Урок русского языка по теме Общее понятие о предлоге. 2-й класс.


Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс.
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
1.Образовательные: формировать знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2.Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
3.Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
I. Организация урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
-Откроем тетради. Запишем число.
Сегодня 24 января. Пишем: Двадцать четвертое января. Обратите внимание на орфограммы в словах.
Классная работа. В слове КЛАССНАЯ пишется удвоенная СС. В слове работа безударная гласная А. Пишем красиво и аккуратно.
2. Минутка чистописания.
- А сейчас минутка чистописания. Нам необходимо прописать строчку со следующими соединениями ( мт) .Обратим внимание на наклон букв и верхнее соединение.
Дети прописывают строчку.
Весь урок следим за написанием букв, чтобы они были красивыми и правильными.
(Это предлоги).
3.Сообщение темы урока.
Предлоги…………………….
- Давайте прочитаем все записанные слова (Дети читают хором записанные слова)
- Ребята, определите, к какой части речи относятся данные слова?( Предлоги)
Сегодня мы с вами познакомимся со служебной частью речи ПРЕДЛОГОМ и наша цель выяснить для чего же нужны предлоги, какую роль выполняют предлоги в речи и как пишутся предлоги с частями речи.
- А что такое предлог мы узнаем прочитав правило на странице 191
На доске появляется плакат ТЕМА: ПРЕДЛОГИ.
4.Подготовка к восприятию нового.
Давайте прочитаем вместе предложение,
записанное после правила
Ворона сидела на дереве.
-Давайте определим части речи. Как определить части речи (Задать вопрос).
- О чем говорится в предложении ( О вороне)
Задайте вопрос КТО? (ворона - существительное)
Что делала ворона? (Сидела - глагол)
Ворона сидела ГДЕ? (на дереве - существительное)
К какому слову мы не поставили вопрос? Назовите это слово. (НА)
К какой части речи относится слово? (ПРЕДЛОГ)
Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Вывод: Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
ФизминуткаРаз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
5.Закрепление.
Задание на доске(корзинка)
Вывод: Для чего служат предлоги в предложении? (Предлоги служат для связи слов в предложении).
Повторим хором Предлоги служат для связи слов в предложении
Вывод: Предлог это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
В) Ребята, на доске записаны слова,
ПОДНЯЛСЯ, ПО ТРАВЕ, НАСЫПАЛ, НА ДИВАНЕ, СЪЕХАЛ, НА КРАСИВОМ , В БОЛЬШОМ.( на доске слова)
Запишите слова в три столбика самостоятельно: ( дети у доски).
в 1 столбик – имена существительные,
во 2 столбик – имена прилагательные,
в 3 столбик – глаголы.
Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок.
С какими частями речи предлоги пишутся раздельно? (с существительными и прилагательными)
- Вставьте слово между предлогом .Вывод: Значит, если между словом и предлогом можно вставить слово, то предлоги со словами пишутся раздельно.
Перед какими частями речи предлоги не употребляются?
Вывод: предлоги не употребляются перед глаголами.
Вывод: Глаголы не употребляются с предлогами.
Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.
Между словом и предлогом можно вставить другое слово
6.Работа по учебнику. Закрепление.
-Ребята, откройте учебники на с.193,
А) Упражнение 516. Запишите в тетради слово Упражнение 516. Прочитайте задание!
-Запишите предложения. (Учащиеся записывают предложение). Найдите слово с предлогом. Прочитайте слово с приставкой. Определите часть речи.
Вывод; Давайте сделаем вывод: Как пишется приставка, как пишется предлог?
Вывод: : Глаголы не употребляются с предлогами.
Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.
Между словом и предлогом можно вставить другое слово
7. Самостоятельная работа.
А) Упражнение 518.Запишите УПРАЖНЕНИЕ 518. Будем выполнять самостоятельно. Прочитайте задание! Что значит раскрыть скобки (Написать слитно, или раздельно предлоги со словами).Что нужно определить, чтобы написать правильно слова с предлогами и приставками?
(Чтобы правильно написать слова с предлогами и приставками, нужно определить часть речи)
Что необходимо помнить? (Отличай приставку от предлога)
Б) Самостоятельная работа
В) Взаимопроверка
Ребята, давайте проверим правильно ли вы выполнили упражнение. Для этого обменялись тетрадями. Перед вами карточки с ключом правильных ответов. Возьмите тетрадь соседа и исправьте допущенные ошибки.
