Конспект урока по ОБЖ на тему Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения


Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том, что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Обсудить правила безопасного поведения при пожаре в лесу.
Изучаемые вопросы
Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров.
Система охраны леса.
Правила поведения при пожаре в лесу.
Изложение учебного материала
1.Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности. Поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены на усвоение правил поведения в лесу.
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
бросать на землю горящие спички — попав в сухую траву или мох, они вызовут их возгорание;
оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, которые, фокусируя лучи солнца, как линзы, могут вызвать возгорание сухой травы;
выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях;
разводить костры в хвойных молодняках, торфяниках, лесосеках с порубочными остатками, в местах с подсохшей травой.
Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу.
2.Для защиты населения от последствий лесных пожаров и снижения материального ущерба от массовых лесных пожаров в нашей стране функционирует система охраны леса.
Основными элементами этой системы в Российской Федерации являются: специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана), лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана); персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с пожарами в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.
Для защиты населения от последствий лесных пожаров проводятся также заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров. По опушкам лесов и вдоль дорог высаживают лиственные породы деревьев. В лесах прокладывают просеки и грунтовые полосы шириной 5—10 м в смешанных лесах и до 50 м в хвойных лесах. Леса очищают от мусора, сухостойных и поваленных ветром деревьев, проводят санитарные рубки. В населенных пунктах роют пруды и водоемы, емкость которых определяется из расчета не менее 30 м3 на 1 га площади поселка или населенного пункта. На границах леса с сельскохозяйственными угодьями, вдоль железных и автомобильных дорог общего назначения создают противопожарные защитные полосы.
3.Рассматривая содержание третьего вопроса, целесообразно обсудить с обучаемыми правила поведения в лесу при пожаре.
Если возникло возгорание — от костра загорелась сухая трава, и огонь побежал по ней, в самом начале такой пожар можно потушить, не имея для этого специальных средств. Огонь надо захлестывать, сметая его в сторону очага пожара, используя для этого веник из зеленых ветвей, молодое деревце, мешковину или даже одежду. Небольшие очаги пламени можно затаптывать ногами. Можно забрасывать кромку пожара землей, если в вас под рукой оказалась лопата.
Если вы не можете бороться с огнем, от него надо уйти. Скорость распространения низового пожара — 1—3 м/мин. Скорость движения человека:
при спокойной ходьбе — 4 км/ч, это 66 м/мин;
при быстром шаге — 6 км/ч, это 100 м/мин;
при беге — 12 км/ч (1 км за 5 мин), это 200 м/мин.
Идти надо навстречу ветру, перпендикулярно кромке пожара, выбирая для этого лесные просеки, дороги, берега ручьев н рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрывать, используя для этого имеющиеся у вас средства (мокрая ватно-марлевая повязка, мокрое полотенце, носовой платок, головной убор, одежда).
Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или наш кройтесь мокрой одеждой, дышите воздухом возле земли лежа, — там он меньше задымлен.
После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию близлежащего населенного пункта, лесничество или противопожарную службу.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что в последние годы в нашей стране проявилась тенденция роста числа лесных пожаров. Наиболее часто местами возникновения лесных пожаров являются стоянки рыбаков; места, посещаемые охотниками и туристами; места традиционного отдыха населения; обочины дорог общего пользования; места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведется вывоз древесины.
Контрольные вопросы
Назовите основные причины и места возникновения лесных пожаров.
Какие основные меры пожарной безопасности должен» знать и соблюдать каждый человек при нахождении в лесу?
Перечислите правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу.
Как осуществляется защита населения от последствий лесных пожаров в нашей стране?
Какие мероприятия могут проводиться заблаговременно для защиты населения от последствий лесных пожаров?
Домашнее задание
Изучите § 5.2 учебника.
Вы собираетесь в лес (в турпоход, для сбора ягод, на отдых). Продумайте и запишите в дневник безопасности: меры пожарной безопасности, которые вам необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели вашего похода в лес.