Годовой отчёт студии декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик Руководитель Бодрова А. И. Педагог дополнительного образования


               
Годовой отчёт
студии декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп»
ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик
Руководитель Бодрова А. И.
Педагог дополнительного образования
  Cтудия декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп» является объединением воспитательной, образовательной, организационно – методической, культурно – досуговой деятельности, ориентированной на развитие всех и каждого обучающегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных, творческих и других) особенностей, личностных склонностей.
           В своей деятельности студия руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», порядком организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов управления образования, Уставом «МЦТИ «Золотой ключик», нормативно- правовыми актами ДХТ.
          Режим работы студии организован с 14-00 до 19-00 часов в течение четырехдневной рабочей недели. Занятия в детском объединении проводятся в одну смены, по 2 – 4 раза в неделю.
Огромную роль в развитии  творческой личности ребенка занимает изобразительное искусство. Я, как педагог студии декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» на занятиях развиваю в воспитанниках чувство прекрасного, формирует эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Имея большой практический опыт преподавания по ведущим направлениям  изобразительного искусства, хорошо владея различными методиками преподавания, разработаля программы  «4 Кита» на 7 лет обучения ( рисунок, живопись. Композиция, скульптура) и «Народное творчество» (декоративно-прикладные техники) на 4 года обучения, которые дают положительные результаты в овладении учащимися новыми  знаниями и способами действия, через которые происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
 1. Анализ материально – технического
и социально – экономического обеспечения
         На сегодняшний день студия декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп» размещается в кабинете № 6 (2а) в ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик». Где обучается 52 человека.
          В целях создания условий для осуществления учебно – воспитательного процесса объединения были выполнены следующие мероприятия:
- установлены полки для книг и пособий.;
- выполнен ремонт полового покрытия (постелен линолеум) около раковины;
- произведена замена светильников;
- произведена реконструкция системы водоснабжения.;
- установлено водонагревающее устройство;
- приобретены строительные материалы для выполнения текущего ремонта ( краска, замазка, шпатлёвка);
- выполнен ремонт розеток кабинета;
- установлены шкафы-вешалки для переодевания детей;
- приобретены столешницы;
- приобретены мольберты и планшеты;
- приобретены живые цветы в горшках.
         Эти мероприятия были осуществлены целях комфортных санитарно – бытовых условий и комфортного обучения.
         С целью соблюдения правил пожарной безопасности проведены инструктажи.
.
 2. Основные направления образовательной деятельности
         Студия декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» успешно реализует задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей и молодежи муниципального образования г. Евпатории.
          В соответствии с материально-техническими условиями, наличием мебели и оборудования, а также укомплектованностью обучаемыми, иобеспечивая образовательные запросы детей, обучающихся, их родителей, в 2015-2016 учебном году организация образовательного процесса студии осуществлялась по художествеено-эстетическому направлению. Всего в образовательном процессе были задействованы 60 обучающихся.
Динамика охвата обучающихся за последние годы - следует отметить стабильность количественного состава детей, выбравших студию декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» основным местом получения дополнительных знаний, творческого развития и проведения свободного времени.
           Учебный план объединения на 2015-2016 учебный год включает 2 программы дополнительного образования художественно эстетической направленности. Рабочие программы разрабатывались педагогом с целью адаптации воспитанников к жизни в обществе, формирования общей культуры, самоопределения в выборе бедующей профессии, организации содержательного досуга, с учетом  интересов воспитанников и их родителей, материальных возможностей,  целесообразности.
           В этом году, согластно календарно тематическому плану, проходит апробацию:  программа «Начальная туристическая подготовка» в детском объединении, которая сочетает в себе туристическо-краеведческую и художественно эстетическую направленность.
         Образовательные интересы детей, родителей и социума являются приоритетными в работе объединения, определяют содержание образования, его уровень и направленность. Выявлен стабильный интерес родителей и общественности к деятельности творческой мастерской, поэтому создаются условия для расширения спектра образовательных услуг этого направления.
        В будущем учебном году необходимо проводить информационно – ознакомительную работу с жителями города в целях привлечения большего числа детей в группы.
        Анализ социального заказа со стороны детей и родителей показывает востребованность детского объединения художественной и социально - педагогической направленностей, наиболее востребованными видами деятельности являются академический рисунок, декоративная живопись, основы скульптуры, отдельные виды декоративно-прикладного творчества (лепка, бисероплетение, народная роспись и др.), батик, оригами, витраж.
