ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО — РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ.


Украйченко Наталья Николаевна, читель математики МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ.
Происходящая сегодня в обществе переоценка ценностей с общечеловеческих позиций, определяет, соответственно, и новые ценности в области образования. Педагогической общественностью принята идея гуманистической педагогики, для которой высшей ценностью является человек. Как в мировом, так и в Российском образовательном пространстве, сегодня четко прослеживается глобальная тенденция развития систем образования в направлении перехода от информационной педагогики – к смысловой. А также от авторитарных школ - к школам «диалога», от школы «конвейера» - к школе, действительно ориентированной на развитие личности.
До недавнего времени процесс развития ученика происходил стихийно, неуправляемо. Школа отвечала лишь за успеваемостью ученика, которая по сути дела являлась его репродуктивной деятельностью: воспроизведением полученной от учителя информации и некоторых способов умственной деятельности. Все остальные, наиболее важные стороны процесса личностного развития ученика были вне влияния школы. Школа по сути дела следила за внешними проявлениями процесса развития ученика.
Недостаточная эффективность существующей организации учебного процесса заставляет искать новые способы его осуществления. И действительно, таких попыток сегодня немало. С каждым днем число их растет. Происходит это благодаря тому, что в нашей отечественной педагогике, появилась возможность сосуществования традиционного и альтернативных направлений и, соответственно, разных систем образования, строящихся на различных философских и, прежде всего, аксиологических основах. Проблема ценностей, ценностного выбора очень сложна. Мы считаем, что каждая система образования хороша в рамках тех задач, которые она ставит. Появившиеся в последние годы в нашей стране альтернативные западные (школы Монтессори, Френе, Вальдорфские), а также отечественные альтернативные авторские школы (В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург и др.), говорят о желании самих учителей и общественности изменить нашу школу, повернуть её к ребенку. Наряду с традиционной официально признаны системы развивающего образования (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили). Последнее название в современных педагогических исследованиях считается более правильным, так как понятие обучение слишком узко и не отражает всей сути этих систем. Под образованием, а данной работе понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…» (Закон РФ об образовании). Под развивающим образованием в данной работе понимается не развивающее образование вообще (так как в принципе любое разумно построенное обучение в той или иной степени способствует развитию личности). Только такой его тип образования, который соотносим с подростковым возрастом и нацелен, прежде всего, на творческое развитие старших подростков в современных исторических условиях. Это значит - превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося. Обеспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего образования, которая принципиально отличается от цели традиционной школы – подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Традиционная система образования, признаваемая в прошлом, да ещё и сегодня по некоторым данным является одной из лучших по качеству даваемых знаний, вместе с тем, продемонстрировала свою несостоятельность решить проблему личностного развития и воспитания полноценной в духовно-нравственной сфере личности.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается, что система образования призвана обеспечить, среди других целей и «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности». Отсюда конечный результат обучения в школе – выпускник, который имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться, саморазвиваться, имеющий цель в жизни и «инструмент» для достижения этой цели. У подростков особо высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности – самый частый источник отрицательных переживаний в этом возрасте.
Основанием же для организации групповой работы на уроках математики является личностное развитие и развитие средств общения старших подростков. За основу организации групповой деятельности в нашей работе была взята технология, разработанная в Педагогическом Центре «Эксперимент» г. Рига, которую мы наполнили предметным содержанием. Необходимая цель групповой работы на уроках математики – развитие мышления учащихся. Анализ педагогической литературы и наш опыт работы в качестве учителя математики в средней школе показывает, что эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в развитии средств общения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей учащихся. Однако, нами замечено, что в связи с реализацией технологий личностно-развивающего обучения необходима целенаправленная диагностическая деятельность учителя средней школы, обусловленная необходимостью своевременного оказания помощи ученику в его индивидуально-личностном развитии. Отсюда, проблема нашего исследования, каковы особенности диагностической деятельности учителя на уроках математики. Теоретическая и практическая значимость определили тему исследования: «Особенности диагностической деятельности учителя средней школы в личностно-развивающем образовании».
Объектом исследования является диагностическая деятельность учителя в школе II ступени. Предметом исследования является диагностическая деятельность учителя в условиях групповой работы старших подростков на уроках математики. Цель исследования: обосновать содержание и методы диагностической деятельности учителя средней школы на уроках математики в личностно-развивающем образовании. Гипотеза: диагностическая учителя в средней школы в личностно-развивающем образовании станет средством эффективности образования, если:
содержание диагностической деятельности будет представлять собой систему, направленную на отслеживание динамики развития личности старших подростков:
учитель на уроках будет использовать возможности личностно-развивающего образования, в том числе и условия организации групповой работы;
результаты диагностической деятельности будут использованы для индивидуально-коррекционной работы с учащимися.
Задачи исследования:
Изучить методологические и теоретические основы развивающего образования.
Определить содержание педагогической диагностики в работе учителя в личностно-развивающем образовании.
Доказать, что в личностном развитии старших подростков важную роль играет групповая работа, организованная на уроках.
Методологической и теоретической основой исследования является классические и современные исследования в области философии, психологии, педагогики, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов, Е.А. Ямбург, Г.П. Щедровицкий. Г.А. Цукерман.
В исследовании использовались следующие методы: методы теоретического исследования: изучение литературы; теоретический анализ как способ обнаружения факторов личностного развития в групповой работе старших подростков на уроках математики; метод моделирования; формирующий эксперимент (наблюдение, тестирование, собеседование, экспертная оценка).
Этапы исследования.
На первом этапе (1997-1998) в результате изучения научной литературы, касающейся систем развивающего обучения и сравнения описываемых результатов с тем, как они реализуются в школе, было обнаружено противоречие между реальной образовательной практикой, потребностью в изучении результатов обучения и теоретическими основами развивающего обучения в средней школе. В результате чего была обоснована научная проблема.
На втором этапе (1998 –1999), было продолжено теоретическое исследование проблемы и практика работы автора в качестве учителя математики в средней школе и сформулирована гипотеза и разработано содержание диагностической деятельности учителя средней школы на уроках математики в личностно-развивающем образовании.
На третьем этапе (1999 – 2001), путем теоретического анализа компонентов групповой работы учащихся в системе развивающего образования, были выявлены и апробированы на практике возможные формы групповой работы на уроке математики, а также обобщены диагностические данные и сформулированы другие полученные результаты.