Технологическая карта урока по литературному чтению на тему К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Работа над содержанием. 4 класс УМК Школа России




Тема: «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель: Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Задачи:
развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке, умение работать в группах.
Учить выразительности чтения, развивать творческие способности.
Воспитывать эмоционально-чувственное отношение к природе.
Оборудование:
Выставка произведений К.Г.Паустовского.
Портрет К.Г.Паустовского.
Портрет Грига, музыка Э.Грига.
Компьютеры индивидуальные, презентация.
Планируемые результаты:
Личностные: осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Предметные: познакомятся с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», научатся выделять события составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Метапредметные: познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уроке принятие практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование, умение использовать главу текста, структурировать знания по теме урока.


Этап занятия (урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Эмоциональный настрой.
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
- Приготовились все к уроку литературного чтения, настроились на урок.

Приветствовать учителя и гостей.



II.Актуализация знаний





. -Послушайте загадки и отгадайте их
Она  удобна  и  легка, Её  название  недлинно, В  хозяйстве  служит  нам  века, Есть  в  слове  этом  имя  ЗИНА. С  ней  можно  по  грибы  ходить, А  можно  ягоды  собрать, Её  нетяжело  носить, И  очень  запросто  сломать! Из  прутьев,  лыка  их  плетут, Скажите,  как  её  зовут? (Корзина)
На сосне она висит, Очень далеко глядит! Ну а если упадёт, То получит кто-то в лоб. (Шишка)
Захожу я в зимний лес Встретил Чудо из чудес. Зелёное, могучее, Но чересчур колючее (Ель.) (Слайд 1)
 -Ребята, почему я загадала вам эти загадки?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками») (Слайд 2)
- А как вы думаете, что мы сегодня будем делать с этим произведением?
- Ведь мы же познакомились с ним на прошлом уроке?
- Будем продолжать работу с ним?
- Какую цель мы перед собой поставим? (раскрыть идею и смысл рассказа) (Слайд 3)

Отгадывают загадки.
Называют тему урока.



Выводят цель урока.

III.Работа над содержанием.
Создание проблемной ситуации












Выступления групп.

















































































































Физкультминутка

IV.Работа над содержанием (продолжение)
Работа в группах.


































Слушание музыки.








Продолжение работы по теме.












4. Вывод



V Итог урока











VI Рефлексия






VII Домашнее задание. Выставление оценок.

- Ребята, это произведение очень глубокое. В нем скрыто много тайн.
- Вы хотите их узнать?
- Тогда давайте начнем.
Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)
У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.
Я надеюсь, что в конце урока вы откроете эту самую главную тайну.


- Домашнее задание вы выполняли в группах.
- У каждой группы было свое интересное задание.
- Но я для вас тоже приготовила задания . Из каждой группы пусть выйдет по одному человеку. У вас индивидуальное задание на компьютере. А все остальные продолжают работу в группах. (Слайд 4)




1 группа – подготовила кроссворд по биографии К.Г.Паустовского.
1.м
о
с
к
в
а



2.к
о
н
с
т
а
н
т
и
н



3. г
и
м
н
а
з
и
я



4. р
е
п
е
т
и
т
о
р
с
т
в
о



5. в
о
й
н
а


6. п
о
е
з
д



7. у
н
и
в
е
р
с
и
т
е
т



8. т
р
о
е


9. э
п
о
п
е
я


10. т
а
р
у
с
ы


Вопросы:
Город, в котором родился Паустовский?
Как звали писателя?
Где он учился?
Чем зарабатывал на жизнь Паустовский, когда отец ушел из семьи?
Что заставило его прервать учебу?
Во время войны Константин Георгиевич работал на санитарном
Где учился Паустовский по окончании гимназии?
Сколько детей , кроме писателя, было в семье?
Над чем работал Паустовский в последние годы жизни?
Где похоронен писатель?
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
- Какое слово получилось по вертикали?
- Как вы думаете, почему получилось слово композитор?
- Мы с вами раскрыли первую тайну.
- Кто такой композитор?
2 группа- выступление об Э.Григе
(Слайд 5)
Прежде, чем начать рассказ о композиторе, необходимо рассказать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.
(Слайд 6)
- Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, морских заливов. Берген – один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор.
(Слайд 7)
Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ- композитор, дирижер, пианист.
(Слайд 8) Мать Эдварда была профессиональной пианисткой. Увидев талант в своём ребёнке, сама стала обучать его музыке.
(Слайд 9) Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле Бум. Который, услышав игру Эдварда, сразу распознал его величайшую музыкальную одарённость. По совету Уля Бума, в 15 лет, Григ поступил в консерваторию. После окончания консерватории Эдвард возвратился на родину.
(Слайд 10) Всё творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
(Слайд 11) Григ страстно любил родную природу, совершал длительные поездки в горы. Под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения.
(Слайд 12) Эдвард Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками Григу.
(Слайд 13) Умер Эдвард Григ в сентябре 1907 года от воспаления лёгких.
(Слайд 14) Великий композитор прожил всего 64 года и был похоронен, как сказочный герой в скале, рядом с домом, вместе с женой.
- Как вы думаете, что объединяет творчество Э.Грига и Паустовского?
- Мы открыли с вами вторую тайну.
- Давайте вспомним с чего началась данная история. (Автор начинает с описания леса)
- Каким был лес?
- Вы нарисовали рисунки, каждый представил лес по-своему.
- Как вы думаете, какую тайну хранил в себе лес?
- Кого в лесу встретил Эдвард Григ?
- Давайте вспомним, как это было и предоставим слово учащимся 3 группы, которые подготовили инсценировку.
3 группа – инсценирование отрывка.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
- Как тебя зовут, девочка?
- Дагни Педерсен.
- Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
- У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами.
- Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь.но только не сейчас, а лет через 10.
- Ой, как долго !
- Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.
- А что это такое?
- Узнаешь потом.
- Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
- Да нет, это не так. Сделаю ее , может быть за несколько дней. О такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
- Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите.
( Григ размышляет вслух: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»)
-Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя и мы поговорим о чем-нибудь другом.
(Григ берет у девочки корзину и они уходят)

