Методическое пособие Формирование у студентов-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций в ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева».


Курочкина Н.Н.,
социальный педагог
ТОГАПОУ «Колледж техники
и технологии наземного транспорта
имени М.С.Солнцева»
Формирование у студентов-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций в ТОГАПОУ «Колледж техники
и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева».
Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки юношей и девушек к современной жизни.
Политическим руководством страны декларировано, что российским обществом в настоящее время взят курс на построение правового государства. Не вызывает сомнения, что непосредственно участвовать в этом процессе и жить в гражданском обществе, которое может нормально развиваться только в таком государстве, предстоит нынешнему поколению детей и подростков.
Усвоение ими основополагающих идей демократии и гуманизма, формирование гражданско-правовых отношений, а также воспитание способности (и готовности) участвовать в институтах общественного самоуправления становятся важнейшими задачами отечественной профессиональной школы.
Таким образом, современные тенденции в общественно-политической жизни страны выдвигают особые требования к процессу образования новой генерации молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к государству и обществу.
Учитывая это, у ПОО СПО возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у студентов-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций. Особое место среди них отводится развитию чувств гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у обучающихся активной жизненной позиции. Педагогическая наука достаточно много занималась проблемами детей-сирот, поиском педагогических подходов к преодолению негативных последствий сиротства. Большим вкладом в выработку подходов к их воспитанию, социальной защите и социальной поддержке стала теория воспитательных систем образовательных учреждений (разработана под рук. Л.И. Новиковой). Обобщенный в трудах современных исследователей опыт инновационной деятельности ПОО СПО неопровержимо доказывает, что именно социально-воспитательная система - уникальный инструмент обучения, воспитания и развития молодежи - способна в настоящее время эффективно решать самые сложные педагогические задачи. Вне сомнений, она может быть использована и как действенное средство для создания гражданско-правового воспитывающего пространства ПОО.
Закономерно, что вопросы управления моделью являются неотъемлемой и важнейшей частью общей проблемы, поскольку именно управление по своей сути есть целесообразное воздействие на весь педагогический процесс с целью эффективного выполнения поставленных задач.
Следовательно, процесс управления - это определяющий фактор развития воспитательной системы профессиональной образовательной организации, являющийся одновременно и одним из каналов создания в нем воспитывающего пространства.
С учетом вышеизложенного, ключевыми (опорными) понятиями в нашем проекте будут являться:
обучающийся-сирота,
воспитательная система ПОО СПО,
процесс управления воспитательной системой колледжа,
гражданско-правовое воспитывающее пространство колледжа,
гражданско-правовое воспитывающее пространство ПОО СПО как модель гражданского общества.
Под процессом управления воспитательной системой колледжа мы будем понимать применение конкретного, целенаправленного метода организации в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования общественных отношений, обеспечивающего целесообразные воздействия на педагогический процесс - с целью эффективного выполнения стоящих перед колледжем задач.
Под воспитательной системой - целостный социально - педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов образовательного процесса (цель, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база и т.д.) и обладающий такой интегральной характеристикой, как образ жизни профессиональной образовательной организации, в котором заложено мощное и постоянно действующее воспитательное воздействие на учащихся. При этом системы образовательной, внеклассной образовательной, внеучебной и производственной деятельности являются ее подсистемами.
Будем далее придерживаться общепринятого определения: обучающиймя-сирота - это ребенок (подросток), не достигший совершеннолетнего возраста, лишившийся родительской опеки и попечения. В рассматриваемом нами аспекте эти функции выполняет государство.
Под гражданско-правовым воспитывающим пространством профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования будем понимать совокупность социально-педагогических условий, возникающих благодаря специально организуемой в образовательной организации деятельности и направленных на сотворчество субъектов образовательного процесса. Важнейшим признаком гражданско-правового пространства являются установившиеся внутри его гражданско-правовые отношения.
В своей работе будем использовать следующее определение понятия воспитывающего пространства: это окружающие подростка общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности, стимулирующее целенаправленное развитие личности, которое включает освоение индивидуумом общепринятых норм общественной жизни, социальных и культурных ценностей.
