Урок по обществознанию на тему Кто стоит на страже закона


Урок по теме: Кто стоит на страже закона.
Цели:
образовательная: ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ, их структурой;
развивающая: развивать познавательные способности учащихся, умение графически представлять информацию;
воспитательная: воспитание гражданской ответственности, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, жетоны.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
Структура Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
Организация внимания. Приветствие.Проверка готовности к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя.
Приветствие.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.Мотивация учебной деятельности. Совместное определение темы урока.
Совместная постановка целей и задач урока.
Тема урока: Кто стоит на страже закона
— Я уверена, что вы справитесь со всеми задачами и получите только хорошие отметки. Запись в тетради темы урока.

III. Изучение изученного материала.
1. Правоохранительные органы.
2. ФСБ
3. Таможня
4. Прокуратура
5. Суды

— Что такое закон?— Почему нужно соблюдать закон?— Почему закон нуждается в защите?
— Кто охраняет закон?Формулировка определения, запись в тетрадь.
Составление кластера «Правоохранительные органы»
Повесить кластер на доску. Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6. - Как вы считаете, действительно необходимы таможенные пункты на границах нашего государства?
Слайд 7. В нач. 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал - прокурора.(«око государево»).
Слайд 8. Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья. Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?
Работа с текстом учебника (стр. 57-58), рубрика «Путешествие в прошлое».
- что вам понравилось в Афинском суде?
Слайд 9. Фемида - символ правосудия.
В древнегреческой мифологии богиня правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.Слайд 10.Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности: « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».
Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.
Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».
( Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с нову, а честь с молоду»).
Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только
Конституции РФ и закону».
Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности. В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. ( Вводился по реформе 1864г. имп. Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).
Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.
Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт. Записывают в тетрадь:
Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).
Составляют кластер
Ответы учащихся.

Выполняют задание в учебнике.
Ответы учащихся.

IV. Релаксационная пауза.
Упражнения для глаз, шеи, туловища.
Выполняют физминутку.
6. Полиция
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14. Зарисовка схемы в тетрадь, слайд 11,12

V. Закрепление изученного.
1. Проблемная ситуация.
Карточка с заданием. Решение проблемной ситуации.
VI. Домашнее задание. Записать задание в дневник. §7, с.63, ответить на вопросы № 1,3,5 Запись в дневниках
VII. Итог урока. Рефлексия.
Взаимооценка.
Выставление оценок в дневники.
- Перед выходом из кабинета я прошу вас взять одну из фигур и положить на стол. Они разного цвета, если вам понравился урок – положите красный круг, если что-то осталось непонятным – знак вопроса, если совсем ничего не понравилось – черный квадрат.
Продолжить предложение