Статья по дисциплине Безопасность жизнедеятельности на тему Теоретико-методический и практический аспекты преподавания общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования


Теоретико-методический и практический аспекты преподавания общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, чрезвычайные ситуации, общие компетенции, профессиональные компетенции, знания, умения, принципы обучения, методы обучения, виды занятий, структура занятий.Keywords: life safety, emergency, general competences, professional competences, knowledge, skills, learning principles, teaching methods, classes, structure of classes.
Постановка проблемы: Современное общество характеризуется как индустриальное и постиндустриальное.
Как показывают исследования в нём на основе наукотехники создана искусственно урбанизированная среда – техносфера, способствующая, на первый взгляд, повышению качества жизни, но которая, взаимодействуя с социумом и биосферой, трансформирует и разрушает их.
Современное общество ежедневно подвергается опасностям различного характера, которые угрожают жизни самого общества и каждого человека. Аварии на производстве, транспорте, в жилом секторе, непростая криминогенная обстановка, такие социальные опасности как алкоголизм, наркомания, курение, венерические заболевания – это далеко не полный перечень угроз, создающих критические ситуации, при которых без специальной подготовки человеку невозможно физиологически и психологически адаптироваться к условиям окружающей среды. Ещё Д. Менделеев более ста лет тому назад так сформулировал формулу жизни человечества: «Уцелеть и продолжать независимый рост». Она остаётся актуальной и сегодня.
Таким образом, обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп и общества в целом. Для этого необходимо развивать мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления, информацию, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия опасных ситуаций, формировать навыки решения проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности.
Именно поэтому, являясь одним из направлений учебно-воспитательной работы, формирование основ безопасности жизнедеятельности выступает неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению всех подрастающих функций человека на протяжении жизни и осуществляется в процессе изучения общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Особое значение изучения данной дисциплины имеет для будущих педагогов, так как именно они призваны научить детей идентифицировать опасности и их источники, предупреждать их возникновение и, главное, грамотно действовать, если угроза опасности стала реальностью.
В своей жизненной и практической значимости преподавание учебной дисциплины требует от преподавателя высокого уровня научно-методической подготовки.
Поэтому, целью данной статьи является оказание методической помощи в преподавании учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» путём трансляции соответствующего опыта работы преподавателей безопасности БЖД ГПОУ «Макеевский педагогический колледж».
В соответствии с государственными образовательными стандартами Донецкой Народной Республики по специальностям, предоставляемым в ГПОУ «Макеевский педагогический колледж» 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является частью профессионального учебного цикла и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
В результате её освоения в соответствии с государственными образовательными стандартами по отдельным специальностям у студентов, будущих педагогов, должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции, которые позволят им на достаточном уровне обеспечить собственную безопасность и проводить работу с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по специальностям преподаватель должен определить содержание учебного материала, усвоение которого лежит в основе формирования профессиональных компетенций, усвоения знаний и выработки умений.
Рабочая программа по дисциплине, которую составляет преподаватель, так определяет наименование разделов:
источники опасных факторов среды обитания;
гражданская оборона, её организация, предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
психологические основы выживания в условиях чрезвычайных ситуаций.
Подбирая программный материал для усвоения студентами, преподаватель должен руководствоваться такими принципами:
принцип информационной достоверности;
принцип оптимистичного характера информации, внедрение которого предполагает формирование у студентов уверенности в возможности предотвратить возникновение опасных ситуаций и выжить, если быть подготовленным к возможной встрече с нею;
принцип компетентностного и деятельностного подходов, которые обеспечивают практическую направленность в освоении дисциплины и которые заложены в государственных образовательных стандартах.
Основными формами обучения в педагогическом колледже являются аудиторная (занятия, консультации) и внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Объём учебного материала, который выносится на самостоятельную работу колеблется от 1/3 до 2/3 всего программного материала.
Основной же формой аудиторной учебной работы со студентами являются занятия различных видов (лекция, семинарское, практическое занятия), имеющие определённую логико-педагогическую структуру. Умение структурировать деятельность педагога на занятии – это показатель его профессионального мастерства.
Рассмотрим логико-педагогическую структуру различных видов традиционных занятий:
1. Логико-педагогическая структура лекционного занятия
Вступительная часть.
В ней преподаватель называет тему, формулирует цель и задания, даёт короткую характеристику проблемы, называет литературу к лекции, устанавливает связь с предыдущим материалом, предыдущим занятием.
Изложение материала лекции.
В этой части преподаватель разбирает факты, предоставляет необходимую информацию, анализирует опыт, предоставляет, где необходимо, исторические справки, определяет свою позицию, оценивает практику, которая сложилась, содержание научных поисков по вопросам лекции.
Заключительная часть.
В заключительной части подводятся итоги, даётся необходимое обобщение, делаются научно-теоретические и практические выводы для направления дальнейшей самостоятельной работы студентов и создания научной основы для следующей лекции.
2. Логико-педагогическая структура практического занятия
Организация студентов.
Мотивация учебной деятельности студентов.
Актуализация опыта и опорных знаний.
