Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы исламской культуры». на тему «Любовь и уважение к Отечеству».


Пояснительная записка
Курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы исламской культуры».
Методическая разработка урока с презентацией.
Подготовлена учителем истории МКОУ«Капкайкентская СОШ им. Б.А.Магомедова» Касумовой Г.А.
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству».
Рабочая программа «Основы исламской культуры» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа) для обучающихся 4-го класса.
Цель данной программы: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных исламских традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Формы и виды учебной работы на занятиях по «Основам исламской культуры»
К наиболее предпочтительным формам на занятиях относятся:
– взаимные вопросы и задания групп;
– взаимообъяснение;
– беседа;
– интервью;
– драматизация (театрализация).
Виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
– составление словаря терминов и понятий;
– составление галереи образов;
– театрализация;
– использование информационно-коммуникационных технологий.
Домашние задания в процессе изучения курса «Основы исламской культуры»
должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер.
формы работы:
– коллективная. К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
– групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся) формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.
– индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Внеурочная работа в рамках изучения «Основ исламской культуры»
Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы, для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.
Формы, методы, технологии обучения Формы организации образовательного процесса:
– групповая работа над проектом;
– практика деловых игр; -анализ критических ситуаций;
– тренинги практических навыков. Методы:
– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);– организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством);– стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций.Технологии обучения:
– личностно ориентированное обучение;
– игровые;
– информационные;
– развитие общеучебных умений и навыков;
– дифференцированное обучение;
– проектная деятельность;
– продуктивное чтение.
Планируемые результаты освоения программы
В результате прохождения программного материалы обучающийся получит представление:
– о культуре исламской религии;
– основателе исламской религии;
– священных книгах исламской религии;
– понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»;
– об искусстве в исламской культуре;
– нравственных ценностях ислама
Узнает:
– имена основателей исламской религии;
– названия основных праздников исламской религии;
– особенности священных зданий исламской религии;
– особенности исламского искусства.
Научится:
– воспроизводить историю происхождения исламской религии;
-работать с различными источниками информации;
– осуществлять творческую деятельность;
– овладеет культурой поведения в священных сооружениях исламской религии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
личностные:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
– классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
– демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
– вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;3.Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
– электронное пособие к курсу;
– дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Урок 30.
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
Цели урока:
1. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Отечеству; к людям всех национальностей и религиозных культур.
2. Углубить и расширить понятие слова «Отечество».
3. Повысить интерес к истории и культуре своей страны.
Основные понятия: Отечество, Родина, Россия, патриот, государственная символы, православие, ислам, буддизм, иудаизм
Основные задачи:
Продолжить формирование у учащихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.
Воспитание любви и уважения к своей Родине, вере, святыням.
Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков.
Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.
Используемые методы и формы организации познавательной деятельности:
рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, экскурсия с использованием ИКТ (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, модельный)
Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи
Средства наглядности: фотографии представителей разных национальностей, символика Российской Федерации (флаг, герб), М/медийный проектор, тест, рисунки учащихся на тему: «Отечество, Родина», Презентация.

Ход урока
I.Мотивация.Выставка рисунков учащихся.
Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
II. Актуализация.
Тема: Праздники мусульман.
Фронтальный опрос домашнего задания.
1.Какие праздники являются любимыми у мусульман.
2.Как проходят праздники.
3.Почему Курбан-байрам по-русски называют праздником жертвоприношения?
4. С какими религиозными обязанностями мусульман связаны праздники Курбан-байрам и Ураза байрам?
5С чего начинается утро праздничного дня у верующих?
6.Что дают праздники для общения с людьми?
7. Какие еще праздники мы отмечаем?
III. Подготовка к восприятию новой темы.
Игра: Закончите предложение.
1.Мы живем в замечательной стране имя которой-
2.Это родина наших отцов и дедов мы уважительно называем ее-
3.Богатство нашей многонациональной страны это –
4.Ислам это мировая –
5. Ислам в переводе с арабского означает-
6.Людей, принявших ислам, называют -
7.Бога в исламе называют –
8.Священная книга мусульман называется-
9.Год переселения мусульман из города Мекки в
10. Коран состоит из –
11.Сура это –
12. сура состоит из –
13.Священные предания , высказывание пророка Мухаммада называется –
14.Слова пророка и высказывание его сподвижников записанные
в Сунне называется -
Ответы:
1. Россия.
2. Отечество.
3.Культурные традиции.
4.Религия.
5. «Мир и покорность Богу».
6.Мусульмане.
7.Аллах.
8. Коран.
9.Хиджра.
10.Сура.
11.Глава.
12. Аяты.
13.Сунна.
14. Хадисы.
IV. Постановка проблемы
Запись темы урока в тетрадь: «Любовь и уважение к Отечеству».
(Слайд №1-2).
1). Для создания эмоционального фона восприятия темы можно предложить учащимся прослушать на уроке песню «С чего начинается Родина»  (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).2) Словарная работа
Отечество – Отчизна – отец – отчий дом
Отечество- страна, где жили отцы и деды, предки
Родина – род – родитель
Родина- страна, в которой родился.
Отечество- страна, где жили отцы и деды, предки.
Патриотизм (от греч. paths - родина) - любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.
Патриот- человек который любит свою страну.
V.Актуализация знаний учащихся –
Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется … (РОССИЯ).
Посмотрите на карту, как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.
Сколько народов живет в нашей стране?
Какие религии существуют в нашей стране?
(Слайд №3).
VII-X в. На пространстве от Волги до Днепра существовала государство Хазария каторая исповедовала – иудаизм. В VIII в. в городе Дербенте построена первая мечеть, с которой началась история ислама в нашей стране. (Слайд №4).
988 году князь Владимир крестил Русь – на нашу землю пришло православие. (Слайд №5).
В XVIIв. В состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. (Слайд №6).
Ислам, православие и буддизм - мы все разные, но всех нас объединяет одна страна – Россия. (Слайд №7). А как ещё мы называем свою Родину? (Россия, Российская Федерация, Отечество)
-А почему мы Родину называем Отечество?
Отечество- страна, где жили отцы и деды, предки.
Каждая из этих религий имеет свои священные книги. (Слайд №8). Прочтите слова великого писателя Василия Шукшина он сказал:
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь ЧЕЛОВЕКОМ». (Слайд №9).
Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона (Слайд №10).
Наша страна самая большая и многонациональная.
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА» (Слайд №11).
Чем мы отличаемся? (Лицо, цвет волос, рост, размер, язык, вера)
Чем похожи? (Живем в одной стране, говорим на русском языке, ходим в школу. Моральные принципы) Нас всех объединяет любовь- к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России. (Слайд №12-13 ).
Что такое Родина?
Все, что людям свято,
И могила павшегоЗа Родину солдата.
Пусть восходит солнце
Над Отчизной нашей,
Нет любимей Родины,
И милей, и краше.
Л. Летавина (Слайд №14).