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Какие ошибки были допущены?
Вывод: Предлоги с глаголами не употребляются, с остальными частями речи пишутся раздельно.
8. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. Тест – опрос.
-У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
1.Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3.Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?А. Раздельно.
Б. Слитно.
4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по дороге
Б. за школой
В. на писать5.В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Белая зима
В. Потускнела зелень елок.
-Перед вами ключ. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы теста. На против ответа ставьте +, если ответ верный, если не верный, -
Давайте оценим свои результаты. Если у вас 5 +, то ставьте себе оценку «5», если 4 плюса, оценка «4», если три правильных ответа, оценка «3». Оценивание учащихся. Поднимите руки, у кого 5+,4+,3
9. Итог урока.
-Перечислите, какие предлоги вы запомнили. Как пишутся предлоги с другими словами? Что сегодня на уроке вам особенно понравилось?
10. Домашнее задание. Упр.519.Прочитайте задание. Как будете выполнять задание дома. Что будете делать . Какой правило надо помнить?
-Откройте дневники. Запишите домашнее задание: УПР.519, выучить предлоги на
стр. 191.
Спасибо всем за работу. Урок окончен. До свидания!
Работаем «по цепочке». Читаем слово с предлогом. Записываем. Подчеркиваем предлог.
Учащиеся выполняют упражнение, записывая слова с предлогами.
Вывод- Как пишутся предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно)
Повторим хором: Предлоги со словами пишутся раздельно
Б) упражнение 515 (устно)
Вывод:
Упражнение 516 (письменно) Читаем предложение, записываем в тетрадь и в выделиных словах выделяем приставку, и подчеркиваем предлог ( по цепочки).
Упражнение 517 (устно)(на доске)
Что мы сегодня узнали на уроки?
Давайте вспомним– Что такое предлог? (это часть речи). Какая это часть речи? (служебная) – Для чего служит предлог? – Как пишутся предлоги с другими словами-частями речи? (раздельно)
Домашняя работа ( откроем дневники, и записываем, упражнение 519 письменно).
Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
Слайд 4.
Кто знает, как можно назвать слово под?
Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Установилась ли связь слов в предложениях?
Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.
Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.
Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.
Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
А) Ребята, предлагаю вам задание: выписать только предлоги из текста:
К, берёза, НА, лес, С,ромашка, ОТ,НАД,ПОД, корзина, ПО, дерево, ДО, ИЗ, БЕЗ, сова, У, В, ДЛЯ, школа, О, ОКОЛО, ОБ, ЗА
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.
IV. Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.
Тест – опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?А. Раздельно.
Б. Слитно.
Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевалБ. за школой
В. на писатьВ каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
V. Домашнее задание.
Стр. 55 – выучить правило.
Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.
Таблица 3
VI. Рефлексия.
Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем. Таблица 5
Учащиеся вставляют пропущенные предлоги.
САМОПРОВЕРКА: уч-ся читают полученный текст.
Поставьте + зелёной ручкой, если задание выполнено, верно.
У: Теперь слова в предложении связаны между собой.
Д: Да, слова в предложении связаны между собой.
У: Мысль в каждом предложении закончена?
Д: Да, мысль в каждом предложении закончена.
У: При помощи, какой части речи добились связи слов в предложении?
Д: При помощи предлогов.
У: Сформулируйте вывод, для чего служат предлоги?
Д: Предлоги служат для связи слов в предложении.
На компьютере слайд: ПРЕДЛОГИ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Ч то мы знаем о предлогах?
ПРЕДЛОГ – СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.
Для чего служат предлоги?
ПРЕДЛОГИ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
. Орфографическая минутка
От дома до опу*ки леса я ш*л по у*кой тр*пинке.
У: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.
У: Как определить части речи?
Д: Задать вопрос.
У: Определите части речи.
У: А все ли части речи мы определили?
Д: Невозможно поставить вопрос.
У: А может быть это не часть речи?
Д: Нет, это часть речи, потому что мы говорим и употребляем в речи.
У: Давайте ещё раз назовём слова, к которым не задали вопросы: ОТ, ДО, ПО.
