Понятие лесных и торфяных пожаров

Тема урока: «Понятие лесных и торфяных пожаров» (7 класс)

Цели и задачи:
- сформировать у обучающихся представление о лесных и торфяных пожарах;
- сформировать представление об особенностях низовых, верховых и торфяных пожаров;
-разъяснить основные причины возгорания лесов;
- выяснить последствия лесных и торфяных пожаров.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Учебные вопросы:
Понятия лесных и торфяных пожаров.
Классификация лесных и торфяных пожаров.
Признаки лесного пожара.
Причины возникновения лесных и торфяных пожаров.
Учебно-методическое обеспечение:
- тексты Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в лесах (Приложение к постановлению Правительства РФ от 30.06.2007г.№ 417);
- презентация по теме урока;
- на каждого учащегося тексты тестов;
- комплекты карточек с названиями предметов, действий людей, техногенных ЧС и природных явлений (сигареты, продукты питания, окурок, рюкзак, костер, хозяйственные работы, прорыв газо- или нефтепровода, обрыв ЛЭП, ж/д или автомобильная авария с возгоранием, стекло, палатка, сухая трава, гроза и др.)
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование для демонстрации презентации.

Ход урока
(Учитель читает стихотворение, демонстрируя слайды)

Слайд 1. Преданьем предков манит косогор,
О тайнах разных он молчит до срока –
Пока не позовет сосновый бор
И вот стою я у его порога.
Приятен мне покой сторожевой,
И дятла стук, и мха ковер скрипучий,
А в глубине – и сумрак вековой,
Где отдыхают молнии и тучи
Слайд 2. Дождем промытый чисто, до иглы,
Как в зеркало, бор смотрит в поднебесье.
А сосны песню мне приберегли –
Люблю их нестареющую песню.
Слайд 3. Про жизнь земли, про волю и про нас
Пленен чарующей зеленой речью,
Я от вершин не отрываю глаз,
Как будто там лесов российских вече.
Геннадий Сазонов.

Леса помогают нам бороться с бурями, ураганами, обвалами, селями, укрепляют почву, уменьшая разрушительное воздействие стихийных сил. Но в лесах нас может подстерегать беда Кто ответит: «Какая беда нас может подстерегать в лесу?». Правильно – огонь, пожар. «Понятие лесных и торфяных пожаров» - тема нашего урока. Слайд 4.
Сегодня мы с вами попытаемся разобраться: какие же бывают лесные пожары, чем они характеризуются, поговорим об особенностях этих пожаров. Итак, кто вспомнит и скажет, что мы называем пожаром? Следуют ответы детей. Правильно, пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Это определение дано в законе «О пожарной безопасности», принятом 21 декабря 1994 года. А что такое лесной пожар? Следуют предположения учащихся.
Слайд 5. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Существует специальная наука, которая занимается изучением лесных пожаров и их особенностей, разработкой методов борьбы с огнем и его последствиями. Эта наука – лесная пирология.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Но всегда ли пожар в лесу сопровождается огнем? Нет, возможен и другой вид пожара, без сопровождения огня. Как вы думаете, что это за пожар? Правильно – это подземный пожар или торфяной.
Слайд 6. Торфяной пожар – это пожар, который возникает в торфяном слое, находящемся в почве на глубине от нескольких десятков сантиметров до десятков метров.
В зависимости от того, в каких ярусах леса распространяется огонь, лесные пожары принято подразделять на низовые (составляют по количеству до 90 %), верховые и подземные (почвенные). Слайд 7.
В свою очередь, низовые и верховые пожары могут быть устойчивыми и беглыми. Давайте рассмотрим каждый из этих видов лесного пожара. А вы попытаетесь дать характеристику каждому виду пожара. По ходу рассмотрения слайдов, ученики описывают отличительные черты того или иного вида пожара, а учитель дополняет и поправляет их ответы.
Слайды 8-10. Низовой – характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м.
Для низового пожара характерна вытянутая форма пожарища с неровной кромкой. Цвет дыма светло-серый, скорость распространения низовых пожаров против ветра в 6–10 раз меньше, чем по ветру. В ночное время скорость распространения пожара меньше, чем днем. При изменении направления ветра усложняется определение формы пожара – его основных элементов фронта, тыла, флангов. В таких случаях, особенно когда пожар принял большие размеры, возможно окружение огнем людей в лесу.
Слайды 11,12. Верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени.
Верховые пожары, выделяя большое количество теплоты, вызывают восходящие потоки продуктов горения и нагретого воздуха. Форма площади при беглом верховом пожаре вытянутая по направлению ветра. Дым верхового пожара темный.
Слайд 13. Подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Слайд 14. Подземные (почвенные) пожары возникают на хорошо просохших участках с торфяными почвами или с мощным слоем лесной подстилки (до 20 см и более). Торф и лесная подстилка сгорают на всю глубину сухого слоя или до минеральной (земляной) почвы.
Чаще всего почвенные лесные пожары представляют собой дальнейшую стадию развития низовых. На первой стадии пожара более сухой торфянистый слой выгорает только под деревьями, которые беспорядочно падают, и лесной участок, поврежденный пожаром, выглядит как изрытый. Затем продолжается почвенное воронкообразное горение вглубь торфяного слоя. При ветре горящие частицы торфа и лесной подстилки перебрасываются на соседние участки, способствуя развитию пожара по площади торфопочвы, возникновению низовых пожаров.
Слайд 15. При низовом беглом пожаре поверхностно обгорает травяной покров, валежник, самосев леса, хвойный и лиственный подлесок, но за счет более благоприятных условий (сухой лес, ветреная погода) такой пожар распространяется с повышенной скоростью (более 0,5 – 1 м/мин.), обходя места с повышенной влажностью покрова. Низовой беглый пожар в основном происходит весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.
Слайд 16. Низовой устойчивый пожар распространяется по нижнему ярусу леса (горит напочвенный покров, полностью гибнет подлесок,) с малой скоростью (до 0,5 м/ мин), охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни. Такие пожары развиваются обычно с середины лета, когда просыхает подстилка.
Слайд 17. Верховой беглый пожар возникает только при сильном ветре; огонь распространяется по кронам деревьев "скачками", опережая фронт низового пожара. Ветер также разносит горящие ветви и искры, которые создают новые очаги низовых пожаров на сотни метров впереди основного очага. В ряде случаев огонь "перебрасывается" указанным способом через реки, широкие дороги, безлесные участки и другие кажущиеся рубежи для локализации пожара.
Во время "скачка огня" пожар распространяется по кронам со скоростью 15–25 км/час, однако средняя скорость распространения беглого верхового пожара всегда меньше, так как после "скачка" происходит задержка распространения фронта пожара до тех пор, пока низовой огонь не пройдет участок с уже сгоревшими кронами. Это происходит потому, что "скачок огня" вызывается подогревом полога леса теплотой низового огня. Тепловой поток, поднимаясь по направлению ветра наклонно, подогревает кроны деревьев впереди фронта огня на значительном расстоянии. При воспламенении хотя бы одной из крон почти мгновенно воспламеняются и другие и огонь "скачет" по подогретым кронам, но затем вне сферы действия подогрева затухает. На следующем участке, когда низовой огонь подойдет к фронту, процесс подогрева полога повторяется и опять происходит "скачок огня".
Слайд 18. Верховой устойчивый пожар является следующей стадией низового. Пламя низового пожара поджигает кроны деревьев, при этом сгорает хвоя, листья, мелкие и более крупные ветви. Переход низового пожара на полог древостоя происходит при сильном ветре, а также в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте (особенно на горных склонах при распространении огня вверх). Древостой после верхового пожара, как правило, полностью погибает, остаются только обугленные остатки стволов.
После просмотра и обсуждения слайдов для учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: Слайд 19.
-Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые. (Да)
-Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой. (Нет)
-Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка. (Да)
-Кромку торфяного пожара легко обнаружить. (Нет)
-Скорость торфяного пожара выше скорости лесных. (Нет)
-Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и под водой. (Да)
-Верховые пожары распространяются скачками. (Да)
-Низовые пожары сопровождаются черным дымом. (Нет)
Учитель продолжает: Ребята, как вы думаете, когда начинается и когда заканчивается пожароопасный сезон? (Следуют предположения). Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды. Лесные пожары классифицируются по силе (интенсивности) и масштабам. По интенсивности (силе) лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Слайд 20.
В зависимости от площади, охваченной огнем, лесные пожары подразделяются на классы: Слайд 21. У вас на партах лежат карточки. Ознакомьтесь с ними и назовите классы пожаров в порядке возрастания. Учащиеся отвечают. Хорошо.











