Система воспитательной работы в школе в условиях внедрения стандартов второго поколения


МОУ Кучуковская СОШ Агрызскогомуниципального района Республики Татарстан
«Система воспитательной работы в школе в условиях внедрения стандартов II поколения»
Учитель первой
квалификационной категории
Галиуллина Ф.М.
2013-2014 учебный год

Внеклассная работа имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой: во – первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность,; во – вторых, участие во внеклассных мероприятиях способствует формированию нравственных качеств личности; в третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика; в четвертых, добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело; в пятых, развивает творческие способности, такие, как изобретательность, воображение; в – шестых, дает большую свободу в выборе форм экологического образования, в – седьмых, дети получают трудовое воспитание.
Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает у них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.
За многие годы работы в школе апробированы различные формы организации экологической работы. Сельские дети ближе к природе и многое понимают и чувствуют острее. Работать с ними очень интересно. На кружковых занятиях учащиеся не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной деятельности человека. Сами участвуют в природоохранных мероприятиях: очистка родников, территории школьного двора, посадка лесов и т.д. Эффективность экологического воспитания возрастает, если помимо кружковых занятий проводят экскурсии, наблюдения в природе, исследования.
Экологическое образование и воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи учебной деятельности, внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников во время урока, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.
Мы работаем по своей авторской программе. Программа рассчитана на 3 года. С учащимися 5-6 классов на занятиях ведем наблюдения в природе, наблюдаем за фенологическими явлениями, календари погоды, анализируем их. Занятия проходят, в основном, в игровой форме. Воспитанники старшего звена занимаются исследовательской деятельностью по изучению природных комплексов, топонимики своей местности. Важным условием формирования и развития творческой активности школьников является исследовательская деятельность. В теории и методике обучения под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предлагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Наиболее благоприятные условия для развития творчества школьников создаются в дополнительном образовании, отличающемся наличием гибких образовательных программ, широким использованием индивидуального подхода, возможностями применять разнообразные формы и виды исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность школьников в дополнительном экологическом образовании организуется в различных направлениях: изучение окружающей среды своей местности, экологический мониторинг школы и школьного двора, влияние окружающей среды на здоровье населения.
Именно по этим направлениям были проведены такие исследовательские работы: «Наше здоровье – в наших руках», «Экологический мониторинг школы», «Сердцу милый уголок», «Есть ли у нас будущее?»
На занятиях большое внимание уделяется на краеведение. Среди воспитательных задач краеведения становится на I место развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребенка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Хочется отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед воспитанниками величия и красоты родной природы. Родной край – это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств. Наша цель в этом деле увидеть прекрасное и сохранить его для будущих поколений.
Изучаем родной край по следующему плану:
1) ГП;
2) история возникновения деревень (Кучуково, Варклед-Бодья, Сахра, Шаршада);
3) рельеф;
4) горные породы и полезные ископаемые;
5) климат, ведем фенологические наблюдения (на их основании была проведена исследовательская работа Шаеховой Гульназ «У природы нет плохой погоды»);
6) водоемы нашей местности: Варклед, Иж, озера, болота, родники нашей местности. Изучая реку Иж как памятник природы Шаехова готовит визитную карточку этой реки как одну из достопримечательностей нашей местности;
7) природная зона, на которой мы живем (например, лес Астафи);
8) Население. Хозяйственная деятельность населения. Обычаи и традиции (исследовательская работа «Моя малая родина», «Победа ковалась в тылу»).
В организации краеведческой работы придерживаемся следующих принципов:
– комплексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края – природы, хозяйства этнографии, литературы, искусства народных промыслов. – поисково-исследовательское направление.
– практическое изучение родного края: экскурсии, практические работы на местности, полевые исследования.
– участие на различных конкурсах, акциях, научных проектах: «Зеленая планета» – детский экологический форум, «Моя малая родина» – республиканский конкурс, международная акция «Марш парков», региональный конкурс «ЮНИС», межрегиональный конкурс чтения им. Каюма Насыйри.
– участие на субботниках по очистке территории, родников, озеленению школьного двора, лесопосадки (получают трудовое воспитание).
Таким образом, воспитательные задачи нашего объединения – это развитие эмоционального восприятия мира, ценностного отношения к миру, воспитание эстетических чувств и патриотизма и, одновременно, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера, воспитание у учащихся любовь к труду.