Анализ задания, раскрытие способов выполнения сложных элементов.
Самостоятельная работа студентов по выполнению заданий практического занятия.
Контроль, индивидуальная работа (советы, помощь и прочее).
Короткий анализ самостоятельно выполненных работ.
Подведение итогов занятия.
Наиболее длительной частью занятия должна быть самостоятельная работа студентов по выполнению заданий практического занятия.
3. Логико-педагогическая структура семинарского занятия
Организация студентов.
Мотивация учебной деятельности.
Рассматривание вопросов плана семинарского занятия.
Подведение итогов работы семинара, оценка деятельности студентов, задания для дальнейшей работы над темой.
Занятие – учебная форма организационного обучения, поэтому с целью приближения обучения к жизни, реальной действительности, привлечение студентов к самостоятельной творческой деятельности, повышение интереса и удовлетворённости от процесса обучения проводятся занятия в нетрадиционных формах (интерактивной, дискуссионной, игровой).
Примером проведения занятий в нетрадиционных формах являются проблемные занятия, занятия-беседы (диалог с аудиторией), занятия – защита проектов, занятия – визуализация, занятия – деловая игра и другие.
Организация и методика проведения таких занятий достаточно широко раскрыта в методической литературе. [ 8 ]
Обучение – это достаточно сложный и многогранный процесс, стороны которого преподаватель, студент, объект изучения находятся в определённом взаимодействии. Специфика такого взаимодействия состоит в том, что первые две стороны названной системы являются взаимно активными, а третья отдаёт свои тайны при условии их адаптации студентом в зависимости от его опыта, личной активности, уровня интеллектуального развития, а также в зависимости от педагогического мастерства преподавателя, проявляющегося в данном случае выборе метода обучения. [ 10 ]
Вопросы выбора наиболее эффективных методов обучения, составляют важнейшую составляющую методики преподавания. Исследования Ю.К.Бабонского, М.И.Махмутова [ 1,2,7 ] показали, что при выборе методов необходимо руководствоваться такими примерами, как соответствие поставленным целям и задачам курса; соответствие теме занятия; соответствие условиям и времени, отведённому для обучения; соответствие возможностям студентов (физическим, психологическим), уровню подготовленности, развитости.
Метод обучения – это система регулированных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и студентов, применяемая в процессе преподавания.
В преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются такие, хорошо известные, группы методов:
По источникам передачи и характеру восприятия учебного материала: словесные, наглядные, практические (Е.Л. Галант, И.Т. Огородников, С.И. Поровский). [ 4 ]
По характеру деятельности преподавателя и студента – система методов обучения И.Я Лернера, М.Н. Скаткина (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый). [ 3,5,9 ]
По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и студента – система методов М.И. Махмутова, которая включает систему методов проблемно-развивающего характера. [ 6 ]
В связи с тем, что государственный образовательный стандарт определяет приоритет деятельностного и компетентностного подходов к процессу преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которые обеспечат овладение студентами способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникационную, жизненные компетенции, немаловажное значение имеет оснащение кабинета.
В него входят:
библиотечный фонд (тексты ГОС, законодательных актов, учебники, учебные пособия, научно-популярная литература);
информационно-коммуникативные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, тренировочные и контрольные материалы);
экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи, фотохрестоматии);
технические средства обучения (ТСО) (видеомагнитофон, телевизор, мультимедийное оборудование);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (бытовой дозиметр, компас, прибор химической разведки);
модели (макет простейшего укрытия в разрезе, макет убежища в разрезе, тренажёр для оказания первой помощи).
Итак, изучение студентами средних профессиональных учреждений образования общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует рассматривать в свете подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях созданной человеком с целью повышения качества жизни урбанизированной среды – техносферы, которая взаимодействуя с социумом и биосферой, трансформирует и разрушает их.
Особое значение изучение данной дисциплины имеет для будущих педагогов, так как именно они призваны научить детей идентифицировать опасности и их источники, предупреждать их возникновение и, главное, грамотно действовать, если угроза опасности стала реальностью.
Качество сформированности у студентов соответствующих компетенций, уровень усвоения знаний и приобретение умений зависит от педагогического мастерства преподавателя, в основе которого лежит широкая эрудиция, глубокая научная и методическая подготовка.
Список использованных источников
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989.
Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения // В кн. «Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе». – М.: Педагогика, 1980.
Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. – Просвещение, 1975.
И.Т. Огородников «Педагогика» // издание второе доп., учебник для педагогических институтов. – М., 1950.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. – М., «Знание», 1980. – 96 с.
Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.
Н. П. Наволокова, В. Н. Андреева «Практическая педагогика. 99 схем и таблиц». – "Феникс", 2014 – 120 с.
Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. – М., 1960.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. И.Я. Лернера. – М.: Просвещение, 1986.
Тимощук С.В., Третяк О.І., Яремко З.М. Деякі мотиваційні чинники щодо вивчення дисципліни «Безпека життєдіяльності» // Проблеми освіти: Наук.–метод. зб. / Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОН України. – К., 2013. – Вип.76. – 116 с.