Конспект логопедического праздника «Страна Правильной Речи» по итогам учебного года для учащихся 2-3 классов специальной (коррекционной) школы V-VIII вида


СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
Конспект
Логопедического праздника «Страна Правильной Речи»
Организация и проведение:
Самородская И.Н., учитель-логопед
Дата и место проведения: 18.05.2016,
кабинет музыкально-ритмических занятий.
2016 год
Логопедический праздник по итогам учебного года для учащихся 2-3 классов специальной (коррекционной) школы V-VIII вида: «Страна Правильной Речи» (Слайд 1.)
Цель: привитие интереса к логопедическим и коррекционным занятиям; развитие и коррекция процессов анализа и синтеза, сенсорных процессов, ВПФ; обогащение и активизация словаря; развитие грамматического строя и связной речи; воспитание коммуникативности и мотивации к учению.
Оборудование: компьютер со слайдами, мяч, три обруча, воздушные шарики 3-х цветов.
Ход логопедического праздника:
Организационный момент. (Слайд 2.)
-За тридевятым царством, за тридесятым государством есть необыкновенная страна – Страна Правильной Речи. Здесь всегда солнечно и весело, а живут в той стране очень грамотные и хорошие дети. А правит той страной добрейший король Пиши-Читайка. (Слайд 3.)
Он очень любит воспитанных детей, которые прилежно учатся и слушаются старших. К таким детям он часто отправляет в гости свою прекрасную дочку Пятёрочку. (Слайд 4.)
Дети очень любят, когда она к ним приходит, и встречают её с радостью. Но прослышала про это злобная королева Двойка. (Слайд 5.)
И послала своих верных слуг «двоек» (Слайд 6.) в сказочную страну, чтобы они похитили красавицу. Заточила она прекрасную Пятёрочку в самой высокой башне, (Слайд 7.) в Стране невыученных уроков. А королю Пиши-Читайке отправила вот такое письмо: (Слайд 8.)
«НИКОГДА Я НЕ ОТДАМ ТЕБЕ ТВОЮ ДОЧКУ. И КО ВСЕМ ДЕТЯМ НА СВЕТЕ БУДУ ХОДИТЬ В ГОСТИ ТОЛЬКО Я. ПУСТЬ ТЕПЕРЬ ОНИ ТОЛЬКО МНЕ РАДУЮТСЯ. А ПРИНЦЕССА БУДЕТ СИДЕТЬ В ТЕМНИЦЕ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ НАЙДУТЬСЯ СМЕЛЬЧАКИ И НЕ ОСВОБОДЯТ ЕЁ. А ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ ПРИНЦЕССУ, НУЖНО НАЙТИ МОЮ СТРАНУ И ПОБЕДИТЬ МЕНЯ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ. НО ТАКИХ ДЕТЕЙ НА СВЕТЕ НЕТ, КОТОРЫЕ БЫ ВСЁ ЗНАЛИ. А ЗНАЧИТ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ТЕПЕРЬ БУДУ ЦАРСТВОВАТЬ ТОЛЬКО Я!»
- Ребята, поможем освободить принцессу Пятёрочку?
- А сейчас посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы справиться с королевой Двойкой и теми препятствиями, которые ждут нас на пути в Страну Невыученных уроков.
Следить за правильностью ваших ответов и подсчитывать баллы, будет Звездочёт Страны Правильной Речи. У нас три команды: 1 команда – красных воздушных шариков, 2 команда – синих воздушных шариков, 3 команда – зелёных воздушных шариков. И так в путь!
(Упражнения на коррекцию логического мышления, слухового и зрительного восприятия).
1. Упражнение «Отгадай букву». (Слайд 10.) Инструкция: рассмотрите рисунок и догадайтесь, какую букву надо вставить в пропущенную клеточку.
2. Игра «Торопись — не ошибись». (Слайд 11.) Инструкция: Посмотрите на экран. Здесь расположены геометрические фигуры в определённом порядке, определённого цвета. 1 класс запоминает фигуры в 1 ряду, 2 класс – во 2 ряду, 3 класс – в 3 ряду, 4 класс — в 4 ряду.(на запоминание отводится 10-15 секунд). Экран закрывается. Дети называют геометрические фигуры. Проверка.
-Теперь мы готовы к путешествию! Идём спасать принцессу Пятёрочку!
(Упражнения на развитие и коррекцию фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза)
Перед нами поле Звуков. (Слайд 12.)
