Сценарий урока русского языка Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка».


Конспект урока по русскому языку
Тема: Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка».
Цель: развитие умения письменной речи – письменный пересказ восстановленного и зрительно воспринятого текста-повествования «Мушка» по В.Чаплиной, включающего слова с изученными орфограммами.
Задачи:
формировать умения устанавливать и соблюдать последовательность изложения, группировать предложения в тексте по подтемам;
развивать представления о связи между предложениями в тексте;
совершенствовать умения составлять план текста; умение подробно излагать текст на бумаге с учетом типа, жанра, стиля текста
пробуждение познавательного интереса к родному языку, желание совершенствовать свою речь;
расширение кругозора, формирование читательских интересов;
воспитание любви к животным.

Ход урока
Текст изложения
Однажды Люда принесла домой маленькую черную собачку. Назвали ее Мушкой. Она была забавная, но очень пугливая. Девочка ухаживала за Мушкой, гуляла с ней во дворе.
Все смеялись над Людой и говорили, что от такой собаки защиты не жди.
Один раз Люда играла с детьми во дворе. Вдруг из-за дома выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала.
Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. Словно маленький черный шарик кинулась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку.
После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой.
( По В. Чаплиной)
«Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
Гоголь Н.В.
I. Оргмомент. Настрой на работу
Учитель. Урок развития речи начнем с эпиграфа. Прочитайте цитату и подумайте, какими мыслями хотел поделиться с нами великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь? (Слайд 2).
Какие из перечисленных определений нашего языка вам кажутся наиболее точными? Докажите свою точку зрения.
Учитель. Эпиграф призван отразить идею, т.е. цель предстоящей работы на уроке. Кто из вас может сформулировать цель урока развития речи?
Учитель. Действительно, наша задача – учиться замечать красоту, выразительность родного языка, стремиться к тому, чтобы и в наших устах он становился послушным и гибким. Оттачивать эти умения сегодня мы будем в работе с текстом. Вам предстоит написать изложение. Что значит - написать изложение?
Ученик. Это значит - письменно пересказать текст, который услышим и прочитаем.
Учитель. Начинаем работу над новым с….(повторения)
II. Актуализация
Учитель. Что такое - текст?
Ученик. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Учитель. Что такое - тема текста?
Ученик. Тема - это то, о чем говорится в тексте.
Учитель. Что такое - идея (главная, основная мысль ) текста?
Ученик. Это то, что хотел сказать нам автор, чему учит текст.
Учитель. Что такое – «ключевые» слова?
Ученик. Это - самые важные слова, основные для понимания содержания текста.
1 Сведения об авторе текста, знакомство с выставкой книг автора
Учитель. Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Веры Чаплиной, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека и, возможно, сумеете догадаться, предположить, о чем или о ком будет текст изложения, подаренный нам этой удивительной писательницей. (Слайд 3)
Вера Васильевна Чаплина (Михайлова; Чаплина – псевдоним) родилась 24 апреля 1908 года в Москве в дворянской семье. (Вывесить портрет писательницы). После революции 1917года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.
«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. – Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало».
Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.
В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детёнышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Позднее в 1933 году Вера Васильевна создает в зоопарке площадку, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.
Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году (ей уже было 38 лет) перешла на постоянную литературную работу.
Учитель. Что из услышанного удивило вас? (Ответы детей).
Вера Васильевна – писатель-анималист. Как вы это понимаете? (Слайд 4)
Перед вами выставка книг Веры Чаплиной. Я предлагаю прочитать те книги, которые вызовут особый интерес. (Слайды 5,6; «Малыши с зеленой площадки» - сборник рассказов (1935)2. Антиципация
Знакомство с текстом, выявление темы