           В течение всего учебного года педагог коллектива проводил работу по пропаганде дополнительного образования детей и набору в творческое объединение: «Дни открытых дверей», выставки детского творчества , индивидуальные встречи с учащимися школ и их родителями, опубликование статей в средствах массовой информации (городская газета « Евпаторийская Здравница»), размещение информации на сайте «МЦТИ «Золотой ключик»» в локальной сети интернет.
Из – за большей загруженности детей в школе наблюдается спад численности воспитанников среднего и старшего школьного возраста. Необходима умелая организация  учебного процесса в сутудии для данной  возрастной категории.
           Статистический анализ в объединении выявил:
- стабильную наполняемость и сохранность контингента в течение учебного года.
Сохранность составляет 89,5 %, Обновление состава в детском объединении учреждения во II полугодии составляет 5,5 %.;
- посещаемость составляет 93 %.
          Проблему посещаемости учащихся и повышения интереса обучающихся к определенным видам деятельности решается через: введение новых методик и технологий, проектной и исследовательской деятельности, путем использования современных дополнительных образовательных программ, предметных и ориентационных курсов, которые основаны на взаимосвязи общего и дополнительного образования.
          Проблема качества образования наиболее актуальна на современном этапе, повышается ответственность студии за содержание образовательного процесса. В ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» систематизирована работа по организации педагогического диагностирования учебного процесса. Согласно требованиям дополнительных образовательных программ практиковался вводный и промежуточный контроль знаний, умений, навыков, специальных способностей обучающихся. В конце учебного года (май) качество и полнота выполнения учебных программ отслеживалось через промежуточный контроль, формы которого определялись педагогами в соответствии с учебными программами, с учетом специфики учебной дисциплины (срезы, тестирование, выполнение зачетных практических работ, через выставки, конкурсы, фестивали) «что должен знать и уметь воспитанник» после каждого этапа обучения. Таким образом, по представленным протоколам итогового контроля студии декоративно-прикладного и народного творчества «Калейдоскоп» имеют низкий уровень - 0 % обучающихся, средний – 29 %, высокий – 71 %. Результаты итогового контроля показали, что уровень реализации программного материала в 2015-2016 учебном году составил 97 %.
          Основными показателями качества образовательного процесса являются успехи и достижения обучающихся, которые подтверждаются призовыми местами муниципальных, зональных, краевых и Всероссийских конкурсов, выставок, фестивалей. В 2015 – 2016учебном году 41 обучающийся принял участие в 26 детских мероприятиях, где наши воспитанники показали высокие результаты и получили 27 наград:
Список конкурсов, в которых учащиеся объединения заняли призовые места
Городской конкурс рисунков и плакатов «Дети Крыма. Против фашизма» 25.04. 2016 г.; (Победители 1 этапа: 1 человек)
Городской конкурс рисунков на асфальте «Мой Крым – Моя Россия» 27.09.2016 г.; ( Победители 6 чел;);
Городской конкурс рисунков «Книга - источник знаний. Вчера. Сегодня. Завтра» 2015г.; ( Победители 3 чел.);
Городской архитектурный конкурс администрации г. Евпатория «Улица детства» 2015 г. (Финалисты конкурса 2 чел.);
Республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Прикосновение к истокам»2015 г.(Победители II этапа:6 чел.);
Республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальная Ассамблея» о8. 04. 2016г. .(Победители II этапа:1 чел.);
Республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Прикосновение к истокам» 18. 05. 2015 г.(Победители II этапа:5 чел.);
Республиканский конкурс детского творчества «Крым в сердце моем» (ждем результаты) ;
Республиканский конкурс детского творчества «Дорога глазами детей»
(ждем результаты);
Международный творческий конкурс «Время знаний» 18.09.2015 (Победители 3 чел.);
В настоящее время я занимаюсь реализацией программы «4 времени года» - туристические пленэры в горах Крыма. За три года моей работы мы с ребятами и их родителями посетили более 10 природных заповедников и поднялись на множество крымских вершин. Итог работы – тематические выставки.