У: А как они называются?
Д: ПРЕДЛОГИ.
4. Сообщение темы урока
У: Сегодня мы с вами познакомимся со служебной частью речи ПРЕДЛОГОМ и наша цель выяснить для чего же нужны предлоги, какую роль выполняют предлоги в речи.
На доске появляется плакат ТЕМА: ПРЕДЛОГИ.
5. Минутка чистописания:
Давайте свяжем предлоги одной верёвочкой.
ОТ, ДО, ПО
Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Предлоги
Цели:
Дидактическая – моделирование различных речевых ситуаций для развития письменной речи младших школьников.
Практическая – показать, как на практике используются полученные знания о предлогах, в частности при составлении телеграмм.
Задачи:
Обучающие – познакомить с телеграммой, как видом сообщения информации; научить составлять телеграммы, разные по назначению, исключая при этом предлоги из текста телеграммы; закрепить знание о том, что предлог – это часть речи и со словами пишется раздельно.
Развивающие – развитие навыка орфографической зоркости; развитие навыка работы со словарем; расширение словарного запаса.
Воспитательные – воспитание умения применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания.
Оборудование: интерактивная копировальная доска Panaboard; бланк телеграммы, взятый на почте; карточки для индивидуальной работы с текстами телеграмм, разных по назначению; книжка-самоделка с телеграммами, составленными учениками прошлого выпуска; карточки для индивидуального домашнего задания.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика.
2. Минутка чистописания.
Дети прописывают строчку: т мм т мм
Самоконтроль: под самой красивой буквой ставим точку. Весь урок следим за написанием этих букв, чтобы они были красивыми и правильными.
3. Устный опрос:
Ребята, сегодня к нам в гости пришли предлоги.
- Давайте вспомним– Что такое предлог? (это часть речи). – Почему это часть речи? – Какие еще знаете части речи?– Что обозначает предлог? Какая это часть речи? (служебная) – Для чего служит предлог? – Как пишутся предлоги с другими словами-частями речи?
- Давайте вспомним, какие вы знаете предлоги?(дети называют предлоги).
-Сегодня мы с вами познакомимся с новыми предлогами( на доске вывешены предлоги)
6. Введение в новую тему.
- Предлоги играют важную роль в нашей речи. Но и в повседневной жизни они могут сослужить хорошую службу – могут помочь сэкономить деньги! Как? Сейчас об этом и узнаем. Итак, тема нашего урока – “Телеграмма”. Кто слышал это слово? Кто знает, что такое телеграмма? (дети дают ответы, опираясь на жизненный опыт).
7. Работа со словарем.
– Узнаем значение слова “телеграмма” в толковом словаре.
Заранее подготовленные дети читают о значении слова в толковом словаре. Желательно взять разные издания толковых словарей, чтобы информация о значении слова прозвучала несколько раз. Здесь же продемонстрировать бланк телеграммы, взятый на почте. – Повторите, как запомнили, что такое телеграмма.
8. Словарная работа.
– Произнесите слово “телеграмма”. Какие две части можно услышать в этом слове? (“теле” и “грамма”). – Назовите еще слова с частью “теле”.
Дети называют слова, опираясь на жизненный опыт. После учитель предлагает прочитать слова с частью “теле” с доски (телефон, телевизор, телепатия и т. д.) и объяснить значение некоторых слов. Если дети затрудняются, то учитель сам дает объяснение. – Обратите внимание, как пишется часть “теле” – слитно. Прочитайте хором: “теле”.
- Назовите слова с частью “грамма” в конце слова. – Прочитайте слова, написанные на доске (программа, радиограмма, фонограмма и т. д.), объясните их значение. – Произнесите медленно “г-р-а-м-м-а”. –Услышали долгий звук м-м? Этот долгий звук на письме обозначается двумя буквами “м”. Посмотрите еще раз, как написана часть “грамма”.
Затем написанное на доске убирается. Детям предлагается самостоятельно записать слово “телеграмма” в тетрадях, обратить внимание на правильное и красивое написание букв “т” и “м”. Проверка: вызванный ученик (тот, кто быстро справился с заданием) пишет это слово на доске, остальные сверяют написанное.
Физминутка.
