Внеклассное мероприятие для учащихся средних классов специальной (коррекционной) школы VIII вида «Наш друг — лес»


Школа-интернат № 1 г. Казани
«Наш друг – лес»
Внеклассное мероприятие
для учащихся начальных классов
коррекционной школы VIII вида
Хамидуллина А.Р, учитель естествознания, воспитатель
Шуравина О.Б, учитель истории,
педагог-организатор
Казань, 2012
Цель: знакомить учащихся с правилами поведения в лесу.
Задачи:
- образовательные: уточнение и развитие представлений учащихся о растениях и птицах, ознакомление с основами экологической безопасности в лесу;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к нарушениям правил поведения в лесу;
- коррекционные: развитие памяти, речи, мышления, обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся, формирование умения действовать по устной инструкции, развитие творческих способностей.
Сцена оформлена как лесная полянка. Звучит фонограмма «Щебет птиц». Сбоку от сцены сидят учащиеся 4 класса в костюмах лесных зверят. В зале учащиеся начальных классов.
1 ведущая: Ребята, как вы думаете, где мы с вами оказались? (В лесу). Правильно. А вы любите сказки? Хотите послушать лесную сказку? Ну, тогда слушайте. Жили-были два друга – Ёжик и Поросёнок. Ёжик жил в лесу, а Поросёнок – в деревне. Ёжик часто приходил к Поросёнку в гости. Друг угощал его сушками с молоком, которое ёжик очень любил. А вот Поросёнок никогда не был в лесу. Он даже не знал – что такое лес? И вот однажды Ёжик пригласил своего друга в гости, полакомиться желудями и лесными яблочками.
Ёжик: Здравствуй, Поросёнок!
Поросёнок: Привет, Ёжик!
Ёжик: Вот здесь, в этом лесу я и живу! А это мои друзья – Лиса, Заяц, Белочка, Дятел, Бабочка, Мышонок и Муравей.
Зверушки (хором): Здравствуй, Поросёнок!
Поросёнок: Привет-привет!
Белка: Добро пожаловать в наш лес!
Поросёнок: Ух, ты! Сколько деревьев! Какие большие!
Ведущая: А ты знаешь, поросёнок, как они называются?
Поросёнок: Да этого никто не знает!
2 ведущая: А вот наши ребята знают. А зверята выучили стихи об этих деревьях. Хочешь послушать?
Работа с залом. На экране появляются изображения деревьев, дети из зала называют его, а участники мероприятия-зверята читают о каждом дереве стихотворение И. Токмаковой:
Ёжик: Если дали бы берёзе расчёску,
Изменила бы берёза причёску,
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Лиса: Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода!
Заяц: Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Дуб стоит зелёный!
Значит, дуб выносливый,
Значит – закалённый.
Муравей: Красненькую ягодку мне дала рябина.
Думал я, что сладкая,
А она – как хина.
Может, эта ягодка просто не дозрела?
Иль рябина хитрая подшутить хотела?
Бабочка: Ели на опушке –
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Глядя на внучат.
А внучата – ёлочки –
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
Мышка: Клён осенний в золоте -
Яркие одёжки.
Листики - как звёздочки,
Детские ладошки.
Дятел: Мёрзнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, зябнет в жару.
Дайте осинка пальто и ботинки –
Нужно согреться бедной осинке!
Плывёт медовый аромат
Над желтыми цветами.
Увидеть липу каждый рад –
Поделится с друзьями
Она и цветом от простуд,
И мёдом от болезней.
Добрее липы нету тут,
И нет её полезней!
Поросёнок: Какие хорошие деревья растут в лесу!
Дятел: Поэтому в лесу так легко дышится! Это деревья делают воздух чистым и свежим!
Поросёнок: Какая мягкая зелёная травка! (начинает кувыркаться в траве) Какие цветочки! Нарву букет для своей мамы!
Заяц: Что ты! Не надо рвать цветы, они ведь завянут! Лучше любоваться ими, когда они растут.
Поросёнок: А это что такое?
Ёжик: Это грибы.
Поросёнок: Ого! Я знаю: грибы можно есть!
Ёжик: Стой! Не все грибы можно есть! Эти грибы ядовитые – это мухоморы!
Поросёнок: Ядовитые? Вот вам, противные мухоморы! (хочет пнуть грибы)
Лиса: Не пинай мухоморы. От них только людям вред, а лесным жителям – польза. Мы лечимся грибами – это наше лекарство.
Поросёнок: Ладно, не буду грибы топтать. Буду лучше песни петь!
Дятел: Тише! В лесу нельзя шуметь!
Поросёнок: Почему это?
Дятел: Птицы могут испугаться и улететь со своих гнёзд. И тогда их яйца или маленькие птенчики погибнут.
Поросёнок: Какие ещё птицы?
2 ведущая: Ты знаешь, Поросёнок, в лесу живет очень много птиц. А вы ребята, знаете лесных птиц? Тогда отгадайте про них загадки
.
Загадки про птиц. Отгадывают дети из зала, в случае затруднения им помогают лесные зверята. На каждую птицу звучит фонограмма с её голосом, затем детям предлагается загадка или описание, а затем изображение птицы на экране.
Дятел.
