МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Свиридова Елена Анатольевна,
заместитель директора по учебно - производственной работе
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий профессиональный лицей автотранспорта»
Аннотация: в докладе изложена проблема повышенного спроса на высокий уровень квалификации и компетентности выпускников учреждений профессионального образования по специальности в современных условиях. Инструментом решения данного противоречия автором видится внедрение ГОС нового поколения: результатом подготовки должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько соответствие выпускника СПО интегрированной модели, выстроенной в соответствии со стандартами нового поколения и требованиями работодателей.
Усложнение производственного оборудования и технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного специалиста.
Для снятия рассогласованности введены стандарты нового поколения, которые дают значительное количество свобод для реализации требований работодателей и потребностей регионального рынка труда. Образовательные учреждения среднего профессионального образования формируют собственные основные профессиональные образовательные программы, добавляя дисциплины, модули и компетенции.
В стандартах нового поколения заложен компетентностный подход. Образовательные учреждения среднего профессионального образования обязаны в ходе реализации рабочих программ всех учебных дисциплин и профессиональных модулей отрабатывать четко сформулированные требования к результатам их освоения, в частности компетенциям.
Таким образом, главным результатом подготовки выпускника образовательных учреждений среднего профессионального образования должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько его соответствие интегрированной модели, выстроенной в соответствии со стандартами нового поколения и требованиями работодателей, т. е. «модели выпускника».
В ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей автотранспорта разработана такая модель для каждой специальности и профессии и постепенно внедряется. «Модель выпускника» отражает критерии сформированности конкурентоспособности профессиональной деятельности будущего специалиста.
Оценка уровня обученности студентов: их профессионально важных качеств и компетенций, дает возможность провести мониторинг результатов обучения, системы ценностей, побудительных сил и готовности к тому или иному виду деятельности, общению.
Но мало определить уровень квалификации обучающихся, важно повышать этот уровень, максимально эффективно реализовывать заложенные компетенции в процессе обучения. Практическую ценность имеют подобранные для каждой профессиональной позиции формы организации формирования компетенций, разнообразные методы и технологии обучения. Ведь реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Первый уровень квалификации
Профессиональная позиция: исполнитель, участник регламентируемого производственного процесса.
Основания оценки результатов образования: стандартные задания выполнены на репродуктивном уровне в соответствии с установленными производственными нормами под непосредственным контролем. Осознает ответственность за результат профессиональной деятельности и собственное поведение.
Организация работы по формированию компетенций: лекция-презентация, экскурсии на предприятия, семинарские занятия, лекции-беседы, лекции с элементами проблемных заданий, эвристический диалог, моделирование технологических процессов, поисковые упражнения.
Методы и технологии обучения: традиционное обучение, монологический метод, метод программированный.
Второй уровень квалификации
Профессиональная позиция: активный и социально ответственный участник производственного процесса.
Основания оценки результатов образования: сложные социально-профессиональные ситуации решены на творческо-эвристическом уровне в различных областях жизнедеятельности под общим контролем. Проявляет инициативу и ответственное отношение к саморазвитию.
Организация работы по формированию компетенций: проблемная лекция, лабораторные и практические занятия.
Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, КСО, профессионально-ориентированная технология, игровые технологии.
Третий уровень квалификации
Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с административными функциями и широким набором ролей, включенных в многообразную систему общественных отношений.
Основания оценки результатов образования: стандартные и нестандартные ситуации решены оптимально. Берет на себя ответственность за формирование оптимальных производственных отношений. Имеет аргументированную собственную позицию, взгляды.
Организация работы по формированию компетенций:
групповые дискуссии, бинарные учебные занятия, работа в парах: работа в малых группах, самостоятельная работа в ходе учебной и производственной практик.
Методы и технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, деловые игры, решение учебно-ситуационных задач, метод проектов.
Предложенная модель выпускника апробируется. Ее цель – обеспечивать качество подготовки конкурентоспособных специалистов. Критерием образовательных результатов, которых выступит их успешная социальная и профессиональная деятельность.
Критерии сформированности конкурентоспособности профессиональной деятельности будущего квалифицированного рабочего
по профессии: 23.01.08 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Обозначение Критерии Max 3 2 Min 1
Профессионально важные качества (ПВК)
1 Хорошая координация движений 2 Развитое пространственное воображение 3 Техническое мышление 4 Логическое мышление 5 Математические способности 6 Высокий уровень концентрации и устойчивости внимания 7 Умение применять новое в практике 8 Ответственность Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин ПК 1.1 Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин. ПК 1.2 Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей. ПК 1.3 Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин. Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей. ПК 2.1 Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей. ПК 2.2 Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей ПК 2.3 Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей. Выполнение сварки и резки средней сложности деталей. ПК 3.1 Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты. ПК 3.2 Выполнять ручную машинную резку. Общие компетенции Слесаря по ремонту строительных машин ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5 Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Литература
1. Меськов В. С., Мамченко А. А. Когнитивно-компетентностная парадиг- ма образования // Школьные технологии. - 2011. - № 3. - С. 46-62.;
2.Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6. - С. 9-16.;
3.Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, утвержденный приказом№524 17 сентября 2015года МОН ДНР.