9. Новая тема.
– Итак, вы научились писать слово “телеграмма”. А при чем же здесь предлоги, спросите вы. Вот теперь мы подошли к самому главному на нашем уроке. Чтобы отправить телеграмму, мы идем на почту. Там есть телеграф, где отправляют телеграммы. Мы заполняем специальный бланк (еще раз демонстрируем бланк телеграммы), где указываем адрес- куда отправляем телеграмму, обратный адрес- от кого телеграмма, и пишем сам текст телеграммы. Он должен быть очень коротким и точным. За отправку телеграммы мы платим деньги. В телеграмме оценивается каждое слово. Чем больше слов, тем дороже телеграмма. Сейчас одно слово стоит 1 рубль 10 копеек (записывается на доске). А сколько будут стоить 2 слова? 5 слов? 10 слов? Чтобы платить меньше за телеграмму, люди придумали хитрость: они выбрасывают из текста телеграммы маленькие слова – предлоги, союзы –так, чтобы смысл текста можно было понять, но платить пришлось бы меньше. Разберем на конкретном примере. Поможет в этом нам “волшебная” доска.
10. Работа с копировальной доской Panaboard.
- Все вы знаете героев популярного мультфильма про Простоквашино: дядю Федора, кота Матроскина, собаку Шарика и почтальона Печкина. В зимней серии кот и пес поссорились друг с другом и не разговаривали. Общались они через почтальона Печкина. Кот слал Шарику телеграммы. Вот одна из них: (открывается текст на копировальной доске) “Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои валенки и иди в лес за елкой”.
- Посчитайте, сколько слов в телеграмме.(14) Это будет стоить…(некоторые второклассники уже смогут посчитать стоимость; если не смогут, то скажет учитель) – 15 рублей 40 копеек.
Под текстом на доске записывается: “Итого: 15руб. 40 коп.”- Как сделать текст телеграммы короче, чтобы платить меньше? Ведь кот Матроскин любит экономить. Уберем из текста предлоги и союз. Назовите их. (и, в, за). Вот что получилось.(экран доски передвигается на оборотную сторону, открывая новый текст) “Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои валенки иди лес елкой”. Можно понять, о чем речь? Сосчитайте, сколько слов в этой телеграмме.(11) Сколько это будет стоить? (12 рублей 10 копеек)
Под текстом на доске записывается: “Итого: 12 руб. 10 коп”.
- Видно, что без предлогов телеграмма стоит дешевле. А сейчас чудо-доска распечатает то, что на ней написано.
Копировальная доска выдает лист, на котором напечатаны оба текста на одной стороне.
-Пусть это будет своеобразной памяткой о том, как составлять телеграммы и считать их стоимость. Эта памятка поможет выполнить домашнее задание.
(Если позволяет время, то этот пример можно записать в тетрадь).
11. Закрепление нового.
-Теперь давайте вместе составим текст телеграммы. Телеграммы бывают: поздравительные, пригласительные, ответ на поздравление, приглашение, телеграммы с просьбой приехать, встретить, выслать что-то. Главное – чтобы текст был кратким, иногда в 1 предложение. Предлагаю такую ситуацию. Скоро в нашей школе состоится военно-спортивная игра “Зарничка”, и мы хотим пригласить на эту игру военных из воинской части, чтобы они посмотрели, какие мы будущие защитники Отечества. Итак, составим текст пригласительной телеграммы.
Коллективное составление текста, учитель записывает на доске.
- Какое первое слово? – Приезжайте. – Куда? – К нам в школу. – Когда? – В среду. – Зачем? – На игру “Зарничка”.
“Приезжайте к нам в школу в среду на игру “Зарничка”.
- Запишите этот текст в тетрадь, сосчитайте, сколько получилось слов, подчеркните предлоги. (учитель называет стоимость телеграммы)
- А теперь “зашифруем” телеграмму – запишем ее без предлогов. Назовите предлоги, которые надо убрать.
Учитель на доске стирает в тексте предлоги, дети читают новый текст, записывают в тетрадях, считают количество слов. Учитель снова называет стоимость. Дети сравнивают стоимости обеих телеграмм.
Физминутка сидя.
12. Самостоятельная работа.
- Предлагаю вам задание – “расшифровать” телеграмму.