Всё время стучит, деревья долбит,
Но не калечит, а только лечит
Снегирь.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кукушка.
Кто на ветке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку!»
Синица.
С жёлтой грудкою сестричка –
Как зовут её?
Сова.
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло.
Сорока.
Эта птица суетлива, воровата и болтлива.
Чернокрыла, белобока – как зовут её?
Соловей.
Он без нот и без свирели лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней. Кто же это?
Клёст.
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Не боится холодов и зимой растит птенцов.
Иволга.
Ярко-жёлтая одёжка, а мяукает, как кошка.
Средь листвы всегда таится. Ну-ка, что это за птица?
Поросёнок: Ой, какая красивая бабочка! Вот я её поймаю! (начинает ловить бабочку)
Бабочка: Что ты делаешь? Зачем ты ловишь бабочку?
Поросёнок: Она красивая! Я её домой принесу!
Бабочка: Нельзя забирать из леса зверушек, птичек и насекомых! Они погибнут у тебя дома!
Поросёнок: Ой, я знаю что это! Это муравейник! Если сунуть туда ветку, она станет кислая-кислая! Сейчас ветку сломаю!
Муравей и Мышка: Что ты делаешь?
Мышка: Ветки деревьев ломать нельзя! И листья рвать тоже!
Муравей: Нельзя разорять муравейники! Мы, муравьи очень полезные – мы очищаем лес. Поэтому нас называют лесными санитарами.
Поросёнок: Ломать – нельзя! Рвать нельзя! А что тут у вас можно? Буду лучше конфеты есть! (Достаёт из кармана конфету, разворачивает, бросает фантик) У меня тут много фантиков! (Разбрасывает их по полянке)
Все зверушки (хором): В лесу нельзя мусорить!
Поросёнок: А я буду! Буду! Какие противные, ничего у вас нельзя! Не приду к вам больше! Вот!
1 ведущая: Ребята, как вы думаете, красиво вел себя в лесу поросёнок? Что он делал неправильно? (Мял траву, рвал цветы, шумел, топтал мухоморы, ломал ветки, вредил муравейникам, ловил бабочек, мусорил). Посмотри, Поросёнок, какая грязная, некрасивая стала лесная полянка. Нужно убрать мусор. Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Убери мусор».
Вызываются две команды по 3 человека, которые на скорость собирают фантики.
Муравей: Вот теперь в лесу чисто и красиво!
Поросёнок: Я больше не буду мусорить в лесу!
Ёжик: Не обижайся на нас Поросёнок, но в лесу, и правда, многого нельзя. Если ты будешь рвать цветы и листья, шуметь, мусорить, обижать птиц и животных, лесу от этого будет очень плохо. Он будет болеть.
Белка: Но самое страшное в лесу это пожар. Люди разведут костёр и уйдут, а от плохо потушенного костра может разгореться большой огонь. В нём гибнет всё живое.
Все зверушки (хором): В пожаре мы все можем погибнуть!
Видео «Пожар в лесу»
Поросёнок: Какой страшный огонь!
Ёжик: Чтобы этого не случилось, нужно выполнять простое правило – не разводить костры в лесу!
2 ведущая: Нельзя бросать в лесу стеклянные бутылки или банки. В жаркий день лучи солнца через стекло, как через лупу, могут поджечь сухую траву, мох, хвою.
Поросёнок: Я всё понял! Теперь я буду вести себя в лесу по всем правилам.
1 ведущая: А вы, ребята, запомнили правила поведения в лесу? Зверята помогут вам их вспомнить! Чего нельзя делать в лесу?
Зверята по очереди выносят плакаты с правилами поведения в лесу, а дети их называют.
1 ведущая: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, понравилась вам наша сказка? Каким был поросёнок вначале? А каким он стал потом? Чему он научился? Кто помог поросёнку изучить лесные правила? Молодцы, вы все правильно поняли и хорошо запомнили.
2 ведущая: А напоследок я предлагаю вам сыграть ещё в одну игру – «Собери ромашку». Посмотрите: здесь у нас много-много лепестков, а здесь две серединки от ромашек. Но серединки эти – не простые. Какая обычно бывает серединка у ромашки? (Жёлтая) А у нас серединки красная и зелёная. Знаете почему? Вспомните светофор. Что означает на нём красный свет? (Нельзя идти). А зелёный? (Можно идти). Вот и у нас должны получиться две ромашки – к зелёной серединке нужно присоединить лепестки с тем, что можно делать в лесу, а к красной – что ни в коем случае нельзя делать в лесу. Кто хочет взять первый лепесток?
(Дети читают надписи на лепестках, для плохо читающих есть рисунок, ведущая помогает прочитать правила)
2 ведущая: Посмотрите, какие ромашки у нас получились! Не только красивые, но и полезные – они помогли нам выучить лесные правила.
1 ведущая: Пора нам попрощаться с гостеприимным лесом. Давайте сделаем это вместе. Повторяйте за мной!
До свиданья, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!
2 ведущая: А теперь попрощаемся с нашими зверятами – им пора в лес, а поросенку – домой, в деревню.
1 ведущая:
Спасибо вам за внимание. До новых встреч в гостях у лесных жителей!