Мастер класс на тему Литературное чтение как один из видов искусства в контексте других его видов.


Мастер класс учителя начальных классов Меркуловой Натальи Ивановны
Тема: Литературное чтение как один из видов искусства в контексте других его видов.
Презентация педагогического опыта.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер класс на тему «Литературное чтение как один из видов искусства в контексте других его видов».
В 1980 году я закончила ЕГПИ, факультет русского языка и литературы. С 1987 года работаю учителем начальных классов.
По системе развивающего обучения Л.В.Занкова начала работать в гимназии №97 с 2009 года. Качество знаний учащихся в 2013 году составило по русскому языку 73%, по литературному чтению 84%.
Представление системы учебных занятий.
Наиболее продуктивной и востребованной в современном образовании является система развивающего обучения Л.В.Занкова, обеспечивающая общее развитие личности младшего школьника. Особое значение в системе Занкова придаётся работе над словом как одному из эффективнейших средств развития устной и письменной речи, логического мышления, творческого воображения.
Литературное чтение является предметом эстетического цикла, поэтому общая задача курса – расширение представления детей об окружающем мире, гуманитарное развитие человека, воспитание образованного читателя и чуткого слушателя, способного ориентироваться в мире культуры, различать художественные и псевдохудожественные произведения.
Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Для этого как никогда лучше подходят такие уроки, на которых встречаются смежные виды искусств: литература, изобразительное искусство и музыка.Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. При этом учащиеся должны понять, что не существует тематической замкнутости на каком – либо виде искусства, будь то литература, музыка или живопись, что вечные вопросы, поднимаемые писателями в произведениях, пронизывают и живописные полотна, и музыкальные шедевры.
Литературное чтение – интегрированный курс. Во 2-4 классе дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства и слушают классическую музыку. Это помогает ребенку обнаружить общее начало о разных видах искусства – их образность, и с другой стороны, дать почувствовать специфику языка каждого вида искусства. Если в учебниках 1-2 классах приводятся отдельные живописные репродукции, то в учебниках 3-4 классах есть раздел «Картинная галерея», в которой предусмотрено целая система вопросов и заданий. Это позволяет научить ребенка ориентироваться в мире культуры.
Красочное оформление учебника не просто оформительский приём: иллюстрации несут большую содержательную нагрузку, так, например, в учебниках 3-4 классах шмуцтитул рассматривается на уроке детально. и ребенок открывает для себя то новое, что поможет ему освоить материал данной главы.
Курс литературного чтения готовит вдумчивого, неравнодушного, ориентирующегося в мире культуры читателя и рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников.
Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе. Далеко не каждый человек может описать картину.
В начале урока проводим словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Стараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции картин, созданных на мотивы литературных произведений, картины, созданные самими писателями (картины М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др). Данный материал является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.
Одним из важных элементов работы на уроке литературы является создание психологического портрета писателя. И здесь не обойтись без портретов писателей, поэтов, созданных известными художниками-портретистами. Такая встреча с искусством позволяет школьникам развивать ассоциативное мышление, глубже понять непохожесть человека, неповторимость его человеческой индивидуальности. Для объективной оценки портрета необходимо упомянуть и об отношении к нему самого писателя. Так, при знакомстве с картиной О.А. Кипренского «Портрет поэта А.С. Пушкина», необходимо отметить, что Пушкин высоко оценил работу художника и посвятил ему хвалебные строки:
Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз, -И я смеюся над могилой,Ушед на век от смертных уз.
Изучая поэтические произведения, посвященные теме природы, мы также используем различные иллюстрации и репродукции картин. Как правило, на таких уроках чтение стихотворений учителем и учащимися сопровождается еще и музыкальными зарисовками. Это может быть музыка для релаксации или лирические мелодии классических авторов.После прослушивания и прочтения напоминаем ребятам, что истинная красота не кричит о себе, что ее необходимо увидеть самим и предлагаем им проговорить или записать в тетрадь свои ощущения (тепло, легкость, тишина, грусть, свежесть и др.), цветовую гамму стиха (темная зелень, синева неба, серебро озер и др.), увиденные предметы (сосны, трава, радуга, жаворонок и др.). В парах школьники находят и выписывают эпитеты и метафоры, которые помогают создать поэтическую акварель, пытаются соотнести их с особенностями акварельных красок. Такой прием позволяет школьникам убедиться, что палитра поэта и палитра художника совпадают в своих настроениях, то есть природа акварельных красок и лирики одинаковы в цвете. Такие художественные параллели приближают учащихся к пониманию мироощущений поэта, художника, композитора (если параллельно рассматривается музыкальное произведение). Учащиеся понимают, что каждый из авторов ищет из окружающей природы точные зримые соединения красок, звуков и света, привлекает слуховые образы в своей сфере искусства.