Перспективы повышения конечных результатов своей педагогической деятельности я вижу в следующем:
- постоянное повышение своего образовательного уровня – посещение курсов, семинаров, изучение методической литературы;
- тщательная подготовка участников всевозможных конкурсов;
- применение новых технологий, различных методов и форм обучения;
- заимствование положительного опыта коллег – посещение открытых занятий
          Для качественной реализации образовательных программ от меня, как педагога дополнительного образования детей требуется постоянное совершенствование педагогического мастерства и практическое овладение педагогической диагностикой, планированием образовательного занятия, вариативностью методов и приемов обучения и воспитания, целеполаганием, коррекцией педагогического процесса, отслеживанием и прогнозированием результатов педагогической деятельности, анализом и оценкой.
    Анализируя соответствие планирования учебного материала и полноты его выполнения в соответствии с календарно-тематическим планированием, с записями в журналах учета работы педагогов, результаты итогового контроля, можно сделать вывод, что учебный план студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» в 2015-2016 учебном году выполнен в полном объеме.
3. Основные  направления  воспитательной  деятельности.
         Процесс воспитания в студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» осуществлялся с учетом реальных условий, имеющихся ресурсов, индивидуальных особенностей, потребностей детей и их родителей. Задача  объединения – создание целостного пространства для развития и воспитания детей, и, она решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации:  учреждениями общего и дошкольного образования, средствами массовой информации, военными и общественными организациями, семьёй,  учреждениями культуры и молодежной политики.
Все запланированные на учебный год мероприятия проведены в полном объеме. Реализация плана воспитательной работы составила 100 % , с учетом текущих изменений в части замены некоторых запланированных мероприятий на другие воспитательные мероприятия.
         Приоритетными направлениями воспитательной работы студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» сохраняются:
         - организация и проведение культурно-образовательных, зрелищно-игровых программ, детских праздников, выставок и других массовых мероприятий для обучающихся;
         - проведение воспитательных мероприятий с учащимися творческого объединения;
         - оказание помощи педагогам дополнительного образования в организации воспитательных мероприятий;     
         - участие в проведении городских культурно- досуговых мероприятий по направлениям деятельности студии;
          -организация отдыха, оздоровления и занятости воспитанников;
         - вовлечение родителей в совместную деятельность по созданию воспитательной среды объединения.
         Самым масштабным звеном в сети взаимодействия остаются образовательные организации — школы и музеи города. Учащиеся студии посещают музеи города и участвуют в пленэрах.
       В течение года продолжена работа со средствами массовой информации. Цель данной работы - формирование имиджа учреждения и объединения, популяризация видов творческой деятельности нашего учреждения, публикация достижений воспитанников. В первую очередь пополнялся информационными материалами сайт ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик.
          Через СМИ рассказывалось о всех достижениях  воспитанников студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик, о проведенных мероприятиях, размещались анонсы,  в открытом эфире проводились встречи творческих коллективов и прочее.
Целостность воспитательного процесса поддерживается через  сотрудничество социально- значимых учреждений и  общественных организаций, участвующих в процессе воспитания  детей, таких как: районный Совет ветеранов ВО войны, Афганистана, Чеченской республики, районный отдел семьи и молодёжной политики г. Евпатории, Евпаторийский  краеведческий музей, Севастопольская художественная галерея. В первую очередь с этой целью реализуется военно- патриотическое и гражданское воспитание.
           Следующим воспитательным направлением объединения является формирование процесса поддержки семейного воспитания через создание условий для расширения границ участия семьи в воспитательной деятельности студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик».
         Основными принципами организации работы студии с семьей остаются:
         - открытость студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);
         -сотрудничество педагога и родителей в воспитании и обучении детей, в ходе которого формируется у родителей установка на сотрудничество с педагогом;
         -создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
         диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Используемые формы взаимодействия педагогов и родителей
Коллективные Групповые Индивидуальные
Родительское собрание Групповые консультации Беседы
Анкетирование
Дни открытых дверей Практические занятия для родителей с привлечением специалистов Телефонный разговор
Открытые уроки Встреча родителей с администрацией учреждения, педагогами Индивидуальные консультации
Совместные праздники  Календарные, государственные Информационные стенды, сайт
Экскурсии  Проект «4 времени года» Конкурсы  Городские, районные, региональные, всероссийские, международные. Уголки для родителей
          
Главной целью в работе с родителями является формирование их заинтересованности в творческом развитии, воспитании своих детей и устойчивого сознания к сопричастности в этом процессе.
