Формирования связной речи средствами малых форм фольклора у детей дошкольного возраста (сообщение на педагогическом совете). Из опыта работы.


Формирования связной речи средствами малых форм фольклора у детей дошкольного возраста (сообщение на педагогическом совете). Из опыта работы.
В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, Интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего  чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и освоить речь.
               Требования в условиях современной жизни по развитию связной речи детей дошкольного возраста все возрастает, становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной подготовкой детей к школе, меняется приоритет современного дошкольного образования. И в связи с этим для достижения этих требований, следует повышать профессиональную компетентность, эффективность своей работы, искать пути оптимальных решений для достижения наилучших результатов по развитию связной речи детей.
              Возникает противоречие между возможностями форм фольклора в речевом развитии детей и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками  развития речи детей средствами различных форм фольклора. Поэтому возникла  потребность в развитии речи детей  дошкольного  возраста  средствами различных форм фольклора.
             Решение этой проблемы составляет цель: выявить условия развития речи детей средствами разных форм фольклора.
    Для себя я выявила основные задачи:
Определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей  и разработать методику их комплексного применения; проследить динамику изменения  уровня речевого развития  в процессе работы;
Показать красоту русского  языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, колядках, обрядах; сформировать у детей интерес  к детскому фольклору, обогатить словарный запас  детей.
Эту работу надо осуществлять на всех возрастных этапах при условии  четкой, грамотной организации педагогического  процесса и комплексного подхода, который предлагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных  способов действия, путем последовательного поэтапного проведения.
          Работой по этой теме я начала заниматься с  детьми младшего возраста.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки из уст своих родителей.Поэтому я одним из своих направлений в работе по развитию речи детей взяла формирование и развитие речи детей через использование малых фольклорных жанров. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей.
Известно, что художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.       Я в своей работе решила, как можно больше применять фольклорный материал. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки, песенки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка.Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.           На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.
              Исходя из всего вышесказанного, мною была разработана система по развитию речи детей раннего возраста.
Данная система включила в себя:
1. Перспективный план ознакомления детей с малыми формами фольклора2. Картотеку дидактических игр.
3. Методические рекомендации для педагогов по использованию малых фольклорных жанров.
4. Наглядно-дидактический материал.
5. Мероприятия по взаимодействию с родителями.
6. Картотеку методической литературы по данному направлению.      Фольклорные произведения помогают мне в работе и по развитию подвижности артикуляционного аппарата, и по развитию произносительной стороны речи, и на формирование словаря и развитию активной речи.Образовательную деятельность по развитию подвижности артикуляционной моторики носят подражательный, игровой характер.
           Например,  при прочтении потешки «Из – за леса, из – за гор, едет дедушка Егор», предлагала детям прищелкивая языком, поцокать, как лошадка (подготовка для артикуляции звука Р) или после рассказывания сказки про волка и семеро козлят предлагала показать малышам, как воет волк  (вытянуть губы в трубочку и произнести звук «у-у-у»). А после рассказывания сказки теремок, продила такое упражнение: «Закроем — откроем домик» — учимся смыкать и размыкать обнаженные зубы ( подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ).        После чтения потешки «Уж ты Котя- коток, Котя серенький лобок»- предлагала детям показать, как Котя- коток будет лакать молоко (быстро выбрасывать и втягивать язык), или такое упражнение: как Котя – коток лакомится пирогом (облизывание языком верхней и нижней губы), прошу показать какой широкий язычок у собачки и какой узкий у котенка,      Когда читаю потешки про ревушек, такие как: «Не плачь, не плачь, куплю калач», «Что ты плачешь, «ы» да «ы», слезы поскорей утри» и др. Предлагала детям погримасничать - упражнения для лица (измениение мимики) сделать лицо весёлое, сердитое, плаксивое, доброе, спокойное. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую и др. 
           Потешки, песенки, прибаутки незаменимы для усвоения музыки родного языка. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного языка. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка и освоения всех звуков родного языка.На формирование гласных звуков использую потешки: «Ладушки, ладушки», «Наши уточки с утра», «Баю- бай, баю- бай, ты, собаченька, не лай» и многие другие.         На произнесение звуков « Т-Д», такие потешки, как: «Дождик, дождик полно лить»,  Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши- ка на лужок», «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом» и др.            На произнесение звуков: К- Г-Х использую потешки: «Гуси, гуси, га-га-га», «В печи калачи, как огонь горячи», «Катя, Катя маленька», «Наши уточки с утра». 
            Дети охотно откликаются на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.          Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.  Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.             Колыбельные песни, по мнению народа — спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.         Когда я выбираю потешки, обращаю внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст потешек побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с воспитателем, активизируя свою речь.  Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: 
Петушок, петушок Золотой гребешок…Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись…Вот собачка Жучка Хвостик закорючка…Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька – мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, я  привлекаю  их к подражанию крику птиц, животных.Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик — папочка Этот пальчик — мамочка Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используются их имена, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: У сороки боли У вороны боли А у Танечки заживи. Кто у нас хороший?  Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий!           Учитывая, что звуковая культура речи детей — это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.              Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Например: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!». Разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце! Солнышко, появись! Красное, нарядись! Чтобы год от года Была у нас погода! 
         Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно. 
Тише, куры, не шумите. Мово Ваню не будите, А мой Ваня будет спать, Будет глазки закрывать.
 
        Чтобы сформировать связную речь ребенка дошкольного возраста, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов.   
            Основой связной речи у детей, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию. 
— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова, цела? — Цела. — Значит, живой? — Живой. — Ну, я пошел домой. 
               Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных предложениях.  
              Еще одним интересным жанром фольклора, в развитии речи детей  являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок — оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие связной речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
 
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (Еж) Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)Кто на елке, на суку Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)  Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает? (Петушок)
            И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности в развитии связной речи ребенка. Разнообразные вида красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами, побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицу, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Через сказку дети учатся отличать где добро, а где зло, кто хороший, а кто плохой. Сказки воспитывают добрые чувства. Необходимо подбирать сказки по содержанию, доступные детям и вовлекать их в драматизацию, здесь дети даже самые стеснительные и замкнутые раскрывают свои возможности диалогической и связной речи.  Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в развитии связной речи у детей раннего возраста, необходимо создать соответствующую развивающую среду.
              В интерьер группы я включитла элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т.д., ведь русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. 
           Мой опыт позволяет утверждать: черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития.  Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
 
      Используя малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми, я убеждаюсь, что это интересно детям, они овладевают лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявляют речевое творчество, читают наизусть стихи и потешки. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
 
Использованная литература:
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (Развитие речи).- СПб.: «Паритет», 2005.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Гербова  В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание. -2008.
Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 2009.
Программа «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы,  М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой /Мозаика – Синтез, 2014.