Учитель: А какими признаками характеризуется лесной пожар? Ну, подумайте. Школьники отвечают: Слайд 22.
-устойчивый запах гари
-туманообразный дым
-беспокойство птиц и животных, их миграция в одну сторону
-ночной перелет птиц, громкие крики
-ночное зарево
-отблески зарева на ночных низких облаках.
Учитель: Давайте назовем причины пожаров. Ученики отвечают.
Причины пожаров: Слайд 23.
– безответственное отношение людей в лесу в пожароопасный сезон;
– брошенная горящая спичка или непогашенный окурок; – охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся; – брошенный в лесу промасленный обтирочный материал;
– заправка топливом бака машины при работающем двигателе;
– грозовая молния;
– самовозгорание торфяника;
–курение рядом с заправляемой машиной; – разведение костра в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев;
– выжигание травы на лесных полянах, проталинах или стерни на поле около леса;
–непотушенный костер; – осколок стекла, брошенного на солнечном месте;
– хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог), которые велись с нарушениями правил ТБ.
Для закрепление материала учащимся предлагается определить тип пожара (по картинкам - Слайд 24-26) и ответить на вопросы теста. Слайд 27-31.

Тест
1. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это -
а) стихийный пожар; б) природный пожар;
в) лесной пожар г) пожар.
2. Найдите неверный ответ. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:
а) низовые; б) наземные;
в) верховые; г) подземные.
3. По интенсивности (силе) пожары бывают:
а) слабые; б) средние;
в) сильные; г) большие.
Что лишнее?
4. По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на:
а) устойчивые; б) быстрые;
в) медленные; г) беглые.
5. Как называется наука, изучающая лесные пожары?
а) геология;
б) пирология;
в) геронтология
Домашнее задание: Слайд 32.: учить параграфы 7.1-7.3, заполнить схему.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615



Классы пожаров

Средний пожар 21-200 га

Загорание 0,1-0,2 га

Малый пожар 0,2-2 га

Небольшой пожар 2-20 га

Крупный пожар 201-2000 га

Катастрофический пожар – более 2000га

Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров

Вторичные
Загорание близлежащих объектов, уничтожение опор и линий связи, электропередачи, массовые пожары и др.

Первичные
Огонь, высокая температур воздуха, ядовитые газы, обрушение деревьев и обширные зоны задымления



15