Учитель. Кто из вас готов высказать свои предположения, о чем или о ком будет текст изложения? (Высказывания детей)
Название темы (Слайд 6)
- Каковы теперь ваши предположения о теме текста?
- Проверим ваши предположения после того как вы прочитаете текст.
Возьмите из конвертов текст.
Учитель. Какая стоит задача перед нами?
Ученик. Составить из предложений текст.
Учитель. Что для этого нужно сделать?
Ученик. Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.
         Ученики в паре читают самостоятельно предложения и составляют текст на столах.
- Какие чувства пробудил текст Веры Чаплиной?
- Так какова же тема текста?
- Кто главные герои этого произведения?
- Как отнеслись к появлению Мушки в семье девочки?
- Что же произошло однажды?
- Почему же она встала на защиту Люды?
В чем же главная мысль рассказа? Отношения людей и собаки
-Как можно озаглавить ваш текст?
Каков тип текста? (повествование).
Что характеризует текст-повествование? (слова-действия)
III. Построение проекта действий
Коллективная работа, выявление структуры текста, языковой разбор, составление плана
Учитель. -Какое задание нужно выполнить в тетради?
Ученик. Определить количество частей в тексте и записать в тетрадь.
Сколько частей? Докажите.
Восстановим последовательность частей.
- Проследим за развитием событий
-Какая часть должна быть первой?
- Чем еще интересно первое предложение? Прокомментируйте свой ответ. (Начинается предложение со слова «однажды», которое характерно для текстов-повествований. Оно показывает начало развития действия в повествовании).-О чем узнаем из первой части?
─ Как понимаете слово «забавная»? ( Смешная)
-Какая часть должна следовать за ней? Почему вы так думаете?
-Какие слова помогают связать эти части? (Как-то раз)
─ Какая разница между словами «собака» и «собачка»?
─ С какой целью автор использует эти слова? ( Ответы детей )- В каком случае о мушке сказано «собака»? Почему? (передает презрительное отношение людей)
- Прочитайте 3 часть текста. Какую информацию она дает нам?
-Как автор описывает героев рассказа. ( Огромная, большая, страшная собака. Маленькая черная Мушка (маленький черный шарик).) ─ Огромная – маленькая. Как называются такие слова? ( противоположные по смыслу-антонимы )
─ Какие глаголы использовал автор, чтобы показать действия героев?
( Выскочила, бросилась, кинулась.)
─ Как вы думаете, было ли Мушке страшно?
-Почему же она все-таки защитила девочку?
- Можно ли не писать последнюю часть текста? Докажите.
Составление плана.
Маленькая собачка
Страшная собака
Храбрая Мушка
Мушка - не трусишка
IV. Самостоятельная работа учащихся, выбор опорных слов
- Сколько частей в тексте?
- Как показать это на бумаге при изложении текста? (С помощью «красной» строки).
Обучающиеся перечитывают текст, самостоятельно выбирают «ключевые» слова, выписывают их. Во время фронтальной проверки называемые детьми опорные слова записываются на доске напротив соответствующей части. Выясняется, почему выбранными оказались в основном глаголы. Это наблюдение связывается с характерными признаками текста-повествования.
V. Орфографическая и пунктуационная подготовка к изложению
─ Давайте обратим внимание на написание трудных слов.
Запись на доске: ВЫСКОЧИЛА, ПРИНЕСЛА, ИЗ – ЗА, ИСПУГАЛИСЬ, РАСТЕРЯЛАСЬ, ЗАГОРОДИТЬ.
В качестве пунктуационной подготовки рассматривается предложение из третьей части с однородными определениями и сложными предложениями. Дети находят главные члены предложения, обосновывают использование запятой в данных предложениях.
2. Пересказ текста с использованием составленной таблицы-опоры:
Работа над пересказом в парах.
VI. Написание изложения
1. Самостоятельная запись текста
2. Самопроверка
VII. Итог урока.
- Что сегодня на уроке было для тебя главным, важным?
- Чему учились на уроке? (составлять текст из предложений и строить повествование)
- Кому было трудно на уроке составить изложение?
-Что было самым трудным?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
- Чему он нас учит? -Чему учит нас В.В Чаплина?
- От доброты и ответственности человека часто зависят судьбы животных. Но звери не остаются в долгу – забота о них помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее.

По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радости в жизни у него больше.
Вера Васильевна Чаплина