План по самообразованию Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13
Тема самообразования:
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Воспитатель: Антипина Анастасия Николаевна
Педагогический стаж: 3 года

г. Усть-Кут
2013 – 2014гг.
Тема самообразования: Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
Цель работы по данной теме. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений с родителями и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
Систематизировать уже известные формы и методы работы с родителями и отобрать наиболее эффективные приёмы.
Актуальность: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей? Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как изменить такое положение?Как заинтересовать родителей в совместной работе?Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Ребёнок, получивший образование
Только в учебном заведении, -
Необразованный ребёнок
(Джордж Сантояни)
Индивидуальный план по самообразованию на 2013 – 2014 гг.
№ Форма, способ изучения темы Виды оформления работы Сроки
1. Изучение законов Министерства образования РФ «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка»; анализ методической литературы, периодической печати «Дошкольное воспитание», «Всё для воспитателя». Краткая аннотация Сентябрь - октябрь
2. Разработка перспективного плана работы с родителями Перспективный план Октябрь
3. Создание наглядно-информационных пособий Папки-передвижки, родительский уголок, буклеты, стенгазеты, плакаты, фотоматериалы. В течении года
4. Разработка конспектов родительских собраний, консультаций, сценариев развлечений и досугов для детей и родителей. Конспекты, сценарии В течении года
5. Посещение городского МО «Работа с родителями» освоения новых средств, методов, методик, технологий, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов. Электронная презентация «Взаимодействие ДОУ с семьёй» По мере посещения МО
6. Использование новых форм работы с родителями. В течении года
7. Подготовить консультацию для педагогов ДОУ Электронная презентация – консультация «Эффективные формы и методы работы с родителями» Март
8. Анализ собственной деятельности Отчёт по самообразованию Май
Выход Темы:
Отчёт по самообразованию и выступление на педагогическом совете в ДОУ;
Консультация для педагогов ДОУ «Эффективные формы и методы работы с родителями»;
Участие в городском конкурсе «Лучшая форма работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».
Литература:
Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//
Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006. - 191 с.- (Детский сад и семья).
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
Перспективный план работы с родителями на 2013 – 2014 гг.
СЕНТЯБРЬ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». Анализ информации о воспитанниках и их семьях. Сентябрь
2. Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».
Повышение педагогической культуры родителей Сентябрь
3. Родительское собрание в форме круглого стола «Знаете ли Вы своего ребенка? »; Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей Сентябрь
4. Конкурс «Дары осени» Организовать и провести выставку урожая для сплочения родительского коллектива и работников ДОУ.Удивить всех осенним урожаем и творческими работами родителей. Сентябрь
5. Буклеты - рекомендации «Нежелательное поведение и как с ним быть?» Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений Сентябрь
6. Информационный лист: «история общенационального праздника 27 сентября День дошкольных работников». Познакомить с историей общенационального праздника. Сентябрь
7. 27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников. Привлечь родителей и детей к поздравлению работников детского сада. Сентябрь
8. Фотоотчёт «Как мы провели лето» Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей Сентябрь
ОКТЯБРЬ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Оформление тетради «Рекомендации психолога по проблемным вопросам» Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей Октябрь
2. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
Повышение педагогической культуры родителей Октябрь
3. Папка-передвижка «Осень» Формировать ответственное отношение к природе родного края. Октябрь
4. Проведение праздника «Осинины» Активизация родителей в работу группы по проведению праздника для детей Октябрь
5. Памятка «Как вести себя в гостях у природы». Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу. Октябрь
6. Акция "Птичья столовая". (изготовление кормушек и заготовка корма для птиц). Активизация родителей в работе группы, сплочение взрослых и детей. Октябрь
7. Беседа «Основы нравственных отношений в семье». Дать понятие и познакомить родителей со значимостью воспитания нравственных качеств у детей. Октябрь
8. Трудовой десант «Уборка территории около детского сада» Объединить поколения, детей и взрослых, занятых общим делом. Октябрь
НОЯБРЬ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Проект «Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить!». Привлечь родителей к совместному с детским садом использованию современных здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ноябрь
2. Папка - передвижка «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду». Дать понятие и познакомить родителей со значимостью здоровьесберегающих технологий на здоровье детей. Ноябрь
3. Анкетирование родителей и опрос детей «Секреты здоровья ребёнка». Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома. Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ Ноябрь
4. Консультация «Всё о детском питании»
Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.
