
59. Писательская судьба Булгакова была тяжела и полна ежедневной борьбы за существование.
Иногда его судьбу называют трагической.
60. в 1929 году булгаковские пьесы были исключены из репертуара всех театров.
61. К весне 30-го, лишенный по его словам, «огня и воды», Булгаков дошел до погибельного отчаяния.
61а. В конце 20-х у него был произведен обыск, изъяты все рукописи, дневники.
62. Вскоре ему все это вернули. Придя домой, писатель возвращенное бросил в печь.
63. 9-го февраля он записывает в дневнике.
64. Идет самый черный период в моей жизни. Мы с женой голодаем. Обегал всю Москву. Работы – нет. Валенки распались.
65. И Булгаков стал думать о том, чтобы застрелиться. Даже носил с собой револьвер.
66. И в марте 30-го года он делает смелый решительный шаг – пишет письмо Сталину.
∕Свет гаснет∕
Письмо.
67. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет: сочинить пьесу «коммунистическую», а кроме того, обратиться к правительству СССР письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях и уверения в том, что отныне я буду работать как преданный идее коммунизма писатель – попутчик. Этого совета я не послушался.
Я – горячий поклонник свободы.
Да, в моих произведениях – черные краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта. В погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег», в романе «Белая гвардия», я упорно изображал русскую интеллигенцию как лучший слой в нашей стране. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.
Погибли мои произведения. Я лично бросил в печку черновик романа о дьяволе. Прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический писатель, а литератор, и невозможность писать равносильна для меня погребению заживо. Я хочу иметь работу по специальности прошу командировать меня в театр в качестве штатного режиссера, если меня не назначат режиссером, я прошусь на должность статиста, а если и статистом нельзя – на должность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советскую власть поступить со мной, как она найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, известного на Родине и за границей, на лицо, в данный момент, - нищета, улица, гибель.
68. Это письмо – крик души. Булгаков не обдумывал осторожных фраз и обтекаемых формулировок, писал резко и прямо.
69. перечитывая письмо перед отправкой, Михаил Афанасьевич «споткнулся» о фразу.
70. Лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе. Но ведь это неправда. Одна тетрадь осталась. Если захотят проверить, то узнают, что я сжег не все. Надо сжечь. Но если сжечь все? Как я докажу, что роман был?!
71. Булгаков разодрал сверху вниз тетрадь с первой редакцией «Мастера» и две трети каждой страницы сжег, а корешок тетради, сохранивший начало строчек, спрятал как возможное доказательство.
И стал ждать ответа.
72. Ответ был получен 18-го апреля. Это был знаменитый телефонный звонок Сталина Булгакову.
73. – Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А может быть, правда, пустить вас за границу? Что, мы вам очень надоели?
- Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, не может.
- Вы правы. Я тоже так думаю. Вы хотите работать? В Художественном театре?
- Да, я хотел бы. Но я говорил об этом. Мне отказали.
- А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся.

74. Таков был этот решивший судьбу Булгакова разговор.
75. Он побудил писателя сделать окончательный выбор – работать на своей земле и для своей страны.
76. Что, однако, побудило высокого адресата спустя три недели откликнуться на письмо Булгакова?
Что произошло между 28-м марта и 18-м апреля?
77. 14 апреля 1930 года в своей комнате в Лубянском проезде пустил себе пулю в сердце Маяковский, а 17 апреля тысячи и тысячи москвичей прошли мимо гроба того, кого вскоре вождь назовет «лучшим, талантливейшим поэтом эпохи».
77а.А спустя всего сутки Булгакову позвонил человек с грузинским акцентом. Простейший политический расчет подсказывал ему, что нельзя доводить до крайности еще одного известного литератора. Итак уже покончили собой Сергей Есенин, Андрей Соболь, а тут Маяковский. Не хватало еще Булгакова.
78. Булгаков, недавно видевший перед собой нищету, улицу, гибель, и в самом деле был принят в призрачную, но давшую кусок хлеба службу в Художественном театре, и выбросил револьвер в пруд у Новодевичьего монастыря.
79. А спустя два года еще одна радость – вновь возвращена на сцену МХАТа пьеса «Дни Турбиных».
И опять благодаря Сталину.
80. Постепенно в сознании Булгакова и в его окружении создалась легенда об особом покровительстве со стороны Сталина, который был могучей силой, злой, но к писателю относился если с сочувствием, то хотя бы с любопытством.
81. Создатель Воланда много раздумывал о том, что сила, которая «вечно хочет зла», может совершать и «благо», роман «Мастер и Маргарита».
82. Этот роман – главное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова, дитя его фантазии, «последний, закатный роман», как называл Булгаков «Мастера и Маргариту».