И, наконец, будем считать, что гражданско-правовое воспитывающее пространство может рассматриваться как модель гражданского общества потому, что отражает совокупность признаков такого общества, в котором личность становится свободным, полноправным, активным гражданином с соответствующим социальным статусом, опирается на существование глубоко усвоенных демократических ценностей и уверенность в своих силах и возможностях.
Таким образом, актуальность представленного социально-педагогического проекта обусловлена следующим:
Необходимостью скорейшего перемещения в педагогическую плоскость важнейшей государственной задачи - формирования в стране зрелого гражданского общества (путем трансформации социально значимых целей в педагогически значимые).
Отсутствием у современной системы образования возможностей для обеспечения реального личностного самоопределения подростков, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Необходимостью разрешения противоречия между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности профессиональной образовательной организации системы СПО по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в современном обществе - и реальным вкладом педагогической практики в решение этой задачи.
Требованием поиска нетрадиционных подходов к решению проблемы социальной адаптации увеличивающегося числа депривированных детей и подростков.
Опираясь на вышеизложенное, нами определены:
Цели проекта:
Формирование в колледже для обучающихся-сирот гражданско-правового воспитывающего пространства в качестве основной предпосылки для создания модели гражданского общества.
Разработка модели воспитательной системы учреждения на основе идеи полной интеграции в область образовательно-производственных отношений демократических принципов и ценностей.
Содействие демократическому развитию страны посредством подготовки социально зрелых и активных граждан, обладающих чувством собственного достоинства, уважающих права и свободы человека.
Ожидаемые результатыФормирование в колледже гражданско-правового воспитывающего пространства, устанавливающего в воспитательном коллективе ПОО (обучающиеся и педагогические работники) реальные гражданско-правовые отношения.
Осознанное освоение и принятие подростками основных демократических ценностей (народовластие, свобода, равенство всех перед законом, гарантии гражданских прав человека, правление большинства, права меньшинств, свободные и честные выборы, справедливое судопроизводство, конституционные ограничения правительства, социальный, экономический и политический плюрализм, ценности толерантности, терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса). Создание в колледже действующей модели гражданского общества, обеспечивающей эффективную подготовку обучающихся к участию в построении правового государства.
Накопление детьми-сиротами достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации.
Разработка практических рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательной организации действующей модели гражданского общества.
Механизмы выполнения проекта(наличие соисполнителей, взаимодействие с ними)Для достижения поставленных целей проект предусматривает целенаправленную и согласованную творческую деятельность коллектива единомышленников. Предполагается, что социально-педагогический эксперимент будет проводиться на базе ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева». В колледже на отделении железнодорожного транспорта работает 29 педагога; из них 97 % - высококвалифицированные специалисты (имеют высшую и первую квалификационные категории), успешно работающие в режиме творческого поиска и готовые к решению сложных профессиональных задач.
Коллективу сотрудников колледжа свойственно рефлексивно-аналитическое отношение к результатам своей деятельности. Практически каждым педагогическим работником колледжа разработаны и апробированы авторские и индивидуальные образовательные программы по различным предметам и направлениям, нацеленные на эффективную социализацию воспитанников.
За последние десять лет на базе колледжа подготовлено и проведено более тридцати городских и региональных научно-методических и организационных мероприятий (семинаров, научно-практических конференций, проблемных Советов, заседаний городских методических объединений и т.п.).
Педагогами колледжа осуществляется тесное сотрудничество с региональными социальными партнерами, колледж активно участвует в разнообразных педагогических проектах.
Благодаря высокому творческому потенциалу и инновационной деятельности педагогическому коллективу учреждения удалось достичь значительных результатов в решении проблем социализации своих студентов.
Колледж является центром Транспортного кластера Тамбовской области. На базе нашей образовательной организации ежегодно проводятся соревнования профессионального мастерства Международного молодежного движения World Skills/
Педагоги и специалисты колледжа ознакомлены с данным проектом и выражают готовность принять участие в эксперименте.
Объем финансирования проекта за счет госбюджетных средств, объем финансирования из других источниковОбъем финансирования проекта за счет госбюджетных средств - предположительно составляет 180 тыс. руб.
