Урок по русскому языку Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща ,чу, щу(2 класс)


Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2-й класс)
Терещенко Юлия Николаевна ,учитель начальных классов
Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме
Задачи:
актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), проектор.
Ход урока
I.Организационный момент:
Прозвенел звонок сейчасВсе вошли спокойно в класс.Встали все у парт красивоВижу: класс мой - хоть куда!Мы начнём урок русского языка.
 Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.
II.Минутка чистописания.- Начнем с минутки чистописания.
Жж Шш Чч Щщ- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч'] и [щ'] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие.)
- Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу).
III.Актуализация опорных знаний учащихся
а) Словарная работа.
Загадка №1:
Пьёт бензин, как молоко,Может бегать далеко.Носит обувь из резины,А зовут её : (машина)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Загадка №2:
Очень мирные мы змеи.Любим жить в лесах у рекЯда вовсе не имеемИ не знались с ним во век (ужи)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?
Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.
Загадка № 3:
На огне ворчу-бурчу,
А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.
Загадка № 4:
Он хорошо для кислых щейПомимо прочих овощей (щавель)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.
Загадка № 5:
Урод стоит на палке
С бородой из мочалки (чучело)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Загадка № 6:
Полосатая злодейкаСъест любого малыша:Пескаря, плотву, уклейкуНе проглотит лишь ерша (щука)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.
IV. Определение темы урока
Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.
V.Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Физкультминутка:
Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:
Щуку я тащу-тащуЩуку я не упущу.
Проговорили 2-3 раза.
2. Письмо по памяти:
Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.
Вывод: чу-щу пишу с буквой у.
3. Составление деформированного предложения:
в, щука, жила, озере
- Какое предложение получилось?
Жила в озере щука.
В озере жила щука.
В озере щука жила.
Щука в озере жила.
Вывод: жи пиши с буквой и, щу пиши с буквой у
4. Игра "Фотограф"
Описание игры: на доске 10 слов с буквосочетаниями ча-ща:
чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча.
Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.
Проверка: кто больше запомнил и написал слов?
Вывод: ча-ща пишу с буквой а.
5. Физкультминутка для глаз.
VI.Закрепление и осмысление изученного материала
1.Самостоятельная работа учащихся
Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.
В ч...ще ж…вут стриж... и чиж... .
Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.
У Маш... и Миш... цветные карандаш... .У Серёж... ч...десный новый рюкзак.
Бабушка сварила щ...велевый суп.
Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.
Какие правила вы применяли при выполнение этого задания?
VII.Подведение итогов урока
1.Игра "Подскажи словечко"
Дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2.Рефлексия:
Какова была тема нашего урока?
Какие правила мы повторили?
Что нового узнали?
Кому понравился урок?
Кому скажем спасибо?
Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?
Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.