Статья по ОБЖ и физкультуре Использование различных технологий на уроках ОБЖ и физкультуры


Использование различных технологий в преподавании ОБЖ и физической культуры для социализации ребенка в обществе.
Преподаватель-организатор ОБЖ и физической культуры
Мохов В.Г., МБОУ СОШ №3 г. Петровска.
В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе ,школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении. Для гармоничного развития человека необходимо развивать как умственные, так и физические качества. Новое время требует новых подходов, новых отношений в педагогике. На уроках ОБЖ и физической культуры привлекает концепция сотрудничества. Их стиль взаимоотношений с учащимися не запрещать, а направлять; не управлять, а самоуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Результат: дети с удовольствием работают на уроках ОБЖ и физкультуры, с желанием посещают кружковые занятия.
Основная цель физической культуры в общеобразовательных учебных заведениях - сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие двигательных способностей, повышение уровня их физической подготовленности, формирование навыков здорового образа жизни. На уроках ОБЖ и связанных с ними внеурочных мероприятиях дети учатся проявлять решительность, самостоятельность, целеустремленность, самоорганизацию и ответственность за свои поступки.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальным во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро в образовательной области. Работа эта многоплановая и осуществляется в нескольких направлениях:
I.Обучение детей.
1.Через обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ):
-профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
-простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
-привитие детям элементарных навыков (например: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.).
Данную работу в нашей школе начинают проводить с первого класса преподаватели начальных классов, планомерно переходит в среднее и старшее звено школы.
2.Через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития:
-физкультминутки во время занятий;
-проветривание и влажная уборка помещений;
-чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
Здоровьеразвивающие технологии являются основополагающими в процессе обучения.
3.Специально организованная двигательная активность ребенка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
II. Работа с семьей:
пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории.
В нашей школе традиционно на родительских собраниях выступают медицинские работники, сотрудники МВД и другие приглашенные. Ежегодно на первом общем родительском собрании выступаю я, ведя разговор о технике безопасносности при нахождении учащихся в учебном заведении и вне его ( по пути в школу и обратно).
III. Работа с педагогическим коллективом:
обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения. По плану ежегодно два раза в год проводятся учебные занятия: действия при ЧС различного характера, правила поведения при терактах, ознакомление с противопожарными средствами и т.д.
Сегодня преподавание ОБЖ ведется в духе педагогических идей современной стратегии развития и концепции модернизации российского образования. На уроке ОБЖ именно материал, содержащий проблему, приучает детей к реализации полученных теоретических знаний, самостоятельным выводам, поискам выхода из кризисной ситуации.Практический компонент обучения ОБЖ может быть достаточно многообразен:
различные практические работы;
поиск выхода из проблемных ситуаций;
участие школьников в трудовых акциях по сохранению и улучшению природного окружения; овладение умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний;
овладение навыками самообороны и др.
В нашем районе на протяжении многих лет в конце учебного года с юношами 10 классов проводятся военно-полевые сборы, которые являются логическим завершение школьного курса ОБЖ, направленного на подготовку молодежи к службе в вооруженных силах РФ. Совместно со школьниками обучение проходили студенты филиала СГТУ и СПТУ. Частично оборудование (макет «Максим», для оказания 1 медицинской помощи) предоставило Петровское ЛПУ; учебные автоматы и гранаты предоставили ДОСААФ и СГТУ. На данные сборы для проведения занятий приглашаются работники военкомата, ДОСААФ, медицинские работники, воины интернационалисты.
Одновременно девушки 10 классов занимаются в школе с психологами, медицинскими работниками, с сотрудниками органов внутренних дел. Игра- это путь к пониманию ребенком самого себя, своих возможностей и способностей. включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание, казалось бы, к малоинтересному материалу. Умелое использование дидактических игр позволяет учителю оптимально включать в работу всех учащихся, вести непрерывную обратную связь со всем классом. Положительным фактором является участие школьников в следующих соревнованиях: Юный инспектор (5-6 классы), Юный пожарник(7-8 классы), игра Орленок(9- 11 классы). Проведение 4 этапов спартакиады допризывной молодежи.
Опорные схемы- выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблицы, чертежа, рисунка, постоянно подключаются учителем к работе на уроке, помогая педагогу лучше учить, а учащимся лучше учиться.Учителям в своей работе необходимо шире использовать выставки детских рисунков по безопасности жизнедеятельности (пожарной и электробезопасности, поведения на воде и др.). В нашей школе ежегодно учащиеся вовлекаются в работу по выпуску газет, плакатов, буклетов на определенную тему (например, буклет по ПДД, выполнили учащиеся 10А класса). Проводить театрализованные представления с учащимися, конкурсы, соревнования. Активнее привлекать родителей учащихся (особенно младших школьников) для обучения своих детей как правильно пользоваться газом, электроприборами, как вести себя в случае возникновения пожара в доме (квартире), (днем, ночью), как вести себя, если остался один дома.
ОБЖ как научная и учебная дисциплина дает знания, умения и навыки всем, кто с ней  соприкасается. Она заставляет и учителя и учащегося (но прежде всего – учителя!) искать все новые и новые знания и формирует компетентность в области культуры безопасности. Одновременно, физическая культура является основополагающим фактором в развитии ребенка. На уровне правительства было решено возобновление сдачи норм ГТО. Уже в этом году идет планомерная работа по введению норм сдачи ГТО.
Сегодня жизнь доказывает высокую ценность этого. Школьники предотвращают или умело тушат пожары, оказывают друг другу и своим родственникам первую медицинскую помощь, лучше ориентируются в опасных ситуациях, а порой спасают людям жизнь.