При подготовке к уроку, на котором художественное произведение будет рассматриваться во взаимосвязи с живописью и музыкой, школьникам важно не столько чтение специальной литературы, сколько рассматривание репродукций картин художников, прослушивание музыкальных произведений. Заданий, жестко регламентирующих подготовку учащихся, в таком случае не предполагается.
Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии.Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, стараюсь не упоминать ни автора литературного произведения, ни автора музыки, а просто предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, изменения и попытаться передать свои ощущения, чувства, ассоциации. Дети (даже не обучавшиеся музыке) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти; отмечают изменения в характере музыки.
На уроках, где звучит поэзия - главное оставить яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. И тогда они обратятся к книге, перечитают уже известные стихотворения, прочитают новые.
Восприятие художественных, литературных и музыкальных произведений побуждает к мыслительной деятельности, развивает такие мыслительные приемы школьников, как анализ, синтез, обобщение, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении. Размышляя рационально – логически, учащиеся легче постигают логику сложных вопросов в изучении произведений, "достраивают” размышления автора, благодаря проводимым аналогиям. Все это является залогом активно – творческого восприятия произведений, которые предлагаются для изучения в старших классах.
Проведение имитационной игры.
Сейчас вашему вниманию предлагается имитационная игра по стихотворному отрывку из большого поэтического произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин», это отрывок «Москва… как много в этом звуке…». Это произведение находится во второй главе «Пленительные напевы» учебника 4 класса. Автор учебника называет период 19 века в русской литературе золотым веком русской классической поэзии. Детям объясняется значение слова «золотой», что это метафора. Она обозначает, что в эту эпоху созданы бесценные произведения художественной литературы (Слайд 1).
(слайд 2)Классикой называют произведения, которые являются совершенными, непревзойденными образцами. Вот как сказал об этом А.С.Пушкин:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…»
Я предлагаю детям рассмотреть портрет кисти Ореста Кипренского. Художник запечатлел в портрете не Пушкина в жизни, а Пушкина – поэта. Муза с лирой, чуть высветленный вокруг головы фон, напоминающий венок – это символы поэзии.
(3 слайд) Перед чтением стихотворения мы переносимся в Москву 1812 года Ведем разговор о Наполеоне и М.И.Кутузове. Предварительно детям было дано задание подготовить исторические справки об этих исторических личностях.
(Слайд 4)Картина художника Кившенко “Совет в Филях” рассказывает, как непросто было принять решение Кутузову оставить Москву.
(Слайд 5)Память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года осталась и в других произведениях искусства. Это Л.Н.Толстой и его роман “Война и мир”, С.Прокофьев и опера “Война и мир”, Лермонтов “Бородино”. (Зачитать отрывки из стихотворения.)
(6 слайд)Поэтический взгляд помогает нам повелевать временем. Слова поэтического текста помогают перенестись из настоящего в прошлое.
«Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он».
- Прочитайте строки, в которых Пушкин с любовью говорит о Москве и о любви к своему Отечеству.
(Рассмотрите репродукцию картины Аристарха Лентулова «Василий Блаженный». Этот московский храм назван в честь русского святого. Собор пестрый и красочный, словно живой распускающийся цветок.
Задаю детям вопрос: «Возникает ли при взгляде на картину впечатление колокольного звона?» (музыка Колокольного звона, музыка гимна РФ)
- Какому событию посвящено стихотворение? (Дети говорят о том что после жестокой битвы с французской армией под Бородино русские войска отступили. Наполеон готовился вступить в Москву как победитель. Но Россия отказалась подписать мирный договор, а Москва была сожжена, чтоб не досталась врагу. Это явилось переломным моментом в войне. Позже, под натиском собравшей силы русской армии, страдая от голода и мороза, Наполеон и его войско бежали из России.)Следующий этап работы – виды рифмовки в стихотворении. Дети прослеживают, как поэт поочередно прибегает к разным видам рифмы.
- В каких строчках передаётся торжественное возвышенное настроение? С помощью каких слов, какой интонации?
- Как создаётся картина грозного противостояния? Перечитайте слова, которыми поэт описывает Москву, пожар и Наполеона.
Стихотворение является гимном торжества, победы русской армии над насилием и жестокостью.
Существует и еще одно произведение – “Увертюра. 1812 год”, автор которого П.И.Чайковский. (Слайд 7).
Слушаем фрагмент увертюры, и, исходя из характера музыки, попробуем найти одно слово – прилагательное, которое ярче всего характеризует эту музыку. (Ученики дают определение характера музыки увертюры после прослушивания, в результате приходят к определению – Торжественной увертюры.)
Моделирование.