Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.


Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Елена Викторовна Макарова, e-mail: dsad137@rambler.ruМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 137»
Дошкольное детство – важный и самобытный период жизни человека, период формирования базовой культуры личности, освоение системы нравственных эталонов и особой восприимчивости к воспитательным воздействиям. Поэтому от того, какие ценности станут определяющими в дошкольном образовании сегодня, зависит не только будущее современных дошкольников, но и перспективы развития отечественного образования в целом.
Одно из приоритетных направлений работы детского сада № 137 - духовно-нравственное воспитание личности дошкольника. Основные определяющие понятия духовно-нравственного воспитания – это духовность и нравственность.
Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, это значит действовать согласно своей совести.
Таким образом, можно сформулировать главную цель – содействие социальному и духовно-нравственному воспитанию ребёнка путём приобщения его к отечественным духовно-нравственным традициям.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
Способствовать формированию национальных базовых ценностей через духовно-нравственное воспитание личности ребёнка как гражданина России.
Расширять социальный опыт дошкольников, мотивировать к принятию общепринятых норм и правил жизни через организацию проектной, игровой, театрализованной, продуктивной, совместной видов деятельности.
Формировать начальные основы сотрудничества в триаде «ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ» в процессе игрового взаимодействия.
Способствовать развитию нравственных чувств: сопереживания, ответственности, благодарности.
Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре и святыням.
Развивать воображение ребёнка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Главными источниками духовно-нравственного воспитания являются: семья и семейные традиции, игра, труд, физическая культура и оздоровление, искусство, художественная литература, коммуникация, знакомство с выдающимися людьми, народные традиции и обычаи, познание социальной и окружающей действительности, патриотическое воспитание.
На пути воспитания духовно-нравственной личности необходимо преодолеть несколько ступеней развития:
1 ступень - семья и ценности семейной жизни, осознание себя как личности.
2 ступень – принятие традиций, социальной и духовной жизни страны.
3 ступень – принятие культуры и духовных ценностей многонационального народа РФ.
В последние годы наблюдается кризис нравственности и нарастающая бездуховность общества. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, всеобщей меркантильности, росте социальной напряженности и агрессии. Как следствие, мы имеем искажение представлений детей о добродетельных человеческих качествах, наблюдаем повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста.
В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Однако нельзя недооценивать влияние семьи на этот процесс. Семейные условия воспитания по-прежнему остаются основополагающими. Отсюда вытекает чрезвычайная значимость взаимодействия с семьей.
Но и в современной семье произошли значительные изменения, как следствие изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону. Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного, наследия.
Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказываю о том, что ребенок уже с самого нежного и раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение. Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными.
Для педагогов всех времен – это является сигналом к действию. Однако, возникают вопросы: как детский сад может повлиять на формирование духовности у ребенка в семье, и внести коррективы в процесс семейного воспитания, не нарушая при этом право семьи на индивидуальность, самоопределение, не нарушая личного пространства?
Мы постарались найти ответ: ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в садике.
Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как: занятость родителей (особенно, работа с выездом за пределы места жительства); личностные качества ребёнка, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.
Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог найти дело по душе.
Способы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ № 137 по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника:
проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм (народные фольклорные игры и развлечения);
представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи» (слайд);
праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению на год (по циклам) (слайд);
организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников) (слайд):
интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания;
Организация совместных выставок «Рождественский ангел», «Вифлеемская звезда», «Вот она какая – мамочка родная», «Гордость нашей группы – папы воспитанников», «Куклы Пеленашки», «Пасхальное яичко» и др.
К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов: «Почему нужно делать кормушки для птичек? », «Почему нужно заботиться о домашних животных? » и т. д. Родители вынуждены будут объяснять и показывать пример, формируя тем самым морально-нравственные качества ребенка.
Необходимо косвенное и прямое стимулирование к действию: покажите человеку достижения других и он обязательно, в силу своей человеческой сущности, подумает: «Но я ведь могу не хуже! »
Например, изготовление массажных ковриков для детей – это еще и повод лишний раз обратить внимание родителей на здоровье детей. А ребенок, в свою очередь, видит заботу о себе и учится заботиться о других. Удивите человека и у него появится интерес, удивите еще раз и вы побудите его к действию. Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей.
Следует обязательно демонстрировать полезность и востребованность результата совместного труда родителей и детей. Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставил радость. Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая, мы закрепляем положительный эффект.
Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ? » - формируется позиция МЫ.
Разнообразие и оптимальная интенсивность взаимодействия с семьями воспитанников дает возможность родителям реализоваться в близкой для себя сфере деятельности в свое свободное время.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая работа дошкольного учреждения по духовно-нравственному направлению:
реализуется при непосредственном участии родителей;
косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;
оставляет общесемейные позитивные воспоминания;
за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;
позволяет деликатно, не нарушая личного пространства корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.
Основной результат работы мы видим в воспитании всесторонне развитой, целостной, гармоничной личности ребёнка, которая будет: доброй, не причиняющий зла живому, честной и справедливой, любящей и заботливой, трудолюбивой и настойчивой; творящей и оберегающей красоту мира, стремящейся к знаниям, смелой и решительной, творческой и креативной, самостоятельной, патриотичной, чувствующей связь со своим народом, страной, культурой, бережно относящейся к слову, к своим речевым поступкам, толерантной…
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия с семьями воспитанников МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Представлены наиболее оптимальные способы взаимодействия с родителями на пути к воспитанию полноценной личности ребёнка.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, семья, взаимодействиеActual problems of interaction with the families of pupils on the spiritual and moral education of children of preschool age
E.V. Makarova
Annotation.
Keywords. spirituality, morality, education, family, interaction