План-конспект по основам военной подготовки (ОВП) и безопасности жизнедеятельности на тему 7,62 мм пулемет Калашникова (ПК)


План - конспект
проведения занятия с суворовцами 6 роты (8 класс)
по основам военной подготовки (ОВП)
Раздел 4: Основы огневой подготовки.
Тема 2: Стрелковое оружие и гранатометы.
Занятие 2.8: 7,62-мм пулемет Калашникова (ПК). Цель урока: Ознакомить обучающихся с назначением, боевыми свойствами и устройством пулемета Калашникова (ПК).
Основная задача: Сформировать первоначальные военно-технические знания обучающихся по назначению, боевым свойствам и устройству 7,62-мм пулемета Калашникова (ПК), порядку его неполной разборки и сборки.
Планируемые результаты
Личностные
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные
Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные
Знание и умение в обращении со стрелковым оружием.
Ресурсы урока: план-конспект проведения урока, мультимедийный компьютер, интерактивная доска, презентационный материал, учебный видеофильм по теме занятия, учебники «Огневая подготовка» - 10 шт., пулемет Калашникова (ПК) - 1 шт.
Изучаемые вопросы: 1. Назначение, боевые свойства и общее устройство ПК. 2. Порядок неполной разборки пулемета и его сборки после неполной разборки.
Ход урока (содержание и методические рекомендации)
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Этап № 1. Организационный
Принимаю рапорт ЗКВ и приветствую учащихся.
Проверяю наличие учащихся на уроке и их готовность к занятию.
Объявляю тему урока, цель и учебные вопросы занятия. ЗКВ докладывает о наличии обучающихся и их готовности к уроку;
Обучающиеся приветствуют преподавателя и приступают к занятию.
Этап № 2. Проверка домашнего задания
Провожу опрос по материалам предыдущего урока: 1. Назначение снайперской винтовки Драгунова (СВД)? 2. Доложите боевые свойства СВД? 2. Назовите из чего состоит СВД? Покажите порядок неполной разборки СВД? Соберите СВД после её неполной разборки? Доложите устройство и принцип работы прицела СВД. Назовите состав принадлежности к прицелу СВД? Обучающиеся отвечают на заданные вопросы по предыдущему уроку.
Этап № 3. Изучение нового материала
1.Довожу до обучающихся назначение, боевые свойства и общее устройство ПК. 7,62-мм пулемет Калашникова (ПК, ПКС - на станке, ПКТ - танковый) является мощным автоматическим оружием и предназначен для уничтожения живой силы и огневых средств противника. Пулеметы ПК и ПКС также предназначены для поражения воздушных целей. Для стрельбы из пулемета применяются патроны с обыкновенными, трассирующими и бронебойно-зажигательными пулями. Стрельба из пулемета ведется короткими (до 10 выстрелов) и длинными (до 30 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов в приемник при стрельбе производится из металлической ленты, уложенной в коробку. Емкость ленты - 100, 200 или 250 патронов. Наиболее действительный огонь из пулемета по наземным и воздушным целям - на расстояния до 1000 м. Прицельная дальность - 1500 м. Дальность прямого выстрела по грудной фигуре - 400 м, а по бегущей фигуре - 650 м. Темп стрельбы (техническая скорострельность) - 650 выстрелов в минуту. Боевая скорострельность - до 250 выстрелов в минуту. Охлаждение ствола пулемета воздушное, допускающее ведение непрерывного огня до 500 выстрелов, после чего при необходимости продолжения стрельбы нагретый ствол должен быть заменен запасным. Стрельба из пулемета производится с сошки или с треножного станка конструкции Саможенкова. Станок обеспечивает ведение огня из пулемета по наземным и воздушным целям и повышает действительность стрельбы на предельных дальностях. Массовые данные: пулемета ПК - 9 кг; пулемета ПКС-16,7 кг; коробки с лентой и 100 патронами -3,9 кг, с 200 патронами -8 кг, с 250 патронами - 9,4 кг. Пулемет ПК состоит из следующих основных частей и механизмов:
ствола; ствольной коробки с крышкой, основанием приемника и прикладом; затворной рамы с извлекателем и газовым поршнем; затвора; возвратно-боевой пружины с направляющим стержнем; трубки газового поршня с сошкой; спускового механизма;
2. Довожу до обучающихся порядок неполной разборки пулемета и сборки после неполной разборки. Разборка пулемета может быть неполная и полна неполная - для чистки, смазки и осмотра пулемета; полная - для чистки при сильном загрязнении пулемета; после нахождения его под дождем или снегом; после дегазации и дезактивации пулемета; при постановке пулемета на длительное хранение; при получении со склада; при замене частей. Излишне частая разборка пулемета вредна, так как ускоряет изнашивание частей и механизмов. Разборку и сборку пулемета производить на столе или на чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну масть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. При сборке пулемета сличить номера на его частях; у каждого пулемета номеру на крышке ствольной коробки должны соответствовать номера всех частей пулемета. Обучение разборке и сборке на боевых пулеметах допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами. Далее осваивается новое содержание. Для более лучшего усвоения темы занятия сопровождаю рассказ демонстрацией презентации и учебного фильма. Обучающиеся внимательно слушают предлагаемый материал, производят записи в тетради, при возникновении вопросов задают их преподавателю, участвуют в дискуссии по вопросам, выносимым для обсуждения.
Этап № 4. Закрепление новых знаний
Контроль степени усвоения новых знаний провожу с помощью вопросов по теме занятия: 1. Доложите назначение, боевые свойства и общее устройство ПК. 2. Произведите неполную разборку пулемета. 3. Произведите сборку ПК после его неполной разборки. Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.
Этап №5. Подведение итогов урока
Напоминаю тему, цель и учебные вопросы, изученные на уроке. Подвожу итоги занятия. Объявляю оценки. Обучающиеся внимательно слушают руководителя занятия.
Этап № 6. Инструктаж о домашнем задании
Довожу до обучающихся под запись задание на самостоятельную подготовку: Изучить учебный материал из главы 9 учебника «Огневая подготовка» на стр.118-129, быть готовым ответить на вопросы по теме занятия.
Заканчиваю урок, прощаюсь с обучающимися. Обучающие записывают задание для самостоятельного изучения.
Выстраиваются в проходах между партами. Прощаются с преподавателем.
Руководитель занятия