Ноябрь
5. Оформление фотоколлажа «Вместе весело гуляем и здоровье укрепляем!». Привить детям и родителям желание к каждодневным прогулкам, совместным играм на свежем воздухе. Ноябрь
6. Трудовой десант «Изготовление нестандартного оборудования для занятий физкультурой» Объединить семьи группы в совместной деятельности и общем желании беречь здоровье своё и окружающих. Ноябрь
7. Игра для родителей «Мы за здоровый образ жизни!» Создать у родителей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие их детей. Ноябрь
8. Мастер-класс «Дыхательная, артикуляционная гимнастики и разминка после сна» Развить желание использовать эти гимнастики дома для укрепления здоровья. Ноябрь
ДЕКАБРЬ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Памятка для родителей «Слово не воробей…» Научить родителей правильно разговаривать с детьми. Декабрь
2. Консультация «Подарите детям сказку. (нужно ли говорить правду о Деде Морозе?) Научить родителей видеть и понимать настроение детей и их отношение к окружающему. Помочь родителям создать праздник для детей. Декабрь
3. Творческий конкурс «Ёлочка – красавица» Дать возможность реализовать творческий потенциал родителей. Активизировать родителей в работу группы. Декабрь
4. Трудовой десант «Украшаем группу к Новому Году» Сплочение родительского коллектива и коллектива ДОУ. Декабрь
5. Мини-музей «Новогодние открытки из нашего детства» Дать возможность родителям вспомнить о том, что и они когда-то были детьми. Поднять эмоциональный настрой родителей , который они передадут своим детям. Декабрь
6. Родительское собрание «Развитие связной и выразительности речи у ребенка». Поучительный синквейнПриобщить родителей к развитию познавательно–речевых знаний и умений у детей.Развивать желание у каждого родителя решать речевые проблемы своего ребёнка. Научить эффективному методу развития у детей образной речи и выражения своей мысли - синквейну. Декабрь
7. Совместный праздник «Все вместе встречаем Деда Мороза!». Получить положительные эмоции, сюрпризы, улыбки от группового праздника. Дать всем почувствовать свою значимость и необходимость на совместном празднике. Разделить со всеми желание одарить подарками и вниманием. Декабрь
ЯНВАРЬ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Трудовой десант «Изготовление снежных построек на участке» Активизация родителей, развитие творчества. Январь
2. Детско-родительское развлечение «Все идём играть в снежки» Заинтересовать семьи совместным отдыхом на зимней площадке детского сада, подвижными, творческими, познавательными играми со снегом, цветной водой, льдинками, бросовым материалом, спортинвентарём. Январь
3. Родительское собрание - посиделки «Роль фольклора в развитии детского словесного творчества». Осваивать богатство родного языка всей семьёй: учить слышать красоту русской речи, ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику, сочинять собственные загадки, составлять сказку с завязкой, кульминацией, развязкой. Январь
4. Папка-передвижка «Рождество» Прививать семьям  православные  традиции. Январь
5. Устные беседы «Главные направления в развитии речи детей старшего возраста» Дать необходимые знания о развитии речи старших дошкольников. Январь
6. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?» Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах закаливания. Январь
ФЕВРАЛЬ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Тестирование родителей. Тема: «Откуда опасность?».
Получение сведений о знаниях родителей по теме: «Откуда опасность?», анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме собрания. Февраль
2. Консультация «Правила пожарной безопасности».
Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам пожарной безопасности в детском саду и дома. Февраль
3. Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.
Февраль
4. Выпуск газеты к 23 февраля «Ай да папа! Лучший в мире!». Доставить радость папам своей газетой, в которой много добрых слов, стихов и пожеланий, рисунков детей..Воспитывать уважение к защитникам, охраняющим мир. Февраль
5. Конкурс «Мастерим вместе с папой» Приобщить пап к воспитанию и развитию детей, общей деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание совместно проявлять творчество, пытливость, познавательную активность. Февраль
6. Семейный досуг «Я и мой папа» Объединить родителей и детей на коллективной забаве. Привлечь пап к играм с детьми. Дать почувствовать всем теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком. Формировать сплочённость семей группы. Февраль
МАРТ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Выпуск газеты «Доброе слово».К 8 марта выпуск газеты «Мамулечка!». Доставить радость мамам газетой, в которой добрые слова о мамах, стихи и пожелания, рисунки детей. Март
2. Дружеская встреча «Мама, мамочка мамуля! Больше всех тебя люблю я!». Воспитывать дружественные взаимоотношения между родителями и детьми, родственные чувства, нежное отношение к маме. Март
3. Конкурс «Мамы рукодельницы» Активизировать мам в работе с детьми, дать возможность продемонстрировать свои творческие способности Март
4. Родительское собрание – лекция «Воспитание любви к родному городу, семье» Объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к познанию своего города, углублению представлений о семье, доме, его культуре и традициях. Март
5. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
Повышение педагогической культуры родителей.
Март
6. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.
Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения.
Март
6. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».
Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков.
Март
7. Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Март
АПРЕЛЬ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. День смеха.
Наглядная информация: от детей «Смешная газета!» Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.
Апрель
2. Информация : «Формирование правильной осанки у детей» Профилактическая беседа о формировании правильной осанки. Апрель
3. Трудовой десант «Мы любим наш двор детского сада» Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада. Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. Апрель
4. Индивидуальные беседы по ЗОЖ. Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение семьи к вопросам  оздоровления  детей в дошкольных условиях. Апрель
5. Консультация «Раз в году. Как отпраздновать день рождения ребенка» Развитие позитивного взаимодействия взрослого с ребенком.
 Обогащение родительского опыта проведения праздников интересными формами и содержанием. Привлечение родителей к личному активному участию в проведении детского праздника Апрель
МАЙ
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём играя» с просмотром видео открытого занятие по математики для родителей воспитанников. Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ.
Май
2. Папка-передвижка «День Победы» Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Май
3. Развлечение «День именинника!» (ко Дню семьи - 15 мая). Сплотить на совместном развлечении коллектив группы и поздравления всех именинников! Получить положительные эмоции от встречи.
Познакомить родителей с летним отдыхом детей. Игры, купание, поездки и т.д. Май