3. «Звук-озорник» (Слайд 13.) Инструкция: назвать предмет, изображённый на картинке, пропустив первый звук. Слова: .омашка, олнце, .алат, .узнечик, .ышка, .оробей.
4. Упражнение «Замени первую букву» (Слайд 14.)
Слова-паронимы: Дочка – Точка
Бочка –
Гол –
Жар –
Сойка –
Веня –
5. Упражнение «Чьё имя лишнее?» (Слайд 15.)
Инструкция: Логопед вызывает 4-х детей (Например:Оля, Аня, Игорь, Саша). Затем, предлагает угадать, чьё имя лишнее, обращая внимание на первый звук в имени.
6. Игра «Разноцветные обручи».(Слайд 16.)
Цель: различение гласных, звонких и глухих согласных. Оборудование: три обруча: красный, синий, зелёный. Инструкция: Логопед просит всех детей у кого имя начинается на гласный звук встать вкрасный обруч, у кого на звонкий согласный – в зелёный обруч, у кого на глухой согласный – в синий обруч.
Вот мы и прошли поле Звуков. И перед нами встаёт сказочный лес. (Слайд 17.) Давайте немного передохнём на весёлой полянке. (Слайд 18.) Давайте посчитаем, сколько на полянке ягодок, кузнечиков, бабочек, жуков и цветов. Чтобы не заблудится в лесу, мы должны пройти по тропинке Слогов. (Слайд 19.)
7. Упражнение «Из одного – два» (Слайд 20.)Инструкция: изменить слова так, чтобы получилось: 2 слога – дом, сад, дуб, куст. 1 слог – звери, лоси, кони, дубы. 3 слога – лист, дуб, белка, гриб.
8. Упражнение «Слоги заблудились» (Слайд 21.) Инструкция: найти и убрать лишний слог, прочитать слова правильно. САПОХАР КОЛМАБАСА ХАЛДУВА КОНРЕФЕТА ЗЕБУФИР
9. Игра «5 картинок» (Слайд 22.) Инструкция: картинки перевёрнуты. Переворачиваем картинку, ребёнок определяет первый звук в слове, количество слогов. Затем, придумывает своё слово на данный звук, с таким же количеством слогов.
10. Физминутка. (Слайд 23.) + видео «Левая-правая» (координация движений с речевым сопрождением)
11. (Упражнение на развитие внимания). На полянке мы встретили двух девочек. Они очень похожи друг на друга, но всё же немного чем-то отличаются.
Игра «Найди 10 отличий» (Слайд 24.)
-И море СЛОВ встаёт на пути, (Слайд 25.) И как же нам с вами его перейти? Поможет нам в этом корабль Знаний! Так в путь поспешим, все заданья решим!
12. «Угадай детёнышей» (задание для первоклассников) (Слайд 26.) Инструкция: назвать детёнышей животных. У кошки – У волка – У коровы – У медведя – У курицы – У белки – У свиньи – У зайца – У ежа – У лисы –
Видео «Песня о домашних и диких животных»
13. «Скажи ласково». (игра с мячом) (Слайд 27.) Инструкция: назвать ласково свои имена. Например: Надя – Наденька и т.д.
14. Упражнение «Изменить слова по образцу» (согласование числительных с существительными). (Слайд 28.) Инструкция: изменить слова по образцу, данному логопедом. 1 книга 2 книги 5 книг 1 дерево 2 ….. 5 ….. 1 сосна 2 ….. 5 ….. 1 зуб 2 ….. 5 ….. 1 лоб 2 ….. 5 ….. ухо 2 ….. 5 …..
15. «Придумай действие». (Слайд 29.) Инструкция: назвать по три действия предмета к показанным картинкам. Предметные картинки: собака, кошка, птица, лиса, заяц, рыба, самолёт, мальчик. –
16. «Назвать признаки предметов». (Слайд 30.) Инструкция: изменить слова по образцу. Запас на зиму – зимний запас Лист из железа – Дом из кирпича – Сок из лимона – Звонок телефона – Суп из гороха – Сарай из дерева – Одежда для зимы – Шляпа из соломы – Компот из брусники –
Берег смекалки. (Слайд 31)
Инструкция: дать правильные ответы на логические задачки.
- Волк гонится за зайцем. Кто впереди?
- Вова улыбается, а Коля плачет. Кому грустно?
- Катя встаёт и делает зарядку. Что она делает сначала?
- Рябина выше кедра. Что выше?
- Мотоцикл едет перед машиной. Что едет позади?