- Вывод: -Что в разговоре самое главное? (Григ решил: «Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать :Дагни Педерсон- дочери лесника Хегерупа Педерсона, когда ей исполнится восемнадцать лет»)
- Еще одна тайна раскрыта.
- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок (Девочка живет в лесу – она для Грига – воплощение природы; Дагни – девочка из народа, а Григ черпал из народа; девочка – олицитворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

Проводит физкультминутку


1 группа получает карточку с заданием:
Составить рассказ «Что произошло с Дагни?» (С.53)
Прошло 10 лет
Какая стала Дагни?
Куда ее отправил отец?
Куда любила ходить Дагни?
Какие эмоции вызвало у нее посещение театра ?
2 группа получает карточку с заданием.
Рассказать, как Дагни слушала музыку.
1. Составьте, используя слова-опоры рассказ ,как Дагни слушала музыку. Соотнесите слова из первого столбика, со словами из второго столбика.
Дагни впервые слушала симфоническую музыку.
Она произвела на неё странное действие.
Все переливы и громы оркестра вызвали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё
шумела буря. Потом она наконец услышала
как поёт ранним утром пастуший рожок и
в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув откликается струнный оркестр.
3 группа.
Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор.
( Выборочное чтение).
- Почему Григ все убрал из дома? (мешало, глушило звуки, жил музыкой, творчеством)
- Что являлось предметом роскоши в доме?
(Работа с толковым словарем)
Рояль – музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.
- Действительно, музыка, созданная Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
- Давайте немного отдохнем и послушаем отрывок пьесы «Пер Гюнт» Э.Грига «Утро».
(Слайд 15)
- Понравилась ли она вам?
-Что вы смогли увидеть?
- Какие чувства она в вас пробудила?
- Какое чудо случилось однажды с Дагни на концерте?
Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)
- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?
-Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все, разрастаясь, загремели аплодисменты?»
(Классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (- Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек).
- Вот еще одна тайна, которую мы смогли открыть.

- Так зачем же должен жить человек? (высказывания детей)
(надо жить, принося радость другим людям, чтобы оставить после себя на земле память)

- Да, действительно, счастлив тот человек, который отдает все на благо другим.
- Ребята, давайте вернемся к нашему волшебному предмету и откроем шкатулку.
- А теперь давайте откроем самую главную тайну :
- Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? В шкатулке – ЗЕРКАЛО. Каждый видит себя в отражении в зеркале. Значит самый важный и нужный человек сегодня на уроке – это ВЫ. Почему? (высказывания детей)
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо» В.А.Сухомлинский.
- Что вы возьмете для себя после этого урока?

-В произведении Дагни собирала шишки, у вас тоже они есть.
-Давайте сделаем ей подарок.
_ Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, возьмите коричневую шишку.
- Если не все получилось, есть какие-то проблемы, возьмите зеленую шишку.

В учебнике рассказ напечатан не до конца. Я вам распечатала концовку. Дома прочитаете и выполните задание по выбору.
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
- Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
Подготовить мини-сочинение «Чем должен жить человек?
Нарисовать, как вы представляете себе Дагни.
Подобрать пословицы к этому рассказу.
4. Подготовить тест.


Отвечают на вопросы учителя, предполагают.















Дети выступают в группах, индивидуально работают на компьютерах, выполняют тест
Викторина по рассказу К.Г.Паустовского 2Корзина с еловыми шишками»
Эдвард Григ по профессии был
А) писатель
Б) композитор
В) поэт
2. В лесах около какого города любил проводить осень Эдвард Григ
А) Осло
Б) Берген
В) Берлин
3. В какой стране находится город Берген?
А) Россия
Б) Великобритания
В) Норвегия
4. Кого однажды встретил Григ в лесу?
А) маленькую девочку
Б) маленького мальчика
В) маленькую белочку
5. Что собирала девочка в лесу?
А)сосновые шишки
Б) еловые иголки
В) еловые шишки
6. Как звали девочку, которую встретил композитор?
А) Магни Педерсен
Б) Дагни Медерсон
В) Дагни Педерсон
7. Дочерью кого была Дагни Педерсон?
А) лесника
Б) пастуха
В) фермера
8. Как звали отца девочки?
А) Хагеруп
Б) Хагерап
В) Хагнеруп
9. Что хотел подарить композитор девочке, когда ей исполнится 18 лет?
А) Музыку
Б) куклу
В) телефон

А) больше месяца
Б) больше года
В) больше 10 лет



Дети выступают в группах (1 группа презентует кроссворд по биографии писателя, 2 группа знакомит с Эдвардом Григом, 3 группа инсценирует отрывок из рассказа)
















































Делают вывод, разгадывают тайны произведения.








Активизируют мыслительную деятельность.


Выполняют задания по карточкам, работают в группах.













Выразительно читают, работают со словарем.






















Слушают музыку, отвечают на вопросы, высказывая свое мнение.







Открывают самую главную тайну рассказа «Для чего должен жить человек»

















Делают вывод, отвечают на главный вопрос урока.











Оценивают свою работу на уроке, складывают шишки в корзину.





Получают карточку с заданием.











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С.Пушкина»


Конспект открытого урока по литературному чтению, проведенного
в 4 «В» классе по теме

«К.Г.Паустовский.Корзина с еловыми шишками».


Выполнила учитель начальных классов
Олейник М.А.


Курск 2017 г.