Объем финансирования проекта из других источников (привлеченные средства) - предположительно составляет 30 тыс. руб.
II. Описание проектаИдеи, рабочая гипотеза, объект и предмет исследованияОсновная идея проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования должен реализовывать свои функции не только в форме передачи подросткам определенной суммы знаний, умений и навыков, не только в форме "воспитания" в общепринятом смысле этого слова, но и реально готовить выпускников к участию в строительстве гражданского общества, обеспечивать успешную социально-педагогическую адаптацию обучающихся. Сложившаяся практика образования и развития сирот предоставляет немало примеров успешного решения вопросов их педагогической поддержки и развития, коррекции аномалий в социальном поведении, самооценке, формировании опыта общественных отношений. Однако и сегодня в заявленном аспекте недостаточно разработаны проблемы подготовки выпускников профессиональных колледжей к самостоятельной жизни в условиях рождающегося в стране гражданского общества.
Вместе с тем, на фоне все возрастающего увеличения числа безнадзорных детей, в последние годы возникает и все более осознается противоречие между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности профессиональных образовательных организаций по эффективной подготовке выпускников к самостоятельной жизни в современном обществе - и реальным вкладом педагогической практики в решение этой задачи.
Проблема заключается в том, чтобы образовательный процесс, осуществляемый в условиях воспитательной системы колледжа, был ориентирован на эффективную подготовку подростков к реальной жизни и профессиональной деятельности, стал главным фактором создания в учебном заведении модели гражданского общества.
В этой связи важно ответить на вопросы:
Что нужно сделать, чтобы образовательное пространство колледжа превратилось в гражданско-правовое пространство?
Чтобы отношения типа "преподаватель-студент" (сохраняя этот свой статус естественным образом) одновременно выступали и как отношения типа "гражданин-гражданин"?
Какой должна быть модель воспитательной системы колледжа, чтобы она (система) явилась условием формирования в учреждении гражданско-правового пространства?
Поставленная проблема определила тему проекта: "Развитие воспитательной системы ПОО СПО как условие формирования гражданско-правового воспитывающего пространства образовательной организации".
Объект исследования: процесс формирования в условиях воспитательной системы гражданско-правового воспитывающего пространства образовательной организации типа профессиональный колледж.
Предмет исследования: проектирование и развитие воспитательной системы колледжа (выступающей в качестве условия формирования в данной профессиональной образовательной организации гражданско-правового воспитывающего пространства).
Гипотеза эксперимента основана на предположении о том, что при наличии соответствующей модели и оптимальном развитии воспитательной системы образовательной организации типа "колледж" в нем создается комплекс необходимых ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально-культурных условий, обеспечивающий:
становление личности подростка с формирующейся системой демократических ценностей, с высоким уровнем знаний и культуры социального поведения;
формирование реального опыта жизнедеятельности обучающегося в гражданско-правовом пространстве образовательной организации как модели гражданского общества;
воспитание в нем зрелого чувства любви к Отечеству и гражданской ответственности, уважения к истории и культуре народов России;
формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и воспитание высоких нравственных начал личности;
жизненное самоопределение подростка посредством обретения своего ценностно-смыслового единства и его реализации.
Программа реализации проекта. Логика развития экспериментаЧерез осознание, анализ и переосмысление социально-педагогической ситуации в колледже, через пересмотр прежних способов деятельности и методов управления -
к коллективному демократическому анализу образовательного процесса и определению общих целей развития воспитательной системы колледжа;
к выработке совместно разделяемых коллективных ценностей;
к проектированию как способу развития коллектива колледжа, личности обучающегося и личности педагогического работника;
к переходу учреждения на новую организационно-педагогическую модель управления образовательным процессом на основе идеи интеграции в область отношений в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования демократических принципов и ценностей;
к развитию авторской воспитательной системы колледжа, обеспечивающей формирование гражданско-правового воспитывающего пространства, создание действующей модели гражданского общества.
Поэтапные шаги эксперимента
Этапы и их сроки
Содержание деятельности
Прогнозируемые результаты
1
Первый этап - Подготовительно - проектировочный (2004)
Изучение философской, психолого - педагогической, социологической и методической литературы по теме исследования.