- Листопад и снегопад. Что раньше?
И последнее препятствие на нашем пути. Это скала Предложений. (Слайд 32.)
17. «Продолжить предложения». (Слайд 33.) Инструкция: закончить предложения. Малыш заплакал, потому что ………. Собака залаяла и …… . Серёжа промочил ноги, потому что ………. Машина остановилась, так как ………… . Ученик опоздал на урок, потому что ……….
18. Работа с деформированным текстом. (Слайд 34.)
Весёлый, в, выступать, цирк, клоун.
Ваза, стоять, розы, в, красивая.
По, стучать, громко, дятел, дерево.
Опоздать, в, школа, Дима, вчера, Новиков.
Ходить, любить, очень, зоопарк, дети, в.
-Вот и добрались мы до страны Невыученных уроков. (Слайд 35.) Для того, чтобы разрушить её и освободить принцессу, мы должны расшифровать волшебные слова. Но для этого нужно знать код этих слов. (Слайд 36.) Инструкция: из каждого класса приглашаются по три человека, и у каждого на спине логопед рисует определённую цифру. Ребёнок должен угадать её, а все дети следят за правильностью ответа. И так у каждого из вызванных детей. Затем все вместе расшифровываем волшебные слова и произносим их все вместе: ЗНАНИЯ — ЭТО СИЛА.
-Разрушились чары королевы Двойки (Слайд 37.) и принцесса Пятёрочка теперь на свободе. (Слайд 38.) Молодцы ребята! Мы проделали долгий путь. Освободили прекрасную принцессу Пятёрочку от королевы Двойки и показали, как много мы с вами уже умеем и знаем. (Слайд 39.) А в следующем учебном году мы будем учиться ещё лучше! И королева Двойка нас никогда не победит!
Вопросы детям: «Что нового вы узнали на нашем празднике? Какое задание вызвало у вас трудности?»
Король Пиши-Читайка и принцесса Пятёрочка приготовили для вас сладкие подарки. (Слайд 40.) До свидания!
Самоанализ логопедического праздника «Страна Правильной Речи» по итогам года для уч-ся 2-3 классов.
Цель: привитие интереса к логопедическим и коррекционным занятиям; развитие и коррекция процессов анализа и синтеза, сенсорных процессов, ВПФ; обогащение и активизация словаря; развитие грамматического строя и связной речи; воспитание коммуникативности и мотивации к учению.
Задачи:
предметные:
продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков при изучении темы “Имя существительное”;
изучение языковых норм и их применение в своей речи.
метапредметные:
развить логическое мышление;
развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
На уроке использовалось оборудование: компьютер со слайдами, мяч, три обруча, воздушные шарики 3-х цветов.
При организации праздника я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.
На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.
Регулятивные:
на этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности
Познавательные:
на этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий
Личностные:
на протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.
Коммуникативные:
формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать.
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.
На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.
Методы также были разнообразны.
Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;
метод междисциплинарных взаимодействий; объяснительно - иллюстративный; наглядно-слуховой; драматизации; словесный.
Праздник начался с введения воспитанников в игровую ситуацию с помощью мультимедийной презентации (В необыкновенной стране – Стране Правильной Речи – живут грамотные и воспитанные дети. Правит этой страной король Пиши-Читай, который к прилежным детям отправляет в гости свою дочь принцессу Пятерочку. Но злобная королева Двойка, узнав об этом, послала своих слуг похитить Пятерочку и заточила ее в башню. Детям было предложено победить знаниями и умениями королеву Двойку ). Путешествие было не из легких. Детям пришлось сначала пройти Поле Звуков (задания на звукобуквенный анализ, фонематическое восприятие), затем проползти по Слоговой тропинке (задания на слоговой анализ и синтез слов), отдохнуть на Музыкальной полянке (речедвигательные упражнения), проплыв Море Слов (задания на уточнение словарного запаса), причалить к Берегу Смекалки (задачи на словесно-логическое мышление)   и на Скале Предложений сразиться с королевой Двойкой (задания на развитие связной речи). Все дети проявляли интерес к празднику, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение применять знания в различных ситуациях. 78% учащихся показали глубину, осознанность и прочность знаний. На протяжении всего праздника сохранялись высокая активность большинства детей, не смотря на то, что праздник продолжался более часа.
Подводя итоги праздника, можно отметить положительные тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе обучающихся. Подготовили и провели его учителя-логопеды Самородская Ирина Николаевна и Пика Светлана Александровна.