Статья Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности


Т. Г. Земскова (преподаватель-организатор ОБЖ)
МОБУ «СОШ № 62»
г. Оренбург
Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности
В решении вопроса повышения уровня общей культуры безопасности жизнедеятельности человека в природной, техногенной и социальной среде, проблемы социальной адаптации обучающихся, воспитания их нравственных качеств, получения практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях надо активно использовать возможности педагогической деятельности.
К одной из таких возможностей относится использование личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности, что способствует созданию обучающимся наилучших условий для развития их способностей, духовных качеств личности, воспитанию самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию. Одновременно такой подход является средством адаптации школьников к реалиям сегодняшнего дня, развития у них практических навыков в области опасных и чрезвычайных ситуаций. Опираясь на личностные качества ребенка, его жизненные ценности и приоритеты, можно мотивировать его не только на процесс получения знаний, но и на применение этих знаний в реальной жизни, на развитие способности адаптировать приобретенные навыки к окружающим условиям.
Главные условия реализации этой задачи – педагогическая компетентность учителя, учет образовательных интересов учащихся, демократический стиль их общения. Образовательный процесс должен основываться на технологии личностно ориентированного обучения и ведущие принципы развивающего обучения. Важную роль здесь также играет наличие необходимой материально-технической базы и информационно-методического обеспечения.
Самореализация личности становится малоэффективной на последующих этапах непрерывного самообразования без активной познавательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению их практического опыта.
Решение данной задачи предполагает наличие следующих этапов:
- урочная деятельность учащихся;
- внеурочные занятия по предмету ОБЖ;
- самостоятельная индивидуальная работа обучающихся.
Указанные направления позволяют вовлечь обучающегося в осознанный, активный познавательный процесс, который направлен на конкретный результат учебной деятельности, а также на накопление обширного банка знаний, умений, практического опыта, необходимого в повседневной жизни.
В урочной деятельности учащихся могут использоваться проблемно-поисковые методы, исследоваться различные решения критических ситуаций, применяться творческие задания, проектно-исследовательская деятельность, приемы и методы опережающего обучения. Такие формы работы, как школьные олимпиады, творческие конкурсы, научно-практические конференции прекрасно активизируют познавательные интересы обучающихся.
В рамках информационно-коммуникативной деятельности на уроках ОБЖ развиваются навыки поиска необходимой информации по теме в различных источниках (график, диаграмма, текст, таблица, и т.п.), анализа и синтеза информации, критической оценки достоверности её источников. Обучающиеся учатся развернуто обосновывать свое мнение, формулировать определения, иллюстрировать свой доклад примерами. Здесь педагогу поможет технология развития критического мышления, развивающая познавательные способности и познавательные процессы личности.
Выполнение творческих работ способствует активизации информационно-коммуникативной деятельности, развитию креативных качеств личности школьника. Свое представление опасных и чрезвычайных ситуаций учащиеся могут воплощать в виде плакатов, рисунков, мини-сочинений или эссе, групповых и индивидуальных научно-исследовательских проектов. В данном случае речь идет об использовании учителем проектной технологии.
Внеурочная деятельность направлена на формирование у школьников способности к самостоятельному выбору порядка действий в конкретной ситуации, самоопределению, саморазвитию. Внеурочные формы работы должны осуществляться в непосредственной связи с учебными. Они призваны расширять знания обучающихся в области учебного материала, развивать их способности, научно-исследовательские навыки, практический опыт в сфере безопасности жизнедеятельности, воспитывать патриотизм, ответственность и чувство долга.
Внеурочная деятельность решает важную задачу развития интереса к предмету ОБЖ путем формирования практических умений и навыков.
Здесь могут использоваться различные формы работы: соревнования, конкурсы, викторины, брейн-ринги, тематические месячники, экскурсии, выставки творческих работ школьников, кружки и клубы.
Самостоятельная индивидуальная работа обучающихся это, в первую очередь, научно-исследовательская деятельность. Она может включать в себя написание рефератов и докладов по изучаемым темам, выполнение и защиту проектов, творческих работ. Можно использовать такие формы урока как семинары и дискуссии, которые предполагают самостоятельное исследование предложенных к рассмотрению вопросов, формирование собственного мнения об обсуждаемых проблемах.
К предполагаемым результатам использования современных личностно ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности можно отнести:
- позитивную динамику уровня обученности учащихся;
- рост мотивации к изучению предмета;
- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях;
- активизацию самостоятельной деятельности обучающихся в образовательном процессе;
- развитие творческих способностей школьников.
Таким образом, применение личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности способствует процессу социальной адаптации учащихся и формированию у них необходимых в повседневной жизни практических знаний, умений и навыков безопасного поведения.