Накопление фактов реального состояния готовности выпускников ПОО СПО к условиям самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.
Анализ современного состояния проблемы влияния воспитательной системы профессиональной образовательной организации на процессы гражданско-правового образования подростков, на подготовку социально адаптированной личности.
Выявление ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально - культурных условий, при которых в колледже обеспечивается создание действующей модели гражданского общества.
Определение, исходя из этих условий, и обоснование направленности, а также содержания профессионального образовательного процесса.
Определение требований к подсистемам и компонентам гуманистической воспитательной системе колледжа как средству формирования гражданско-правового воспитывающего пространства.
Разработка инновационной модели управления развитием воспитательной системы колледжа, обеспечивающей реализацию идеи эксперимента.
Методическая учеба педагогических кадров и специалистов ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» с целью освоения идей и задач эксперимента.
Мотивация участников социально - педагогического эксперимента.
Развитие рефлексивной позиции у педагогических работни ков колледжа
Критический анализ научной литературы по проблеме эксперимента.
Обработанный массив выявленных трудностей и проблем социализации выпускников.
Уточненный Проект эксперимента.
Документальное оформление деятельности эксперимента.
Педагогическая концепция развития воспитательной системы ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева».
Новая социально-психологическая и воспитательная программы колледжа.
План формирования гражданско - правового воспитывающего пространства
Инновационная структура управления и обучения кадров
Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогических работников, участвующих в эксперименте.
2
Второй этап - Аналитико - исследовательский (2005 - 2006)
Выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности воспитательного коллектива ПОО. Разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий.
Построение профессиональной образовательной программы колледжа как современной формы социального заказа, как программы совместной деятельности всех субъектов педагогического процесса.
Организация текущей и итоговой рефлексии субъектов образовательной деятельности.
Осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы.
Проведение экспериментальной проверки эффективности созданной модели с точки зрения результатов социальной адаптированности выпускников.
Гуманизация в ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» всего образовательного процесса.
Сформированное гражданско-правовое воспитывающее пространство колледжа
Осознанное освоение и принятие обучающимися основных демократических ценностей.
Формирование педагогического сообщества колледжа - наиболее высокой формы самоорганизации воспитательного коллектива.
Действующая модель гражданского общества, обеспечивающая подготовку выпускников к участию в построении правового государства.
Создание социально-педагогических технологий социализации подростка-сироты, его реальной подготовки к жизни и профессиональной деятельности в реальном гражданском обществе и трудовом коллективе.
Критериальная система оценки деятельности участников профессионального образовательного процесса.
Накопление подростками-сиротами достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации.
3
Третий этап - Обобщающе - внедренческий (2007)
Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования.
Корректировка апробированных социально-педагогических технологий.
Разработка методик и рекомендаций по формированию в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования системы условий, обеспечивающей создание действующей модели гражданского общества.
Проведение семинаров, научно-практических конференций для педагогических работников ПОО СПО города и области.
Подготовка статей в педагогические и социологические журналы.
Подготовка монографического издания.
Сформированная в колледже система гражданско-правовых отношений.
Обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента.
Практические рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в профессиональной образовательной организации и действующей модели гражданского общества.
Сборник научно-методических материалов по проблеме эксперимента.
Публикации в педагогических и социологических журналах.
Издание монографии
Предполагаемые методы и способы решения проблемы эксперимента
Ведущими методами исследования являются монографическое изучение теоретических основ проблемы, опыта работы различных образовательных учреждений и опытно - экспериментальная деятельность педагогического коллектива колледжа.
Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались также следующие методы:
анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы;
изучение и анализ уровня подготовленности выпускников-сирот колледжа к современным условиям самостоятельной жизни и профессиональной деятельности;
анализ образовательных технологий, учебных программ и планов, учебных пособий;
педагогическое наблюдение;
анкетирование, интервьюирование, тестирование;
моделирование педагогической деятельности;
статистические методы обработки полученных результатов.
Основные результаты, достижение которых предполагается проектомИнновационный потенциал проектаПредоставление образовательным учреждениям методических рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели гражданского общества.