Каждый ученик получает карточку с текстом телеграммы без предлогов. Сообщается, что эти телеграммы составляли ребята – ученики прошлых лет.
- Задание: прочитать телеграмму, догадаться, о чем идет речь, какая это телеграмма – поздравительная, пригласительная и пр., записать в тетрадь текст с предлогами, т.е. первоначальный текст. Проверка: несколько учеников зачитывают свои тексты, называют вид телеграммы.
13. Домашнее задание.
Каждый ученик получит карточку с заданием, она будет вложена в тетрадь. Надо будет составить текст телеграммы, вид указан на карточке. В тетрадь записать сначала текст с предлогами, затем без предлогов. По желанию посчитать стоимость обеих телеграмм. Пользоваться памяткой, составленной на уроке.
14. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Что было главное в уроке?
- Поздравляю вас, ребята, вы теперь знаете, что такое телеграмма и как ее надо составлять.
- Что придумали люди, чтобы платить меньше денег за телеграмму?
- Для того, чтобы знать, какие же слова надо убрать из телеграммы, мы как раз и изучаем тему “Предлоги”.
- Нужно ли умение составлять телеграмму в современном мире, когда люди в основном пользуются телефонами?
Учитель обобщает ответы детей на последний вопрос. Урок окончен.
Тема урока "Предлог" (2-й класс)





Вострецова Татьяна Александровна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цель: Ознакомление учащихся со служебной частью речи предлогом.
Задачи:
Формировать умения употреблять предлоги в письменной речи.
Развивать умение писать предлоги с другими частями речи.
Воспитывать любовь к родному краю.
Презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент.
У:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лес.
Приготовимся к путешествию.
2. Зарядка для глаз.
Приготовим руку.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
3. Орфографическая минутка
От дома до опу*ки леса я ш*л по у*кой тр*пинке.
У: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.
У: Как определить части речи?
Д: Задать вопрос.
У: Определите части речи.
У: А все ли части речи мы определили?К каким словам мы не поставили вопрос? Почему?
Д: Невозможно поставить вопрос.
У: А может быть это не часть речи?
Д: Нет, это часть речи, потому что мы говорим и употребляем в речи.
У: Давайте ещё раз назовём слова, к которым не задали вопросы: ОТ, ДО, ПО.
У: А как они называются?
Д: ПРЕДЛОГИ.
4. Сообщение темы урока
У: Сегодня мы с вами познакомимся со служебной частью речи ПРЕДЛОГОМ и наша цель выяснить для чего же нужны предлоги, какую роль выполняют предлоги в речи.
На доске появляется плакат ТЕМА: ПРЕДЛОГИ.
5. Минутка чистописания:
Давайте свяжем предлоги одной верёвочкой.
ОТ, ДО, ПО
У: Значит, что мы можем сказать о предлогах?
ПРЕДЛОГ – СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.
На компьютере слайд: ПРЕДЛОГ – СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.
6. Текст на карточке.
У: Посмотрите перед вами текст:
Я еду тихо по– узкой тропе. Наблюдаю за– жизнью леса. Вот с– дерева прыгнула белка. над– высокой елью кружили клесты. Дятел стучал по– коре сосны. –в дупле дуба гнездо совы. под– землёй у– большой берёзы нора крота.
У: Докажите что это текст.
Д: Это текст. Текст состоит из предложений. Но в нём не хватает предлогов.
Слова в предложении не связаны между собой.
У: Вставьте в текст, предлоги зелёной ручкой
Учащиеся вставляют пропущенные предлоги.
САМОПРОВЕРКА: уч-ся читают полученный текст.
Поставьте + зелёной ручкой, если задание выполнено, верно.
У: Теперь слова в предложении связаны между собой.
Д: Да, слова в предложении связаны между собой.
У: Мысль в каждом предложении закончена?
Д: Да, мысль в каждом предложении закончена.
У: При помощи, какой части речи добились связи слов в предложении?
Д: При помощи предлогов.
У: Сформулируйте вывод, для чего служат предлоги?
Д: Предлоги служат для связи слов в предложении.
На компьютере слайд: ПРЕДЛОГИ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
7. Словарная работа:
В нашем тексте есть новое словарное слово.