         С этой целью проводились  их анкетирование, в результате последнего установлено, что в большей части родители заинтересованы в получении дополнительного образования, так как это воспитывает в детях дисциплину, внимательность, приобретаются полезные навыки, развиваются интеллектуальные способности. Выбор творческого объединения при этом определяют сами дети. Однако на фоне этого мнения  есть и родители, которые считают, что посещение кружков негативно влияет на успеваемость в школе.
Результаты анкетирования:
Что определило выбор получения дополнительного образования в нашем учреждении
Желание ребенка- Заинтересованность родителя Хорошая репутация учреждения, посещают знакомые
70,00% 10,00% 15,00%
Какие качества воспитываются у ребенка, посещающего наше объединение:
Дисциплина, внимательность аккуратность Приобретаются полезные навыки Культура уровня развития и пр.
45,00% 54,00% 10,00%
Влияет ли посещение студии «Калейдоскоп» на успеваемость в школе:
Позитивно влияет Никак не влияет Негативно влияет
65,00% 30,00% 1,00%
Обязательной формой работы с родителями остаются ежегодный публичный просмотр работ в студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик»
         Значительная роль в воспитательном процессе студии отводится родителям через привлечение их к совместным массовым мероприятиям, направленным на  укрепление семейных ценностей. Наиболее эффективными можно назвать выставки «Моя семья», мероприятия, посвященные Дню Матери, новогодние утренники, выпускные вечера в студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик».
Традиционной форма работы с родителями остается "День открытых дверей объединения», который проводился в сентябре 2016 года. Однако эффективность этого мероприятия значительно возрастает в результате действия механизма сотрудничества с администрациями школ, в ходе которого организуется  потоковая форма проведения экскурсий с детьми, а охват их достигает зачастую более 200 человек за день.
         Следующей эффективной формой работы с родителями стали открытые показы результатов обучения и воспитания  в детском объединении. В частности открытые занятия для родителей, которые зачастую совмещаются с родительскими собраниями, для того, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года, что одновременно стимулирует их к поиску новых видов творческой деятельности.
         Самым действенным воспитательным механизмом является родительское собрание. Традиционно проведено родительское собрание по безопасности детей в летний период (совмещено с отчетным просмотром), остальные родительские собрания проводились дважды в течение семестра в творческом объединении. Тематика родительских собраний определялась с учетом актуальности и значимости.
         Особую сложность в организации родительских собраний в объединении вызывает стереотипное мышление родителей: - «Хватит нам школьных собраний», считается не обязательным посещать наши. Поэтому, мне . как педагогу приходится прилагать значительные усилия для их привлечения, в первую очередь подбирая темы, которые максимально заинтересуют родителей. Это привело нас к  поиску новых, нетрадиционных форм проведения родительских собраний.
         Так педагог дополнительного образования детей, я, нашла свой индивидуальный подход  в работе с родителями - через проведение мастер- классов  по живописи. Тем самым я вовлекаю мам и пап в сотрудничество, заряжаю их положительными эмоциями, и главное – развиваю интерес родителей к творчеству, побуждаю их к совместной с детьми  деятельности, а у детей максимально снижается риск желания оставить этот вид деятельности в будущем, то есть бросить посещать эти занятия.
        
На основании вышеизложенного, можно выделить основные направления развития для студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик:
-                                                 обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
-                                                 изменение содержания образовательных и воспитательных программ, особенно для детей от 13 до 15 лет, которое увеличит охват учащихся среднего и старшего возраста;
-                                                 обеспечение воспитания как первостепенного приоритета, взаимодействие школ и УДО в решении задач воспитания;
-                                                 эффективное использование современных образовательных технологий в том числе и информационно-коммуникативных в образовательном процессе;
-                                                 взаимодействие со школами в реализации профильного и предпрофильного обучения;
-                                                 расширение образовательных услуг;
-                                                 развитие творческого потенциала;
-                                                 продолжение работы по сохранности контингента учащихся.
              Таким образом, все поставленные перед объединением задачи и мероприятия в 2015 – 2016 учебном году выполнены. Учитывая всё вышесказанное в 2016 – 2017 учебном году необходимо создание методических и организационных условий для дальнейшего развития студии декоративно-прикладного и народного творчества студии «Калейдоскоп» ДХТ «МЦТИ «Золотой ключик» и взаимодействия субъектов образовательного пространства дополнительного образования детей г.Евпатории в интересах личностного, духовного и нравственного развития детей, их профессионального самоопределения, и адаптации к жизни в современном обществе.