∕Свет гаснет.∕
Сцена «Мастер и Маргарита»
83. М. Она несла в руках отвратительные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на ее черном весеннем пальто. Она несла желтые цветы.
Она увидела меня одного и поглядела не то, что тревожно, а даже как-будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах.
Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.
Марг. – Нравятся ли вам мои цветы?
М. – Нет.
И вдруг я понял, что всю жизнь любил именно эту женщину.
Марг. – Вы вообще не любите цветов?
М. – Нет, я люблю цветы, только не такие.
Марг. – А какие?
М. – Я розы люблю.
И тут я пожалел о том, что это сказал, потому, что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву.
Я все-таки поднял их.
∕Поднимает цветы, протягивает их Маргарите, она отталкивает их, берёт руку Мастера. Смотрят друг на друга.∕
84. Их было три в жизни Мастера, но только одна Маргарита.
85. Летом 1908 года Булгаков познакомился с саратовской гимназисткой Татьяной Лаппа, приехавшей погостить к тетке в Киев.
Их дружба - любовь развивалась не так быстро, как бы им хотелось: препятствия родни с обеих сторон, телеграмма Булгакова с угрозой самоубийства…
85а. Их венчание состоялось 25 апреля 1913 года. Однако, их жизнь, увы, не сложилась. Они разошлись в 24-ом.
86. Уходил, отколовшись, целый пласт ее и его жизни.
∕звучит 3 и 4 куплеты романса из к/ф «Дни Турбиных»∕
87. Любовь Евгеньевна Белозерская.
В жизнь Булгакова эта женщина вошла как праздник.
У нее были легкие волосы, легкая походка, смеющиеся глаза. Она увлекалась верховой ездой, водила автомобиль, очень любила животных. Годы брака с нею – это годы создания «Дней Турбиных», «Багрового острова», «Зойкиной квартиры». Ее рукой, под диктовку написаны страницы первой редакции романа «Мастер и Маргарита».
Именно ей посвятил свой роман «Белая гвардия» Булгаков, а на «Дьяволиаде» есть такой автограф «Моему другу, светлому парню, Любочке…»
88. Позднее она написала мемуары, посвященные ее жизни с Булгаковым. И когда она читала свою рукопись в кругу родных и друзей, один из них спросил:
89. – Ведь не всегда Михаил Афанасьевич был к тебе справедлив, а ты совершенно это обошла в своих воспоминаниях.
90. На что Любовь Евгеньевна ответила:
91. – Он так много страдал, что я хочу, чтобы мои воспоминания были ему светлым венком.
∕Звучит «Лунная Соната»∕
92. В феврале 1929 года встретились двое. Он был женат. Она была замужем и у нее было двое детей.
Между ними возник роман, вначале тайный, как водится, затем все по извечной схеме выплыло наружу: и слезы, и револьвер ревнивого мужа, но все кончилось благополучно.
93. Так Михаил Булгаков познакомился с женой видного советского военоначальника Еленой Сергеевной Шиловской.
93а. Ей было 36. И она была хороша собой. И очарование ее заключалось не только в чертах лица, красивого, с чуть косящим разрезом глаз, и даже не в изяществе стройной фигуры, а в чем-то другом – в ее манере двигаться и говорить, в ее поступках, в ее движении души.
93б. В мае, под впечатлением этой встречи, Булгаков начал писать свой великолепный роман, о верной и вечной любви.
94. За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и только за мной, я покажу тебе такую любовь
95. В посвящении к «Мастеру…» автор написал:
95а. «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей, Елене Сергеевне»
96. Всему миру Елена Сергеевна Булгакова известна как Маргарита.
96б. – так говорил Мастер в романе.
97. Увы, судьба им отпустила так мало времени для счастья, всего 8 лет.
98. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался на руках своей жены. Умирая, он шептал ей последние слова любви:
99. «Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни…»
∕гаснет свет∕
∕звучит скрипка∕
Маргарита – Елена Сергеевна со свечой подходит к портрету Булгакова и говорит:
100. «Когда мне говорят, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вас отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины какой я тогда была, не было…»
∕музыка стихает∕
101. В первую годовщину свадьбы с Булгаковым Елена Сергеевна начала вести дневник. Ее записи стали ценнейшим литературным и историческим документом. Кроме этого она сумела сохранить самое главное – рукописи мужа.
102. В. – Дайте-ка посмотреть, - Воланд протянул руку ладонью кверху.
102а. М. – Я, к сожалению, не могу этого сделать, - ответил Мастер, - потому что я сжег его в печке.
В. – Простите, не поверю, - ответил Воланд, - этого не может быть. Рукописи не горят.
103.Пророческими оказались слова Воланда. Да. Рукописи не горят.
104. И какое счастье, что до нас дошли книги Булгакова, что мы имеем возможность их читать.