Предоставление методических рекомендаций сиротским учебным заведениям по организации работы, направленной на повышение эффективности процесса социализации воспитанников, лишенных родительской опеки и попечения.
Предоставление практических пособий образовательным учреждениям по вопросам моделирования, формирования и развития гуманистических воспитательных систем учебных заведений, системообразующей деятельностью в которых является деятельность по формированию гражданско-правового воспитывающего пространства.
Проведение педагогических семинаров, научно-практических конференций для специалистов города и области.
Теоретическая основаТеоретико-методологической основой исследования являются идеи гуманистического, синергетического и системного подходов в образовательном процессе, получившие отражение в следующих фундаментальных трудах ученых-педагогов и философов: философских теориях самоценности личности человека (Н.А. Бердяев, Н.Я. Грот, Э.В. Ильенков, Дж. Келли, Я. Корчак, А.Ф. Лосев, А. Маслоу, К. Роджерс, В.В. Розанов, Ж. Сартр, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, О.П. Флоренский, С.Л. Франк, В. Франкл и др.);
теориях и концепциях оптимизации образования, управления развитием образовательных систем (Ю.К. Бабанский, И.Т Огородников, М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, М.М. Поташник, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.А. Данилов, А.А. Орлов, М.Г. Захаров, М.Л. Портнов, П.Т. Фролов, А.П. Владиславлев, В.П. Беспалько, И.А. Богачек и др.); идеях демократизации и гуманизации отечественной педагогики (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Г.С. Батищев, А.И. Адамский, В.И. Гинецинский, Е.А. Ямбург, Е.В. Бондаревская, С.Л. Соловейчик, Н.С. Розов, Г.Б. Корнетов, В.В. Веселова и др.);
теории школьных воспитательных систем (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, О.В. Заславская, А.В. Гаврилин, А.М. Сидоркин, А.Т. Куракин, Р.Б. Вендроновская и др.);
теориях социализации, социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка (А.В. Мудрик, И.В. Бестужев-Лада, Г.М. Андреева, А.В. Гордеева, И.А. Милославова, Е.М. Рыбинский, Н.В. Андреенкова, В.В. Москаленко, Л.Г. Жедунова, И.Л. Зимняя, О.В. Заводилкина, Б.А. Куган, Л.В. Байбородова и др.).
Необходимые условия проведения экспериментаКвалифицированное организационное и научно-методическое руководство.
Обеспечение эксперимента методиками для замеров и обработки текущих результатов исследования.
Достаточная экспериментальная база.
Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.
Творческая инициативная группа работников колледжа.
Достаточное финансирование проекта.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов экспериментаДостоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются:
совокупностью исходных методологических и теоретических положений;
длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы;
применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задаче и логике исследования и подтверждающих основные выводы эксперимента;
апробацией авторских методик в процессе формирующего социально-педагогического эксперимента;
сопоставлением полученных результатов с данными передового педагогического опыта;
подтверждением гипотезы исследования полученными результатами;
воспроизводимостью полученных результатов в обычных условиях.
Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу экспериментаПроектом предусмотрено использование авторских и индивидуальных образовательных программ, разработанных педагогами колледжа,а также комплекса диагностических методик, отличающихся надежностью и валидностью:
Д.Н. Хломова, С.А. Баклушинского и О.Ю. Казьминой (модифицирована Г.В. Семья и Ю.С. Смирновой).
калифорнийского опросника (Susan L., Philips) (адаптирован О.Ю. Казьминой),
В.Б. Успенского.
Предполагается использование разработанной специалистами ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» системы мониторинга (наблюдение, оценка, прогноз и управление), охватывающая как важнейшие сферы развития студентов-сирот (социальную, психологическую, креативную, духовную, нравственную), так и основные процессы формирования воспитательной системы колледжа.
Формы представления результатов
Сборник научно-методических материалов по проблеме эксперимента (описание опыта, практические рекомендации, образовательные и социально-педагогические технологии).
Публикации в педагогических и социологических журналах.
Монография по теме проекта.
Региональные педагогические семинары и научно - практические конференции.