Родина начинается с символов страны. Что такое символы?
Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран” (Слайд №15).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ (Слайд №16)– официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг России имеет три одинаковые горизонтальные полосы: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.Белый цвет означает благородство, синий – верность, честность, красный – отвагу.Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств РФ за рубежом, судах плавающих в открытом море, а также во время спортивных состязаний в честь российского победителя.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ (Слайд №17)– – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Часто является составной частью государственного флага. Герб Российской Федерации представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Над ним три короны: две малые и одна большая. В лапах орла – скипетр и держава. А на груди орла на красном щите – серебряный всадник Георгий Победоносец в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем дракона.Свой герб есть и у каждого города России. Он является его отличительным знаком.
Гимн также является символом государства.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН (Слайд №18)– главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.Он исполняется в особых случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов-победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.
Звучит гимн РФ. Сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова.
- Садитесь, ребята. Вы, ребята, должны знать и дорожить символами своей страны. Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.
Назовите столицу нашей большой Родины…Москва (Слайд №19).
Назовите столицу нашей малой Родины…Махачкала (Слайд №20), а названа она так в честь революционера Махача Дахадаева.
Работа с учебником стр.95. Определение понятия «Любовь», «Отечество».
-Ребята, а вы любите своё Отечество? Что для вас значит любить? (ответы детей)
Дети зачитывают вслух
- От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем ПАТРИОТИЗМ. (Слайд №21)
(Работа со словарем понятие патриотизм записывается в тетрадь)
А всех людей, кто безгранично любит свою Родину мы называем? (дети отвечают) ПАТРИОТАМИ.
-Ребята, а каких людей мы можем назвать патриотами? (ответы детей)
- учёных, кто прославляет нашу страну своими открытиями, писателей и поэтов, чьи произведения переводятся на все языки мира, художников, картинами которых любуются люди всего мира, выдающихся спортсменов, ветеранов Великой Отечественной войны, ударников труда и просто хороших люди.
- Ребята, а вы себя считаете патриотами? Что же значит любить свою Родину, любить своё Отечество? Что же мы с вами должны делать, чтобы показать свою любовь к ближнему, семье, народу, России? Запишите эти глаголы ( дети записывают: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться и т. д.)
- Так кто же делает нашу Родину такой сильной, прекрасной?
- Мы это делаем? (своими делами)
- А какими делами? (Примерные ответы детей: развешиваем зимой кормушки и подкармливаем птиц, весной убираем территорию около школы и дома, помогаем пожилым людям: приносим им воды, убираем территорию, ходим за продуктами, помогаем маме помыть посуду и т. д.)
Какие пословицы вы знаете о Родине. (Слайд №22) ответы детей…
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Где выросла сосна, там она и красна.
Дома и стены помогают.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Человек без родины - соловей без песни.
VI.Подведение итогов урока (рефлексия)
1. Как называется наша Родина?
2. Назовите столицу России.
3. Какие символы есть у нашего государства?
4. Хотелось бы тебе родиться в другой стране?
5. Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?
6. Трудно ли человеку жить без Родины?
7.Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины?

VII. Домашнее задание: (Слайд №23) Урок №30, стр.78-79 прочитать и пересказать,разобрать основные понятия:«Отечество, Родина, патриотизм, традиции» и смысл выражения«В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа». При затруднении обратитесь к родителям.