Отгадайте загадку: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
У: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. На что мы обратим внимание в слове берёза?
Д: Запомним, что в слове берёза непроверяемая безударная гласная Е.
У: Подберите к слову берёза однокоренные слова.
Берёзка, березняк, берёзовый, подберёзовик.
У: Выделите корень в словах.
У: Что мы знаем о корне?
Д: Корень – общая часть родственных слов.
У: - Составьте предложение с новым словарным словом.
Под берёзой растёт подберёзовик.
У: На что необходимо обратить внимание в слове подберёзовик?
Д: Приставка под.
У: Запишите предложение к себе в тетрадь, подчеркните грамматическую основу в предложении.
(Комментирование у доски.)
Проверка.
У: Как написали под берёзой и подберёзовик?
Д: Под берёзой написали отдельно, т.к. под – это предлог, в слове подберёзовик – под приставка. Приставка пишется вместе со словом.
У: А как различить предлог от приставки?
Д: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
Например: под большой берёзой.
На компьютере слайд: ПИШЕТСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГИХ СЛОВ.
8. Физическая минутка:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
9. Закрепление изученного материала:
Пользуясь правилом, мы сейчас выполним следующее задание:
Слайд на компьютере:
(по) шёл (по) лесу(с) катился (с) горы
(за) шёл (за) дерево(до) шёл (до) тропинки(за) цепился (за) ветку
У: Запишите в тетрадь словосочетания, правильно употребив предлоги, подчеркните пробел между предлогом и словом.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
У: Если задание выполнено, верно, поставьте +зелёной ручкой на полях.
У: Назовите слова с приставками
У: Какой частью речи являются эти слова?
Д: Все слова глаголы
У: Сформулируйте вывод:
Д: С глаголом предлога не бывает.
Слайд на компьютере:
Запомни: С глаголом предлога не бывает.
10. Развитие речи:
У: Составьте предложение:
Пр. Сущ. Пр. Сущ. Гл. Прил. Сущ.
(В лесу на поляне прыгали рыжие белки.)
Устная проверка, после чего ученики записывают в тетрадь получившееся предложение, один ученик пишет с комментированием у доски.
Оценка ученику!
11. Дифференциация предлогов:
Учащиеся записывают в тетрадь имя сущ. с предлогом, подчёркивая пробел между словами.
Мы ходили (по) грибы.
(За)бирались (под) дубы.
(Под) берёзой (на) пригорке
Старый ёж (у)строил норку.
(У)летел скворец не зря
(За) леса и (за) моря.
САМОПРОВЕРКА: Поставьте + зелёной ручкой, если задание выполнено верно.
Один ученик комментирует на оценку!
12. Воспроизведение опорных знаний:
У: С какой частью речи мы познакомились на уроке? Для чего же нужны предлоги? Какую роль выполняют предлоги в речи?
Предлог – это часть речи.
Предлог пишется отдельно от других слов.
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
С глаголом предлога не бывает.
Предлог пишется раздельно с им. Сущ. и им. Прил.
Предлог служит для связи слов в предложении.
13. Проверка восприятия изученного материала:
Тест (Из 5 заданий)
Для чего служат предлоги?
А. Для связи слов в предложении.
Б. Для связи словосочетаний в предложении.
Выбери верное утверждение:
А.Перед глаголом бывают предлоги.
Б. Перед глаголом не бывает предлогов.
Какие слова пишутся раздельно?
А. (к)роще
Б. (для)Юли
В. (под)шил
Г. (на)града
Д. (про)славить
Е. (под)камнем
Укажи номера слов, в которых допущена ошибка:
А. за хозяйкой
Б. навеликане
В. за сугробом
Г. с везётД. потрогать
Е. по аллее
Как пишутся слова: (С)ломает, (по)требовал, (за)водит, (по)целовать
А. Раздельно
Б. Слитно
Взаимопроверка.
14.Итог урока:
У: Домашнее задание: Записать словарное слово берёза с разными предлогами.
У:
Чему учились на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Какие задания вызвали у вас затруднения?
Кто на ваш взгляд, хорошо работал на уроке?
Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на полях нужный значок.
Молодцы!
Наше путешествие подошло к концу.
Урок окончен.
Спасибо за урок.