Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Детский сад № 100 ОАО «РЖД» г. Воронеж


«Экологическое воспитание дошкольников»
Разработала: Широкова Л. Г.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы, совершают свои открытия, познают свойства разных предметов окружающего мира, живой и неживой природы, растений, рукотворный мир, мир человеческих отношений.
Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Они способствуют развитию двух типов активности:
Активности, стимулируемой взрослыми,
Собственной активности, определяемой самим ребёнком.
Как же происходит поиск путей, решения какой – либо проблемы?
Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, все выступления выслушиваются, и дети делают выводы. Для развития и поддержания интереса к наблюдаемым объектам необходимо побуждать детей к поиску. Это проблемные вопросы и ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности (от минуты до нескольких недель). Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную ориентировочную, исследовательскую функцию. Исследовательская деятельность способствует расширению представлений об окружающем мире, развивает мыслительные процессы. Формируются навыки исследовательской деятельности:
Наблюдательность
Расширяет кругозор детей
Углубляются знания
Приучает к усидчивости и аккуратности
Задачи исследовательской деятельности:
Обогащение личного опыта ребёнка;
Расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;
Установление причинно – следственных связей;
Развитие коммуникативных навыков и любознательности.
Виды исследования
Экспериментирование (наблюдения)
Опыты
Коллекционировние.
Экспериментирование отвечает на вопросы:
Что ты видишь?
Что изменилось?
Почему изменилось?
В ходе НАБЛЮДЕНИЙ используются научные методы, сбор информации, анализ, прогноз на будущее. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребенку. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах).
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
ГДЕ? Видеть науку везде – дома, на улице
ЧТО? Задавать вопросы – из чего состоит, как оно действует, как оно устроено
КАК? Проверять, как работает
ПОЧЕМУ? Объяснить, почему происходит, что происходит, подкреплять идеи доказательствами и рассуждениями.
ОПЫТЫ - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
Очень важно, что бы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
Расширяет кругозор детей
Развивает познавательную активность
Коллекционирование помогает развивать:
Познавательно – психологические процессы
Умения наблюдать
Сравнивать, анализировать
Обобщать, выделять главное
Коллекции может быть из: камушков, полезных ископаемых, ракушек, фантиков, игрушек киндер – сюрпризов и др.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
СОСТОЯНИЕ ВОДЫ: «тёплая – холодная», «Вот какая разная» - (холодная – горячая), «на вкус и цвет» (соль, сахар, лимон), «чудесные бусы» - цветные льдинки, «тонут – не тонут» (разные предметы в воде).
ВОЗДУХ: «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан, «Мой весёлый звонкий мяч» - почему не скачет (худой), «Море волнуется» - дуть в миску с водой.
ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ И ПЕСКОМ: «Свойства песка», «Мельница» - сухой, «Куличики» - мокрый, «Мини – огород» - посадка лука.
ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: «Шишки и камни», «Листочки» - летят, плавают, шуршат.
Знакомить детей с объектами неживой природы это: вода, воздух, глина, песок, камни. Живая природа, изучение собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык), используются элементарные опыты. Исследовательскую деятельность можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности, и во время прогулок (здесь мы можем наблюдать, превращение воды в лёд, откуда дует ветер). Нужно стараться знакомить детей с теми фактами действительности, которые встречаются в повседневной жизни (например: свойства воды разливаться, когда пролили чай; почему чай сладкий – растворили сахар; почему вода солёная – растворили соль и т. д.).
Непосредственной образовательной деятельности – экспериментирования должны проходить в увлекательной для детей форме: путешествия, работа в «лаборатории», «учёные», с использованием загадок демонстрационного материала, научных приборов (лупа, микроскоп, магниты, зеркало).
Для исследовательской деятельность в группах необходима «мини лаборатории», в которой есть «центр воды и песка», где дети изучают свойства воды и песка, образцы различных материалов: глина песок, камни, ракушки, песочные часы, магниты, лупа, рулетка, линейка, свечи, дырокол, ножницы, фартуки и т. д.
В младшей группе дети работают совместно с воспитателем, отвечают на вопрос «как это сделать?», начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.
В средней группе дети не только задают вопросы, но и пытаются искать на них ответы, высказывают предположении, каким может быть результат опыта, составляют короткие рассказы об увиденном - работают под контролем воспитателя.
В старшей группе дети делают попытки выполнения всего опыта по инструкции, прогнозируют результат, устанавливают причинно – следственные связи, составляют развёрнутый рассказ об увиденном – работают под неявным (скрытым) контролем воспитателя.
В подготовительной группе дети стремятся добывать знания доступными им способами, при выслушивании инструкции задают уточняющие вопросы, строят гипотезы – работают при скрытом контроле воспитателя, при выполнении правил безопасности следят за их выполнением. Дают яркое полное описание опыта.
Оптимальные условия для полной экспериментально – исследовательской деятельности детей.
Создание в группе комфортных условий для детского экспериментирования («лаборатории», «центр воды и песка»), для непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности.
Создание микроклимата для поощрения интереса к наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
Тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию, о чём они хотят узнать, помочь реализовать их планы.
Научить детей составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы в процессе исследовательской деятельности.
Наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, делать выводы и обобщения.
Привлекать родителей к исследовательским детским проектам, проводить консультации по созданиям условий для экспериментирования в домашних условиях
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.