Мастер — класс оп теме «Проектная деятельность в начальной школе на уроках ОРКСЭ»


Мастер-класс для преподавателей ОРКСЭ.
Тема: «Проектная деятельность в начальной школе»I. Несколько лет я работаю над развитием познавательных и творческих способностей учащихся. Я пришла к выводу, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Я стараюсь применять нетрадиционные формы работы для обучения и воспитания, которые позволяют наиболее полно проявить себя учащимся. Одним из перспективных и интересных методов считаю метод проектов, который активно использую в своей работе.
СЛАЙД
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Этот метод используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
СЛАЙД
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками).
Основная цель данного мастер-класса – показать приёмы работы по созданию творческих проектов на примере модуля «Светская этика».
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, определяется задание конкретной направленности, определяются группы учащихся и распределяются роли, назначается координатор.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
II. «Светская этика» - модуль достаточно интересный и полезный. В конце каждого раздела детям предлагается выполнить проекты по предложенным в учебнике темам. Часто тематику проектов предлагаю свою.
«Счастье и смысл жизни» – одна из тем предмета. Я предлагаю вам создать проекты по этой теме.
Целью работы одной группы будет сбор информации по предложенному плану, оформление брощюры.
Ваш проект будет называться «Энциклопедия слова «счастье». Для вас подготовлены источники, из которых вы будете добывать информацию. (Дети приносят свои источники информации.) Выбираете координатора проекта, выполняете работу по плану.
СЛАЙД
План работы над проектом.
1. Найти в словаре лексическое значение слова.
2. Подобрать однокоренные слова.
3. Придумать словосочетания и предложения с данным словом.
4. Найти пословицы, поговорки, скороговорки, в которых упоминается это слово.
5. Найти фразеологизмы, крылатые выражения с этим словом.
6. Выяснить этимологию этого слова (его происхождение).
7. Подобрать стихи, рассказы. (Или составить синквейн)
СЛАЙД
Цель второй группы – создать карту фантастической страны, на которой нарисован маршрут поиска счастья (как правило, к счастью путь редко бывает лёгким и коротким. Он часто лежит через препятствия и преграды, но рано или поздно все преодолевают этот путь и обретают своё счастье)Так же выбираете координатора проекта и выполняете работу.
На выполнение работы – 15 минут
(Показать карту, созданную детьми)
(Включить музыку)

Представление проектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План работы над проектом.
1. Найти в словаре лексическое значение словарного слова.
2. Подобрать однокоренные слова.
3. Придумать словосочетания и предложения с данным словом.
4. Слово в русском фольклоре: пословицы, поговорки, скороговорки.
5. Найти фразеологизмы, крылатые выражения с этим словом.
6. Выяснить этимологию этого слова (его происхождение).
7. Продолжить стихотворение.
8. Составить синквейн.
Синквейн1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).